logo
39-75

Структура и стадии политического процесса

Политический процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий м/у политичсекимим факторами, котор проистекакет в определенное время в определенном пространстве. Политический процесс является важной характеристикой политической системы общества. Он раскрывает ее движение, динамику и непрерывное изменение. По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов: субъект, объект. Политический процесс характеризует действующих в нем субъектов политики, отражает результаты их политической деятельности. Субъект полит процесса – реальная власть или ее носитель. Объект ПП – то, на что направл действие субъекта. Объект может быть создан или достигнут как цель процесса. ПП состоит из ряда последовательно совершающихся и циклически повторяющихся стадий. Стадии ПП: конституирование, образование политической системы; воспроизведение компонентов и признаков данной системы; принятие и исполнение политико-управленческих решений; контроль за функционированием и направлением развития политической системы. Некоторые политологи к этим 4 стадиям добавляют и пятую. Это стадия упадка или распада. Здесь происходит изменение направленности и динамики политического процесса.

  1. Становление и развитие политической мысли Х1Х-ХХ вв. №49 +

В XIX и XX столетиях наряду с марксистской получили широкое развитие и другие концепции политологии, обогатили ее новыми положениями и выводами. Во второй половине XIX столетия известность приобрела теория завоеванияЛюдвига Гумпловича (1838-1909) -- представителя социального дарвинизма. Согласно его теории, изложенной в работах «Социология и политика», «Основы социологии», «Борьба рас», общественная жизнь изначально представляет беспощадную и непрекращающуюся борьбу между группами людей. В начале истории вражда разделенных расово-этническими признаками орд привела к порабощению одних из них другими и к возникновению государства, при котором на смену борьбе между ордами приходит борьба между сословиями, классами и партиями. Конфликт между государствами - неизбежный спутник человеческого существования. Широкое распространение в начале XX столетия получила теория элит, создателями которой были два итальянских ученых: Вилъфредо Парето (1848-1923) и Гаэтано Моска (1858-1941). Г. Моска в работе «Элементы, политической науки» утверждает, что власть всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Когда она переходит из одних рук в другие, то переходит от одно го меньшинства к другому, но никогда от меньшинства к большинству. Это правящее меньшинство автор называет господствующим классом, элитой. Политический прогресс состоит в переходе власти от одной правящей элиты к другой. Каждая элита правит путем распространения той идеологии, которая отвечает задачам ее власти. В. Парето в работе «Трак тат об общей социологии» рассматривает элиту как группу прирожденных руководителей нации, как людей, наделенных выделяющимися на общем фоне качествами. Он считал, что во всякую эпоху существуют две такого рода группы -- элита и контрэлита, которые ведут между собой борьбу за власть с помощью мобилизации масс. Особое место в развитии науки о политике принадлежит немецкому социологу Максу Веберу (1864-1920), разработавшего на основе постулатов «понимающей социологии» теорию государственной бюрократии и концепцию легитимности власти. В ХХ веке постепенно самые активные политические исследования переместились в США. Здесь были разработаны наиболее известные ныне научные теории. Гарольд Лассауэл разработал теорию политического психоанализа. Стивен Липсет и Дэвид Истон обосновали научную концепцию политических систем. Габриэль Алмонд стал родоначальником теории политической культуры. Роберт Даль предложил типологию политических систем и стал автором концепции «полиархической демократии». Л. Козер и К. Боулдинг разработали основы теории политических конфликтов. Сидней Верба заложил основы сравнительной политологии. Существенный вклад в эту область знаний внес Арендт Лейпхарт. Стивен Хантингтон разработал теорию «волн демократии».  отношений, проблемам разрешения конфликтов, вопросам по литического лидерства, личности и политики, теориям систем и другим.

  1. Светская политическая мысль Эпохи Возрождения и конформации. Период возрождения (XIV-XVI вв.), расцвет которого – 2-я пол. XV – начало XVI вв. – это эпоха разложения феодализма, кризиса средневековых ценностей и самой католической церкви. Именно в Италии, на родиднде возрождения, наряду с развитием светской литературы и искусства формировалась и полит. мысль эпохи. Самым крупным представителем зарождавшейся политической науки был Никколо Макиавелли(1969-1527), а его крупнейшей работой был трактат «Государь», посвященный именно политологической проблематике. Он обосновывал теорию светского (нерелигиозного) государства, необходимого для обуздания эгоистической и злобной натуры человека. Макиавелли разделил нормы права и предписания религии. Одной из важнейщих функций гос-ва он считал защиту частной собственности. Чтобы не вызывать ненависти у подданных, государь не должен псягать на имущество подданных. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субъективность народа, т.е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя. Наилучшей формой гос. правления он считал республику , там могут быть лечше всего обеспечены сочетания общих и частных интересов , порядок и свобода. Он выдвинул тезис о том, что для достижения полит. цели не исключены любые средства, в т.ч. и аморальные, если этого требует обсоятельства и интересы государства, т.е. высшее благо. В XVI веке стали появляться работы, осуждавшие и дух и наживы, и частную собственность вообще, и предлагавшие создание идеализированных фантастических уравнительных государств. Это направление полит. теории получило название «утопического социализма». Его основателем считается Английский мыслитель и политик Томас Мор(1478-1535). В своем труде «Утопия» он критикует несправедливое общество, неравенство, считает причиной всех бед общества частную собственность(Утопия- вымышленный остров). Другим крупным представителем утопического социализма был доминиканский монах Томазо Кампанелла (1568 – 1639). В своем труде «Город Солнца» он рисует государство, основанное на всеобщем равенстве людей. Государственная власть организована на демократических принципах. Должность главы государства занимает самый мудрый и образованный гражданин Города Солнца. Таким образом, для утопистов идеалом была грубая уравнительность, аскетизм и регламентация всего, даже личной жизни.