2. Содержание учетной политики Банка
Учет операций осуществляется в соответствии документами Центрального банка, Сбербанка России и учетной политикой. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет управляющий отделением, в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете». Главный бухгалтер, в соответствии с Законом должен нести ответственность за формирование учетной политики, но в системе Сбербанка учетную политику разрабатывает головной банк и доводит ее до подчиненных учреждений.
Учетная политика в Сбербанке разработана на основании Правил бухгалтерского учета (ПБУ) 1/98 и отражает все разнообразие операций, производимых отделением. Основные моменты включают следующее:
- Бухгалтерский учет строится в соответствии с Положением о бухгалтерском учёте и отчётности в РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.98г. № 34Н,
- Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности банка и инструкции по его применению, утвержденных ЦБ РФ от 17.07.97г. № 61 (С изменениями, дополнениями)
- Положения «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость банковских услуг, учитываемых при налогообложении прибыли» (утверждено постановлением Правительства РФ от 16.05.94г. № 490 и от 05.08.92г. № 552 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 01.07.95г. № 661 и последующими изменениями),
Учетная политика утверждается на каждый финансовый год и представляется в местную налоговую инспекцию. В течение финансового года отделение руководствуется следующими правилами ведения бухгалтерского учёта.
Отделение использует систему бухгалтерского учёта, которая включает рабочий план счетов бухгалтерского учёта - единый для всех подразделений Сбербанка, первичные документы, предусмотренные Госкомстатом и Сбербанком России, систему документооборота и другие учётные процедуры, необходимые для организации бухгалтерского учёта в отделении (Приказ Минфина РФ от 22.12.95г. № 131, Постановление Госкомстата № 71а).
Прибыль на балансе отделений не формируется, а передается заключительными оборотами на баланс территориальных подразделений банка. Фонды не формируются и не учитываются.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского счёта и отчётности, производится инвентаризация имущества и денежных средств:
а) Денежных средств – ежемесячно;
б) Товарно-материальных ценностей – при смене материально-ответственных лиц; при хищении, пожаре и по усмотрению руководителя;
в) Перед составление годовой бухгалтерской отчётности не ранее 1 октября отчётного года.
Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учёта, оказавшиеся в излишке подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты (пп. 15, 17, 18 Положения «О бухгалтерском учёте и отчётности» в РФ).
Работа с юридическими лицами предполагает не только расчетное и налично-денежное обслуживание, но и кредитование, и валютное обслуживание. Работа с юридическими лицами регламентируется Положениями о соответствующих структурных подразделениях и должностными обязанностями соответствующих сотрудников.
Однако часто в работе с клиентами банка возникают нестандартные ситуации. Такие ситуации также отражены в учетной политике. В функциональные обязанности учетно-операционного отдела входят:
1. Консультирование клиентов, по услугам, оказываемым банком.
2. Контроль расчетно-платежных документов клиентов.
3. Обеспечение расчетного обслуживания.
4. Перечисление безналичных рублевых и валютных денежных средств.
5. Прием, обработка и отправка электронных платежей.
6. Формирование выписок по лицевым счетам.
7. Обслуживание корреспондентских счетов.
8. Ведение базы нормативно-справочной информации.
9. Подготовка отчетности по операциям банка.
10. Обеспечение работы других подразделений банка, зависимых от УОО.
11. Контроль и заверение документов других подразделений банка.
Операционный отдел несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных функциональных обязанностей.
Основанием для применения к отделу административных и экономических санкций является:
- Негативная оценка клиентами качества обслуживания;
- Нарушения в деятельности подразделения, выявленные в ходе проверки внутренними органами контроля или внешними контролирующими органами.
Вообще наличие Положений об отделах, регламентирующих все аспекты взаимодействий между подразделениями и клиентами, в настоящее время один из показателей качественного менеджмента. А отсутствие их может повлечь серьезные нарекания со стороны клиентуры.
Следующим важным моментом в организации работы с юридическими лицами – являются должностные инструкции работников.
Должностная инструкция – это перечень требований кредитной организации к работнику, его должностных прав и обязанностей, ответственности и взаимодействия с другими работниками и руководством.
В соответствии с п. 1.2 Правил ведения бухгалтерского учета с января 1998г. наличие должностных инструкций в письменном виде – обязательно.
Оформлению должностных инструкций должно предшествовать составление «Стандарта на разработку должностных документов персонала банка» и «Положения о кадровой работе».
Итак «Учетная политика» определяет деятельность бухгалтерии в вопросах, которые могут носить различный характер, например, выбор форм или методов учета, а также в случаях несоответствия налогового законодательства. Учетная политика во всех подразделениях Сбербанка едина, поэтому у вышестоящего банка нет проблем с разночтением отчетности или иных моментов.