Автоматизация банковской деятельности.
Использование современных информационных технологий кардинально влияет и изменяет бизнес-процессы в банках, выводя их на принципиально иной уровень. Банковские технологии неразрывно связаны с информационными технологиями, которые обеспечивают комплексную автоматизацию бизнеса.
Рост объемов банковского бизнеса, его управление и оценка деятельности требуют использования не только количественных методов оценки, но и качественных критериев, что вызывает необходимость модернизации информационно-технологических систем в банках, повышения качества клиентской работы, определения стратегии развития банка и стратегического планирования.
Переход на международные стандарты отчетности, снижение банковских рисков также предопределяют условия выбора направлений развития автоматизации банковского бизнеса, выбора той или иной информационной системы и планирования инвестиций в них.
Реализация информационных процессов в банках осуществляется на основе автоматизированных банковских систем (АБС).
АБС — спроектированная и функционирующая объединенная совокупность элементов (информации, Техники, программ, технологий и т.д.), выполняющих единым комплексом информационные и управленческие задачи, стоящие перед банком.
Таким образом, АБС представляет собой взаимосвязанный набор средств и методов работы с информацией с целью управления банком.
При выработке идеологии построения ABC создается модель работы банка, объединяющая ряд уровней и звеньев:
разнообразие банковских услуг и операций;
обслуживание юридических и физических лиц;
обеспечение внутренних и внешних информационных потребностей и т.д.
Так как в российском банковском деле нет устоявшихся магистральных технологий, то для обеспечения устойчивого развития банка на рынке банковского сектора предлагаются разнообразные семейства АБС, в которых сочетаются различные концептуальные (идеологические) подходы.
Множество предлагаемых к использованию автоматизированных банковских систем отражает сложнейший технологический уровень развития банковского дела в России.
Западные банковские системы обладают высокой функциональностью, что создает для банка существенный запас прочности в развитии бизнеса..
Они позволяют решать задачи автоматизации всех бизнес-процессов, начиная со стратегического планирования и заканчивая хозяйственной деятельностью. Такие системы дороги и доступны наиболее крупным банкам.
Использование информационной системы российского производства обеспечивает бухгалтерскую и операционную деятельность кредитной организации, но функциональность подобных систем в таких сферах бизнеса, как стратегическое управление, управление клиентскими отношениями, управление рисками, значительно отстает и является более узкой, чем у западных систем, хотя они и дешевле.
Собственные разработки банка в сфере автоматизации характерны для малых и средних банков, но они постепенно сходят на нет. Появилась тенденция перехода на аутсорсинг в сфере информационных технологий.
Аутсорсинг означает передачу каких-либо функций, например по автоматизации банковских операций, внешнему исполнителю.
Рассмотрим важнейшие направления развития банковского бизнеса, которые на сегодня наиболее актуальны и определяют выбор информационно-технологических решений.
Во-первых, это возросшая конкуренция за клиентуру, особенно за качественного клиента. Необходимо, чтобы банк обладал достаточной информацией о рынках и клиентах, мог гибко и оперативно реагировать на запросы клиентов, прогнозировать меняющиеся потребности клиентуры и разрабатывать новые продукты с учетом таких прогнозов.
Такое положение касается в первую очередь тех банков, которые стали развивать розничный бизнес, приватный банкинг и т.д.
Во-вторых, возрос интерес к системам, обеспечивающим комплексное управление рисками, и прежде всего кредитными.
В-третьих, внедрение современной корпоративной информационной системы, охватывающей все стороны деятельности крупной кредитной организации, т.е. банка.
В-четвертых, насущной является проблема стратегического управления и планирования. Последние нормативные документы и рекомендации Банка России о бизнес-планах кредитных организаций стимулируют банки к использованию современных информационных систем в сфере стратегического развития бизнеса.
Во избежание технологического отставания банки должны определить свою нишу и сконцентрироваться на автоматизации избранных направлений бизнеса. Чем более высокотехнологичный банк, тем выше его конкурентоспособность.
Происходящие в российской банковской системе процессы слияний и поглощений требуют адекватности развития информационных систем в банках для минимизации риска и потери их управляемости.
Первой и самой важной задачей информационных технологий (IT) среди прочих является достижение бизнес-целей.
