logo
DISSERTATION

3.6 Терминальные сдбо, не представленные в Республике Беларусь

В настоящем исследовании нельзя не упомянуть про устройства самообслуживания, не используемые банками Беларуси.

Картомат — устройство, призванное автоматизировать и ускорить процесс выдачи новой карты (платёжная карта, карта лояльности, водительское удостоверение и других) по истечении срока действия или в связи с потерей карты, при изменении личных данных владельца и иных случаях.

Вместо того, чтобы отправлять новую карту клиенту по почте, принимая на себя различные, связанные с этим риски, банк посылает держателю карты уведомление, что его новая карта готова и ожидает в конкретном картомате.

Для её получения, клиенту необходимо вставить старую карту в указанную машину, либо провести любую другую операцию идентификации карты. Картомат найдет среди хранящихся в нём заранее персонализированных карт нужную и, по алгоритму, выбранному банком, выдаст её клиенту (моментально предложив перечень других возможных услуг).

Картомат может также, проведя идентификацию клиента (например, с помощью МСИ), выдать и неперсонализированную карту. Информация о держателе и идентификационные данные поступают в базы данных банка, процессинговой системы. Клиент без посещения банка имеет возможность получить быстро платёжный продукт.

С целью снижения затрат, имеет смысл использовать такие устройства банками совместно, что снизит затраты на установку и поддержку работу сети картоматов.

Современные банкоматы оснащены цветными дисплеями, на которые выводится интерфейс работы с выполняемыми аппаратом транзакциями: получение необходимой информации о счёте, снятие наличных денег, оплата услуг. В стандартной комплектации банкоматов имеется камера, которая используется в целях безопасности. Инженеры Bank of America первыми предложили совместно использовать цветной дисплей и фронтальную камеру для организации видеоконференции.

В ближайшем будущем банкоматы получат поддержку функции видеоконференций, которую называли Teller Assist. Это позволит клиенту выйти на связь с сотрудниками банка и получить ответы на возникшие технические вопросы через прямое человеческое общение, доступное по одному нажатию кнопки [26].

Такие устройства устанавливаются в Швейцарии, США и других странах. Их использование в Беларуси видится актуальным в связи с закрытием отделений банков в сельской местности и малых городах. С развитием функционала таких устройств, они получат возможность совместить в себе множество устройств: банкомат, картомат, валютно-обменный терминал, инфокиоски с функцией cash-in. Таким образом, одно устройство заменяет собой целое отделения банка.

Сферой применения таких устройств также являются места скопления иностранных граждан, где они могут получить необходимые услуги в случае присутствия «на той стороне» сотрудников банка, владеющих иностранными языками.

Вероятной причиной не использования таких СДБО в Беларуси видится высокая стоимость самих устройств, а также необходимость их интеграции с информационными системами банка. Недостаточный уровень финансовой грамотности белорусских граждан также не в пользу внедрения таких СДБО.