6 Эластичность спроса и предложения
Эластичность спроса и предложения
Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Она показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при изменении цены на данный товар на один процент. Если при снижении цены данного товара резко возрастают его покупки, то спрос на этот товар эластичен по цене. Если при повышении цены данного товара резко сокращаются его покупки, то спрос на этот товар так же эластичен по цене.
Математически эластичность спроса может быть выражена в виде коэффициента эластичности (Ed).
Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Например, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен.
При анализе эластичности спроса по цене следует учитывать, что на этот показатель оказывают так же влияние наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Если два товара взаимозаменяемы, например, чай и кофе, то рост цены на кофе приведет к увеличению спроса на чай. Если коэффициент перекрестной эластичности двух товаров равен 0, то эти товары независимы, то есть изменение цены на один товар, никак не скажется на изменении спроса на другой товар.
Варианты эластичности спроса
1. Эластичный спрос имеет место, когда приобретаемое количество товара увеличивается больше, чем на 1% на каждый процент снижения цены (сильная реакция), то есть Ed > 2. Неэластичный спрос имеет место, когда приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1% на каждый процент снижения цены этого товара (слабая реакция), то есть Ed 1. Обычно неэластичный спрос существует на многие виды продуктов питания (хлеб, соль, спички), на медикаменты, другие предметы первой необходимости.
3. Единичная эластичность имеет место, когда покупаемое количество товара вырастает на 1% при снижении цены также на 1%, то есть Ed = 1.
4. Абсолютно эластичный спрос имеет место, когда при неизменной цене или ее крайне незначительных изменениях спрос уменьшается или увеличивается до предела покупательских возможностей.
5. Абсолютно неэластичный спрос имеет место, если любое изменение цены не влечет за собой никакого изменения количества требуемой продукции, то есть Ed = 0. Если любое количество товара продается по одинаковой цене, то спрос на него совершенно (абсолютно) неэластичный.
Кроме показателя эластичности спроса по цене используют показатель эластичности спроса по доходу, показывающий на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении дохода на 1 %.
Теперь рассмотрим эластичность предложения по цене.
Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения по цене понимается степень чувствительности изменения предложения товара в зависимости от изменения его цены, показывающая, на сколько процентов увеличится (уменьшится) предложение при изменении цены на один процент. Эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится количество предлагаемых для продажи товаров при изменении цены на 1%. Отношение изменения предложения в процентах к относительной величине изменений цен выражает коэффициент эластичности предложения.
Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Es.)
Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.
Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим (условно), что цена на жевательную резинку повысилась на 5%, вследствие чего в продаже появилось таких товаров больше на 10%. В этом случае коэффициент эластичности:
Es = 10 % : 5 % = 2.
В зависимости от полученного значения коэффициента эластичности предложения по цене, как и в случае эластичности спроса, могут быть следующие виды эластичности:
1) если Es > 1 , предложение эластично;
2) если Es < 1, предложение неэластично;
3) если Е = 1 , эластичность единичная;
4) если Es = 0, абсолютно неэластичное предложение (на графике по оси абсцисс отложить величину предложения, а по оси ординат – цену товара, то такое предложение будет представлено вертикальной линией);
5) если Es = ∞, совершенно эластичное предложение.
- Вопрос 1. Экономическая система: понятие, элементы, классификация
- 6 Эластичность спроса и предложения
- 7 Издержки производства
- Частные и общественные издержки
- Постоянные переменные и общие издержки
- Альтернативные издержки Бухгалтерские и экономические издержки
- Явные и неявные издержки
- Возвратные и невозвратные издержки
- Постоянные издержки
- Переменные издержки
- Общие (валовые) издержки
- Классификация совокупных издержек
- Графическое изображение издержек
- Издержки и цена: четыре модели развития фирмы
- 8 Конкуренция и ее виды. Российское антимонопольное законодательство
- 9 Макроэкономические цели и задачи. Основные макроэкономические проблемы
- 10 Основные макроэкономические показатели
- 11 Экономический цикл и экономический кризис. Цикличность как форма движения рыночной экономики
- 12 Инфляция и ее виды. Воздействие инфляции на экономику
- 15 Государство и экономика
- Государственное регулирование экономики
- Методы и цели государственного регулирования экономики
- 16 Финансовая система и ее структура
- 19 Государственный бюджет и бюджетное устройство страны. Структура бюджета; бюджетный процесс и основные этапы. Понятие бюджетного дефицита, его причины и методы противодействия
- 21 Бюджетно-налоговая политика: сущность и инструменты
- 22 Государственный бюджет и бюджетное устройство страны. Структура бюджета; бюджетный процесс и основные этапы. Понятие бюджетного дефицита, его причины и методы противодействия
- 23 Денежно-кредитная политика, ее цели и задачи. Методы и инструменты денежно-кредитной политики
- 24 Внебюджетные фонды в системе государственных финансов. Структура, функции, источники формирования внебюджетных фондов
- 27 Банковское регулирование и надзор. Основные нормативы деятельности банков.
