logo
Финансовые информационные системы 41 ДИЭ

Автоматизация банковской деятельности.

Использование современных информационных технологий кар­динально влияет и изменяет бизнес-процессы в банках, выводя их на принципиально иной уровень. Банковские технологии неразрывно связаны с информационными технологиями, которые обеспечивают комплексную автоматизацию бизнеса.

Рост объемов банковского бизнеса, его управление и оценка дея­тельности требуют использования не только количественных методов оценки, но и качественных критериев, что вызывает необходимость модернизации информационно-технологических систем в банках, по­вышения качества клиентской работы, определения стратегии разви­тия банка и стратегического планирования.

Переход на международные стандарты отчетности, снижение банковских рисков также предопределяют условия выбора направ­лений развития автоматизации банковского бизнеса, выбора той или иной информационной системы и планирования инвестиций в них.

Реализация информационных процессов в банках осуществляется на основе автоматизированных банковских систем (АБС).

АБС — спроектированная и функционирующая объединенная совокупность элементов (информации, Техники, программ, технологий и т.д.), выполняющих единым комплексом информационные и управленче­ские задачи, стоящие перед банком.

Таким образом, АБС представ­ляет собой взаимосвязанный набор средств и методов работы с ин­формацией с целью управления банком.

При выработке идеологии построения ABC создается модель работы банка, объединяющая ряд уровней и звеньев:

Так как в российском банковском деле нет ус­тоявшихся магистральных технологий, то для обеспечения устойчи­вого развития банка на рынке банковского сектора предлагаются разнообразные семейства АБС, в которых сочетаются различные концептуальные (идеологические) подходы.

Множество предлагаемых к использованию автоматизированных банковских систем от­ражает сложнейший технологический уровень развития банковского дела в России.

Западные банковские системы обладают высокой функциональ­ностью, что создает для банка существенный запас прочности в развитии бизнеса..

Они позволяют решать задачи автоматизации всех бизнес-процессов, начиная со стратегического планирования и заканчивая хозяйственной деятельностью. Такие системы дороги и доступны наиболее крупным банкам.

Использование информационной системы российского производ­ства обеспечивает бухгалтерскую и операционную деятельность кре­дитной организации, но функциональность подобных систем в таких сферах бизнеса, как стратегическое управление, управление клиентскими отношениями, управление рисками, значительно отстает и является более узкой, чем у западных систем, хотя они и дешевле.

Собственные разработки банка в сфере автоматизации характер­ны для малых и средних банков, но они постепенно сходят на нет. Появилась тенденция перехода на аутсорсинг в сфере информаци­онных технологий.

Аутсорсинг означает передачу каких-либо функ­ций, например по автоматизации банковских операций, внешнему исполнителю.

Рассмотрим важнейшие направления развития банковского биз­неса, которые на сегодня наиболее актуальны и определяют выбор информационно-технологических решений.

Во-первых, это возросшая конкуренция за клиентуру, особенно за качественного клиента. Необходимо, чтобы банк обладал доста­точной информацией о рынках и клиентах, мог гибко и оперативно реагировать на запросы клиентов, прогнозировать меняющиеся по­требности клиентуры и разрабатывать новые продукты с учетом таких прогнозов.

Такое положение касается в первую очередь тех банков, которые стали развивать розничный бизнес, приватный банкинг и т.д.

Во-вторых, возрос интерес к системам, обеспечивающим ком­плексное управление рисками, и прежде всего кредитными.

В-третьих, внедрение современной корпоративной информаци­онной системы, охватывающей все стороны деятельности крупной кредитной организации, т.е. банка.

В-четвертых, насущной является проблема стратегического управления и планирования. Последние нормативные документы и рекомендации Банка России о бизнес-планах кредитных организа­ций стимулируют банки к использованию современных информа­ционных систем в сфере стратегического развития бизнеса.

Во избежание технологического отставания банки должны оп­ределить свою нишу и сконцентрироваться на автоматизации из­бранных направлений бизнеса. Чем более высокотехнологичный банк, тем выше его конкурентоспособность.

