5. Регулирование банковской деятельности, банковский надзор
5.1. История развития банковского дела свидетельствует, что одним из наиболее опасных рисков выступает риск качества управления. В связи с этим в сфере регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций Банком России будет продолжена работа по развитию требований к собственникам и руководителям кредитных организаций. Имеется в виду:
повышение требований к прозрачности сведений о реальных учредителях (участниках) кредитных организаций, а также об их финансовом состоянии и деловой репутации;
принятие дополнений в законодательство, определяющих порядок предъявления требований к финансовому положению реальных владельцев кредитных организаций, не являющихся их непосредственными учредителями (участниками), включая право Банка России осуществлять контроль за финансовым положением таких лиц и устанавливать требования к их финансовому положению;
принятие поправок в законодательство, уточняющих с учетом международного опыта критерии деловой репутации должностных лиц и реальных владельцев кредитных организаций. В частности, требуют уточнения перечень квалификационных требований к руководству и членам советов директоров, подходы к оценке соответствия этим требованиям, а также характер надзорного реагирования при несоблюдении указанных критериев;
5.2. В 2003 году также предстоит установить критерии оценки деловой репутации учредителей (участников) кредитной организации. Требования к приобретателям акций (долей) кредитных организаций будут повышены. Так, для владельцев существенных пакетов акций (долей) банков или реальных владельцев кредитных организаций банков, признанных несостоятельными (банкротами) или ликвидированными по иску Банка России, допустивших своими действиями банкротство кредитной организации, не предпринявших меры по их финансовому оздоровлению, либо после отзыва лицензии на осуществление банковских операций не принявших решения о ликвидации кредитной организации в предусмотренные законом сроки, будет установлен запрет выступать в качестве учредителей (участников) новых кредитных организаций в течение 10 лет.
5.3. В банковском надзоре будут развиваться содержательные подходы, предусматривающие оценку деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования исходя, прежде всего, из экономического содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций. Решение данной задачи предполагает в том числе:
развитие банковского законодательства путем внесения в него положений, определяющих содержательные требования к организации деятельности кредитных организаций, включая требования к порядку утверждения и составу документов, определяющих коммерческую политику, условия кредитования связанных сторон;
предоставление Банку России законодательно закрепленного права принятия решений надзорного характера на основе учета в деятельности кредитных организаций таких параметров как существенность рисков, адекватность суждения кредитных организаций об их реальном уровне, качество внутрибанковских систем управления и контроля за рисками;
введение в законодательство категории “оценочных” показателей деятельности кредитных организаций, устанавливаемых Банком России, с одновременным сокращением числа обязательных нормативов.
5.4. Предлагается расширить полномочия Банка России в области рассмотрения дел об административных правонарушениях в банковской сфере в соответствие с его функциями и полномочиями органа банковского надзора, а также привлечении к административной ответственности должностных лиц кредитной организации.
5.5. В ближайшие два года предстоит оптимизировать отчетность кредитных организаций, имея в виду прежде всего сокращение числа форм и упрощение процедур отчетности кредитных организаций перед Банком России и другими надзорными органами. При этом будет уделено внимание автоматизации процессов предоставления отчетности кредитных организаций в Банк России с использованием интернет-технологий, что позволит исключить дублирование информации и сократить издержки кредитных организаций.
5.6. В рамках развития системы организации банковского надзора и повышения на этой основе его эффективности предусматривается формирование в 2003-2004 гг. в Банке России института кураторов кредитных организаций. Реализация данного подхода отвечает задачам риск-ориентированного надзора. Куратор кредитной организации должен работать в постоянном контакте с ее органами управления и сотрудниками, обладать всей доступной информацией о ее деятельности, осуществлять оценку текущего состояния и перспектив развития кредитной организации, выявлять области повышенного риска в ее деятельности, генерировать предложения о мерах надзорного реагирования и режиме банковского надзора.
5.7. В целях повышения эффективности проверок кредитных организаций на месте в Банке России проводится реорганизация службы инспектирования, затрагивающая центральный аппарат и территориальные учреждения Банка России. Создана Главная инспекция кредитных организаций, которой переданы функции инспекционных проверок кредитных организаций. В связи с задачами, стоящими перед банковским надзором, службе инспектирования Банка России предстоит в течение в основном 2003 г. разработать более совершенные подходы и методологию проведения инспекционных проверок всех существенных аспектов деятельности кредитных организаций, реализовать в инспекционных проверках методы риск-ориентированного надзора.
5.8. В целях создания более благоприятных условий для развития банковской деятельности, снижения административной нагрузки в 2003 году Правительством Российской Федерации будут приняты меры по снятию с банков всех вмененных им несвойственных функций, в частности, функции контроля за кассовой дисциплиной клиентов. Предусматривается также принять законодательное решение по уменьшению величины сбора, уплачиваемого за открытие филиала кредитной организации.
Правительством Российской Федерации будут приняты меры по пресечению дискриминационной политики местных властей по установлению завышенных (по сравнению со среднерыночными) ставок арендной платы для банков, снятию с банков всех вмененных им несвойственных функций, в частности, функции контроля за кассовой дисциплиной клиентов.
Банк России обеспечит создание нормативных условий для возможности развития внутренних структур кредитных организаций в рамках действующего законодательства, включая создание передвижных пунктов кассового обслуживания. 2
- Содержание:
- В в е д е н и е
- 1. История развития банковской системы рф
- Сущность и функции банковской системы рф
- Банковская система рф. Структура банковской системы рф
- 3.1. Общая характеристика деятельности цб
- 3.2. Коммерческие банки
- Роль коммерческих банков в кредитной системе.
- Функции коммерческих банков
- Счета и депозиты
- Проблемы функционирования. Банковские «болезни» и возможные средства их излечения
- Стратегия развития банковского сектора рф в период с 2003 года по 2007 год.
- 1. Ожидаемые результаты развития банковского сектора
- 2. Участие государства в капитале кредитных организаций
- 3. Формирование конкурентной среды
- 4. Структурные аспекты развития банковского сектора
- 5. Регулирование банковской деятельности, банковский надзор
- З а к л ю ч е н и е
- Список литературы:
- Приложение 1
- Приложение 2
- I. Цели и условия развития банковского сектора
- II. Оценка текущего состояния банковского сектора
- III. Политика государства в отношении банковского сектора
- IV. Развитие структуры банковского сектора
- V. Функциональное развитие банковской деятельности
- VI. Развитие корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля в кредитных организациях
- VII. Регулирование банковской деятельности, банковский надзор
- VIII. Развитие конкурентной среды, рыночной дисциплины и обеспечение транспарентности деятельности кредитных организаций
- IX. Взаимодействие с банковским сообществом и сотрудничество с международными организациями
- Мероприятия по реализации в 2005—2006 годах Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года