- 28 Государственный долг
- 29 Государственный кредит. Сущность, функции и значение государственного кредита
- 30 Деньги и их функции. Спрос на деньги
- 31 Денежное обращение. Денежное предложение. Денежные агрегаты
- 32 Платежный баланс, его структура и макроэкономическое значение
- 33 Мировое хозяйство. Основные формы международных эк-х отношений
- 34 Глобализация и ее влияние на экономику страны
- 35 Современный финансовый кризис: причины и превентивные меры
- 36 Понятие банковской системы и ее свойства. Банковская система россии
- 37 Платёжная система России.
- 38 Рынок ценных бумаг: функции и структура
- 39 Понятие и виды ценных бумаг
- 40 Вторичный рынок
- 41 Инвестирование: сущность, цели и виды. Доходность и риск инвестиций.
- 45 Валютный курс и методы его регулирования
- 46 Страховой рынок рф: содержание, виды страхования
- 49 Сущность страхования ответственности
- 50 Понятие риска. Предпринимательские риски. Страхование в системе управления рисками.
- 51 Страхование финансовых рисков
- 52 Налоги и налоговая система
- 54 Финансовый рынок: сущность, функции, сегменты
- 55 Финансы: сущность, функции, роль в системе общественного воспроизводства
- 56 Финансы предприятий. Структура финансовой системы предприятия и основы управления ею
- 57 Формирование и распределение прибыли предприятия
- 58 Понятие, состав и структура оборотных средств предприятия.
- 59 Основные фонды предприятия
- 60 Показатели финансовой деятельности предприятия
- 61 Финансовые ресурсы предприятия: источники формирования и основные направления использования
- 62 Фонды предприятий и их формирование
- 63 Финансовое планирование
- 64 Принципы финансового менеджмента
- 65 Сущность, функции, принципы и виды кредита
- 67 Кредитные риски и способы их снижения к минимуму
- В современном банковском деле различают три вида кредитных рисков:
- Главную роль играют:
- Если не учитывать показатели кредитной миграции, то базовая оценка детализируется следующим образом:
- Управление рисками
- 68 Оценка кредитоспособности банковских заемщиков
- 69 Лизинговые операции
- 70 Ипотечное кредитование
- 71 Факторинговые операции
- 72 Субъекты инвестиционной деятельности
- 73 Инвестиционный портфель. Управление инвестиционным портфелем
- Классификация инвестиционных портфелей
- Доходность и риск инвестиционного портфеля
- Доходность портфеля
- 74 Понятие инвестиционного проекта, содержание, классификация
- 76 Оценка денежных потоков от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности при анализе инвестиционных проектов.
- 77 Методы оценки инвестиционных проектов
- 78 Бизнес-план инвестиционного проекта
- 80 Инвестиционные риски
- 81 Международные ценные бумаги
- 82 Финансовые инструменты
- 83 Рынок драгоценных металлов Основные понятия рынка драгоценных металлов
- 10.2. Операции на рынке драгоценных металлов
- 84 Международные финансовые институты
- 85 Формы и методы государственного регулирования
- 86 Факторы, воздействующие на инвестиционную деятельность
- 87 Модели формирования инвестиционных портфелей
- 88 Формирование портфеля ценных бумаг
- 90 Стоимость бизнеса: виды стоимости и факторы, влияющие на стоимость