Происходящие в рос­сийской банковской системе процессы слияний и поглощений тре­буют адекватности развития информационных систем в банках для минимизации риска и потери их управляемости.

Первой и самой важной задачей информационных технологий (IT) среди прочих является достижение бизнес-целей.

Любая дея­тельность в области IT лишь тогда имеет смысл, когда она направ­лена на получение конечного результата и связана со стратегией развития банка. При правильной организации управления кредит­ной организацией IT -менеджер должен принимать непосредствен­ное участие в определении целей и выработке стратегии их дости­жения.

В области IT средствами достижения являются ресурсы и их сбалансированность. Основные ресурсы IT — это технологии, ин­формация, персонал, программно-техническое оснащение.

Общим ресурсом являются деньги и время. В области ресурсного обеспечения IT использование сторонних ресурсов, т.е. аутсорсинг, для некоторых задач является более предпочтительным и все более расширяется.

Например, банк приобрел у фирмы-разработчика банковских программ и технологий систему автоматизации банков­ской деятельности. Спустя некоторое время для расширения дея­тельности понадобилось добавить функцию работы с новыми фон­довыми инструментами (допустим, с векселями).

Аутсорсинговая услуга предполагает обращение банка к фирме-разработчику для проектирования и закупки информационной технологии, обеспечи­вающей банку работу с векселями.

Новая функция в деятельности конкретного банка реализуется внешним исполнителем и его ресур­сами, что является более экономичным способом ее реализации-Услуги по аутсорсингу могут быть связаны с переводом информа­ционных технологий банка на новое программно-техническое ос­нащение (платформу), с заменой и обновлением сетевой операци­онной системы и т.д.

При решении конкретных задач необходимо определить: какой вид использования ресурсов является более эф­фективным — внутренний или сторонний. С аутсорсингом связаны и новые специфические риски, управление которыми является ча­стью оперативной деятельности IT -служб.

В международной практике банков для решения проблем оп­тимальной организации информационных технологий используют не только опыт и знания менеджеров и другого персонала, но и при­меняют также какую-либо разработанную на стороне или собственную методологию управления IT.

Такие методологии содержат определе­ние основных целей и задач структуры управления информационными технологиями, состава функций, технологий, организацию работ по их внедрению.

К преимуществам известных методологий относятся пред­ложение проверенных подходов и решений, соответствующих между­народным юридическим нормативам и техническим стандартам, дос­тижение поставленных целей и результатов и др.

Наиболее известными методологиями и стандартами в области информационных технологий являются:

СоbIТ — управление, контроль и аудит всеми аспектами информационных технологий (используется в американской практике);

ITIL, ITSM — управление обслуживанием информационных систем (используется в европейских странах);

ISO 9000 — управление качеством информационных техноло­гий и программных продуктов;

TickIT — управление качеством IT и программных продуктов;

ГОСТы — государственные нормативно-технические доку­менты, устанавливающие определенные нормы и правила соз­дания и функционирования IT;

BS7799 — организация информационной безопасности и т.д.

Внедрение указанных методологий является сложной задачей и не всегда может быть осуществлено без внешней поддержки. Свя­зано это с тем, что в процессе внедрения необходимо оценить по­следовательность действий и сформировать систему приоритетов.

Для больших банков помимо выбора и использования проверенных методологий необходимостью является централизация методологи­ческого управления информационными технологиями как в голов­ном офисе, так и в удаленных филиалах.

Разработкой и реализацией таких методологий занимаются очень крупные компании, преимущественно международные, так как при этом требуются весьма объемная научная и исследовательская работа и ресурсы.

Применение таких методологий связано с более высокой эффективностью. В них предлагается структурированный подход к управлению IT, они соответствуют международным нормативам и стандартам и т.д.

Ключевым подходом в управлении IT является необходимость их постоянного совершенствования и оптимизации. Еще одной со­ставляющей правильной организации и управления IT является документальное отражение главных аспектов внедрения и функцио­нирования IT.

В качестве примеров таких направлений можно привести следующие: стратегия в области IT, программно-техни­ческая платформа, политика информационной безопасности, соглашения об обслуживании бизнес-процессов и их подразделений, IT -бюджет и др.