logo
Финансовые информационные системы 41 ДИЭ

Введение.

В сфере экономики огромную роль ее информационного ресурса составляет финансовая информация. Учет финансового состояния и анализ динамики развития организации являются ключе­выми бизнес-процессами управления. Информационные технологии позволяют унифицировать и существенно ускорить эти трудоемкие процессы, обеспечить оперативность при подготовке регулярной от­четности организаций различного профиля перед вышестоящими и налоговыми органами.

Ускорение платежей немыслимо без использования достижений современной вычислительной техники, телекоммуникаций и инфор­матики.

Сегодня информационные технологии решают много актуальных производственных и финансовых проблем. Основные субъекты фи­нансовой деятельности, представленные на рынке, и существующие между ними отношения схематически приведены на рис. 1. (Финансовые потоки и встречные потоки материальных ценностей).

Потоки платежей физически осуществляются как потоки доку­ментов, частично в электронной форме.

Основные принципы банковской деятельности — учет, контроль и хранение — в равной мере характерны и для документооборота дру­гих финансовых институтов.

Автоматизация финансовой деятельности в первую очередь оп­ределяет необходимость введения электронного документооборота помимо традиционного бумажного. Это относится как к платежным документам (платежным поручениям и требованиям-поручениям, чекам и аккредитивам, расходным и приходным ордерам и др.), так и к документам материального учета (накладным, актам инвентариза­ции и списания и т.п.).

Таким образом, автоматизация учета нацелена прежде всего на устранение массы рутинных операций, а также на автоматизирован­ную подготовку бумажной (твердой) копии документов, в данном случае - финансовых.

Это касается в полной мере и подготовки отче­тов, направленных на контроль правильности исполнения и учета, а также на организацию бумажного и электронного архивов.

Одним из основных принципов автоматизации является одно­кратный ввод документов в интересах всех заинтересованных лиц. Так. например, ввод информации для платежного поручения в идеале должен быть однократным на предприятии-плательщике и не повто­ряться в коммерческом банке, расчетно-кассовом центре Центробан­ка и т.д.

Современное состояние автоматизации далеко не всегда по­зволяет реализовать такую технологию, что влечет за собой большое число рутинных операций.

Существенным фактором необходимости развития автоматизиро­ванных систем служит также ориентация менеджеров на использова­ние управленческого учета. Это в значительной степени предопреде­ляет требование создания интегрированной системы, обеспечиваю­щей так называемое единое информационное пространство в рамках всей информационной системы.

Типовая структура современного предприятия, ориентированного на материальное производство продуктов и/или услуг, приведена на рис. 2, а основные направления учета отражены на рис. 3.

Типовые информационные системы учета фи­нансовой деятельности.

Особый интерес представляет информационная под­держка бухгалтерского учета и аудита на предприятии, услуг в ком­мерческом банке, на фондовом рынке и в торговле, во внешнеэконо­мической деятельности, в страховом бизнесе и пенсионном деле.

Тесная связь информационного обеспечения финансового ме­неджмента с услугами, предоставляемыми коммерческими банками и инвестиционными институтами, определяет особое внимание, уде­ляемое информационным технологиям в банках и на фондовом рын­ке.

В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств банков­ская система является одним из наиболее развитых потребителей ин­формационных технологий, и этот опыт может быть полезен для других предприятий как объект для подражания.