Любая деятельность в области IT лишь тогда имеет смысл, когда она направлена на получение конечного результата и связана со стратегией развития банка. При правильной организации управления кредитной организацией IT -менеджер должен принимать непосредственное участие в определении целей и выработке стратегии их достижения.
В области IT средствами достижения являются ресурсы и их сбалансированность. Основные ресурсы IT — это технологии, информация, персонал, программно-техническое оснащение.
Общим ресурсом являются деньги и время. В области ресурсного обеспечения IT использование сторонних ресурсов, т.е. аутсорсинг, для некоторых задач является более предпочтительным и все более расширяется.
Например, банк приобрел у фирмы-разработчика банковских программ и технологий систему автоматизации банковской деятельности. Спустя некоторое время для расширения деятельности понадобилось добавить функцию работы с новыми фондовыми инструментами (допустим, с векселями).
Аутсорсинговая услуга предполагает обращение банка к фирме-разработчику для проектирования и закупки информационной технологии, обеспечивающей банку работу с векселями.
Новая функция в деятельности конкретного банка реализуется внешним исполнителем и его ресурсами, что является более экономичным способом ее реализации-Услуги по аутсорсингу могут быть связаны с переводом информационных технологий банка на новое программно-техническое оснащение (платформу), с заменой и обновлением сетевой операционной системы и т.д.
При решении конкретных задач необходимо определить: какой вид использования ресурсов является более эффективным — внутренний или сторонний. С аутсорсингом связаны и новые специфические риски, управление которыми является частью оперативной деятельности IT -служб.
В международной практике банков для решения проблем оптимальной организации информационных технологий используют не только опыт и знания менеджеров и другого персонала, но и применяют также какую-либо разработанную на стороне или собственную методологию управления IT.
Такие методологии содержат определение основных целей и задач структуры управления информационными технологиями, состава функций, технологий, организацию работ по их внедрению.
К преимуществам известных методологий относятся предложение проверенных подходов и решений, соответствующих международным юридическим нормативам и техническим стандартам, достижение поставленных целей и результатов и др.
Наиболее известными методологиями и стандартами в области информационных технологий являются:
• СоbIТ — управление, контроль и аудит всеми аспектами информационных технологий (используется в американской практике);
• ITIL, ITSM — управление обслуживанием информационных систем (используется в европейских странах);
• ISO 9000 — управление качеством информационных технологий и программных продуктов;
• TickIT — управление качеством IT и программных продуктов;
• ГОСТы — государственные нормативно-технические документы, устанавливающие определенные нормы и правила создания и функционирования IT;
• BS7799 — организация информационной безопасности и т.д.
Внедрение указанных методологий является сложной задачей и не всегда может быть осуществлено без внешней поддержки. Связано это с тем, что в процессе внедрения необходимо оценить последовательность действий и сформировать систему приоритетов.
Для больших банков помимо выбора и использования проверенных методологий необходимостью является централизация методологического управления информационными технологиями как в головном офисе, так и в удаленных филиалах.
Разработкой и реализацией таких методологий занимаются очень крупные компании, преимущественно международные, так как при этом требуются весьма объемная научная и исследовательская работа и ресурсы.
Применение таких методологий связано с более высокой эффективностью. В них предлагается структурированный подход к управлению IT, они соответствуют международным нормативам и стандартам и т.д.
Ключевым подходом в управлении IT является необходимость их постоянного совершенствования и оптимизации. Еще одной составляющей правильной организации и управления IT является документальное отражение главных аспектов внедрения и функционирования IT.
В качестве примеров таких направлений можно привести следующие: стратегия в области IT, программно-техническая платформа, политика информационной безопасности, соглашения об обслуживании бизнес-процессов и их подразделений, IT -бюджет и др.
- 21 Финансовые информационные системы гр. 41 диэ 2012 г.
- Введение.
- Бухгалтерский учет на предприятии.
- Проблемы автоматизации бухгалтерского учета.
- Автоматизация бухгалтерского учета.
- Задачи подсистемы бухгалтерского учета
- Особенности информационного обеспечения бухгалтерского учета.
- Виды документов в бухгалтерском учете.
- Понятие аудита.
- Система компьютеризации аудита по этапам.
- Планирование аудита в системе код.
- Банковские информационные системы.
- Автоматизация банковской деятельности.
- Эффективность работы банка.
- Проблемы информационного обеспечения в банковской деятельности.
- Проблемы информационного обеспечения в банковской деятельности.