3.1 Создание сервиса мгновенных платежей, доступного 24/7/365
Правлением НБ РБ 13 декабря 2017 года принята «Концепция создания сервиса по мгновенным платежам, доступного в режиме 24/7/365». Разработана в целях реализации одного из стратегических направлений развития платежной системы, касающегося обеспечения возможности осуществления платежей в режиме времени, приближенном к реальному. Ключевым компонентом Концепции является описание функционирования сервиса по мгновенным платежам, реализованного на базе действующей системы межбанковских расчётов – системы BISS, в виде третьего потока платежей, принципиально отличающегося по способу его организации и схеме функционирования, которая предлагается к рассмотрению потенциальным участникам рынка платежей в качестве потенциального направления развития своей бизнес среды.
Существующая в настоящее время в Республике Беларусь платёжная система обеспечивает потребности реального сектора экономики, банковской системы и иных финансовых институтов Республики Беларусь в своевременном и качественном проведении расчетов на территории Республики Беларусь способствует эффективной реализации основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, исполнению государственного бюджета.
Вместе с тем, несмотря на достаточно высокий уровень развития платёжной системы, приведенный анализ мировых тенденций в области создания и развития платежных систем указывает на следующее. АС МБР НБ РБ и платёжные системы банков (автоматизированные банковские системы (АБС) обеспечивают прием и обработку платежей в рамках установленных временных ограничений (для системы BISS время приёма платежей установлено с 9.00 до 16.45) в будние дни и не функционируют в праздничные и выходные дни. При этом по межбанковским расчётам, проведённым в системе BISS, время от списания денежных средств со счёта плательщика до зачисления их конечному бенефициару может занимать до нескольких часов (в зависимости от наличия средств на корреспондентском счёте банка- отправителя, статуса платежа – срочный или несрочный, программно- технической реализации зачисления денежных средств в банке бенефициара). В настоящее время только два банка предоставляют своим 6 клиентам возможность осуществления платежей внутри банка в круглосуточном режиме.
Расчёты с поставщиками услуг и товаров по платежам, проведённым посредством смежных систем, происходят, как правило, на следующий день после совершения таких операций, то есть, в случае необходимости проведения платежа, требующего немедленного зачисления средств на счёт получателя (например, погашение кредита, перечисление налогового платежа, осуществленного в ”последнюю минуту“, или перечисление денежных средств клиенту другого банка, а также иные платежи, требующие немедленного зачисления реальных денежных средств получателю), такой платёж совершить невозможно.
Платежи, произведенные с использованием платёжных карт в торговых точках, являются удобными, эффективными, быстрыми с точки зрения плательщика, а также безопасными. Вместе с тем, в электронной и мобильной торговле необходимость ввода всех данных платёжной карты нельзя назвать очень удобным и абсолютно безопасным условием проведения платежа. Также следует отметить, что действующие подходы к тарифной политике банков по приёму платежей строятся на основе не только возмещения затрат по совершаемым операциям, но и получения прибыли – это касается тарифов на совершение межбанковских платежей, взимание различных комиссий по приёму наличных денежных средств в кассы банка и прочих, что существенным образом влияет на стоимость таких услуг. НБ РБ в своих подходах к определению тарифной политики исходит прежде всего из уровня возмещения затрат на функционирование своей платёжной системы и её поддержание в актуальном состоянии. Сервис по мгновенным платежам позволяет не только совершать платежи с зачислением средств конечному бенефициару в режиме реального времени, но и совершать их «всегда и везде», с использованием широкого спектра каналов доступа: банкоматы, отделения банков, мобильные телефоны, Интернет, любое устройство (персональный компьютер, планшетный компьютер, смартфон), на которых установлена соответствующая операционная система.
Для достижения заявленных ориентиров по созданию сервиса по мгновенным платежам необходимо совершенствование нормативных правовых актов НБ РБ, разработка технической документации и новой версии АС МБР с привлечением открытого акционерного общества «Белорусский межбанковский расчётный центр“ в качестве основного разработчика данного сервиса.
Современное состояние, институциональная структура платёжной системы, развитие технологий и спрос со стороны потенциальных пользователей на услуги мгновенной оплаты позволяют говорить о целесообразности и необходимости реализации сервиса по мгновенным платежам в Республике Беларусь.
Концепцией установлены также сроки создания такой системы – до 1 января 2019 года [13].
- Оглавление
- Глава 1 обзор используемых сдбо в республике беларусь 12
- Глава 2 сравнительный анализ сдбо белорусских банков. Классификация сдбо 25
- Глава 3 перспективные технологии дбо, не представленные в республике беларусь 43
- Список использованных обозначений
- Общая характеристика работы
- Агульная характарыстыка працы
- Введение
- Глава 1 обзор используемых сдбо в республике беларусь
- 1.1 История внедрения и развития сдбо в Республике Беларусь
- 1.2 Использование сдбо в электронном правительстве
- 1.3 Автоматизированная информационная система «Расчёт»
- 1.4 Национальная платёжная система белкарт
- 1.5 Межбанковская система идентификации
- Глава 2 сравнительный анализ сдбо белорусских банков. Классификация сдбо
- 2.1 Используемая классификация сдбо. Виды сдбо
- Р исунок 2.1 – Валютно-обменный терминал мтБанка
- 2.2 Способы и методы исследования
- 2.3 Сравнительный анализ сдбо банков Республики Беларусь
- 2.3.1 Сравнительный анализ сдбо для физических лиц
- 2.3.2 Сравнительный анализ сдбо для юридических лиц
- Глава 3 перспективные технологии дбо, не представленные в республике беларусь
- 3.1 Создание сервиса мгновенных платежей, доступного 24/7/365
- 3.2 Электронные платёжные системы
- 3.3 Использование crm-систем и технологий анализа данных
- 3.4 Краудфандинг
- 3.5 Финтех-сервисы
- 3.6 Терминальные сдбо, не представленные в Республике Беларусь
- Заключение
- Список использованной литературы