II. Оценка текущего состояния банковского сектора
Базовые характеристики и тенденции функционирования
19. Банковский сектор в Российской Федерации функционирует на принципах рынка. Как свидетельствуют результаты оценки финансового сектора Российской Федерации, проведенной миссией Международного валютного фонда и Всемирного банка в 2002—2003 годах, целый ряд компонентов нормативного регулирования банковской деятельности соответствует или максимально приближен к международно признанным подходам.
После финансово-экономического кризиса 1998 года банковский сектор развивается на фоне в целом позитивной макроэкономической ситуации в стране, обусловленной в том числе благоприятными условиями внешней торговли. Растут производство товаров и услуг, реальные доходы населения, повышается инвестиционная активность.
Динамика основных параметров, характеризующих состояние банковского сектора в 2002—2004 годах, свидетельствует о закреплении тенденции развития банковского сектора. Высокими темпами увеличиваются активы и капитал кредитных организаций, расширяется их ресурсная база, особенно за счет привлечения средств населения. Рост доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков является одним из наиболее важных признаков российского банковского сектора в этот период.
Деятельность кредитных организаций в большей степени ориентируется на потребности реальной экономики. Сохраняется устойчивая тенденция роста кредитных вложений, согласно отчетности кредитных организаций качество их кредитных портфелей остается в основном удовлетворительным. На рынке банковских услуг отмечается определенное развитие конкурентной борьбы, особенно за вклады физических лиц. В результате доля Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанка России) в привлеченных банковским сектором во вклады (депозиты) средств физических лиц имеет тенденцию к снижению.
Повышаются финансовые результаты деятельности кредитных организаций. За 2004 год прибыль банковского сектора составила 177,9 млрд. рублей, за 2003 и 2002 годы — соответственно 128,4 млрд. руб. и 93 млрд. рублей.
В то же время потенциал развития банковского сектора не исчерпан. Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что банковский сектор может и должен играть в экономике более значимую роль.
Факторы, сдерживающие развитие банковской деятельности
20. Развитие банковского сектора сдерживается рядом обстоятельств как внутреннего, так и внешнего характера.
К внутренним препятствиям относятся неразвитые системы управления, слабый уровень бизнес-планирования, неудовлетворительный уровень руководства в некоторых банках, их ориентация на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики, фиктивный характер значительной части капитала отдельных банков.
К внешним сдерживающим факторам можно отнести высокие риски кредитования, нерешенность ряда ключевых проблем залогового законодательства, ограниченные ресурсные возможности банков, прежде всего дефицит среднесрочных и долгосрочных пассивов, недостаточно высокий уровень доверия к банкам со стороны населения.
Помимо этого, российская экономика в целом и банковская сфера в частности имеют относительно невысокую инвестиционную привлекательность, о чем свидетельствует динамика инвестиций, а в отношении банковского сектора — и снижающаяся доля иностранного капитала. В период с 1 января 2000 г. по 1 января 2005 г. доля нерезидентов в совокупном уставном капитале действующих кредитных организаций Российской Федерации снизилась с 10,7 процента до 6,2 процента.
По-прежнему значительным является административное бремя, возложенное на банки в связи с отвлечением ресурсов на выполнение несвойственных им функций. Неоправданно усложнена процедура консолидации капитала (слияний и присоединений кредитных организаций). Не решен вопрос представления банками отчетности только в электронной форме.
Наряду с перечисленными факторами существуют такие проблемы методического характера, как необходимость дальнейшего развития системы рефинансирования, в том числе путем расширения круга инструментов управления ликвидностью.
- Содержание:
- В в е д е н и е
- 1. История развития банковской системы рф
- Сущность и функции банковской системы рф
- Банковская система рф. Структура банковской системы рф
- 3.1. Общая характеристика деятельности цб
- 3.2. Коммерческие банки
- Роль коммерческих банков в кредитной системе.
- Функции коммерческих банков
- Счета и депозиты
- Проблемы функционирования. Банковские «болезни» и возможные средства их излечения
- Стратегия развития банковского сектора рф в период с 2003 года по 2007 год.
- 1. Ожидаемые результаты развития банковского сектора
- 2. Участие государства в капитале кредитных организаций
- 3. Формирование конкурентной среды
- 4. Структурные аспекты развития банковского сектора
- 5. Регулирование банковской деятельности, банковский надзор
- З а к л ю ч е н и е
- Список литературы:
- Приложение 1
- Приложение 2
- I. Цели и условия развития банковского сектора
- II. Оценка текущего состояния банковского сектора
- III. Политика государства в отношении банковского сектора
- IV. Развитие структуры банковского сектора
- V. Функциональное развитие банковской деятельности
- VI. Развитие корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля в кредитных организациях
- VII. Регулирование банковской деятельности, банковский надзор
- VIII. Развитие конкурентной среды, рыночной дисциплины и обеспечение транспарентности деятельности кредитных организаций
- IX. Взаимодействие с банковским сообществом и сотрудничество с международными организациями
- Мероприятия по реализации в 2005—2006 годах Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года