29 Государственный кредит. Сущность, функции и значение государственного кредита
Для покрытия бюджетного дефицита государство часто привлекает заемные ресурсы. В то же время оно располагает временно свободными денежными средствами. При этом в силу своей особой социально-правовой значимости государство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами. Все это объективно делает его одним из наиболее активных участников кредитных отношений, что, в свою очередь, порождает специфическую форму кредита — государственный кредит
Государственный кредит — это система формирования и использования ссудного фонда государства. Как экономическая категория госкредит выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) — с другой, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. При этом государство выступает заемщиком, кредитором и гарантом.
134
Государственный заем в качестве поступлений бюджета принципиально отличается от налогов: 1) он предоставляется на основе возвратности и платности; 2) носит добровольный характер. Таким образом, государственные займы — это временные дополнительные финансовые ресурсы, а не доходы бюджетов. Поэтому они учитываются отдельно и направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.
Что касается ссуд, выдаваемых государством различным субъектам, то они в корне противоречат сущности бюджета как некоммерческой структуры и используются в основном в социально-политических целях.
Госкредит выполняет функции:
1) временного перераспределения;
2) регулирующую;
3) контрольную.
Через перераспределительную функцию государство формирует и использует денежные фонды на принципах возвратности, срочности и платности. Государство как заемщик обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется между:
• отечественными юридическими и физическими лицами и бюджетами;
• федеральным бюджетом, региональными и местными бюджетами;
• международными финансово-кредитными институтами и бюджетами;
• иностранными юридическими и физическими лицами и бюджетами.
Регулирующая функция госкредита выражается в следующем.
1. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. При финансировании производственных затрат за счет кредита (например, инвестиции) происходит абсолютное сокращение наличной массы в обращении.
2. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита.
3. За счет кредитов, предоставляемых из бюджетов территорий или внебюджетных фондов, возможно стимулирование развития производства и занятости.
Контрольная функция госкредита состоит в учете и контроле целевого движения ссудного капитала, прежде всего использования ссуд, и имеет ряд специфических особенностей:
135
• тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
• охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
• производится не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Контроль движения ссудного фонда осуществляется министерством финансов.
К основным задачам госкредита относятся:
1) финансирование бюджетного дефицита;
2) проведение международной и региональной финансово-кредитной политики;
3) поддержка секторов и видов деятельности.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ различаются бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:
• бюджетные учреждения;
государственные и муниципальные унитарные предприятия;
• юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;
• органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов;
• зарубежные государства, юридические и международные организации.
Способами обеспечения возвратности бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.
Контроль целевого использования бюджетных ссуд включает применение ряда санкций. При нецелевом использовании организациями средств федерального бюджета взимается штраф в размере двойной действующей учетной ставки ЦБ РФ.
За несвоевременный возврат ссуд сокращается или прекращается предоставление всех форм государственной поддержки. За просрочку уплаты процентов за пользование средствами взимается пеня в размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Межгосударственный кредит предоставляется Правительством РФ иностранным государствам по межправительственными соглашениями за счет средств федерального бюджета. Государственными кредитами являются займы, по которым у иностранных государств и их юридических лиц, а также международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Разновидностью госкредита считается и задолженность организаций по обязательным платежам в федеральный бюджет.
Важное значение для эффективной государственной кредитной практики имеет классификация кредитных отношений.
Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями: размещением долговых ценных бумаг и получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов, иностранных государств и межгосударственных организаций. В соответствии с этим госкредит может выступать в форме:
1) государственных займов;
2) гарантированных займов.
Государственные займы — это денежные ресурсы физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, получаемые государством на основании заключаемых договоров. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги, а заемщик обязуется возвратить такую же сумму займа.
Государственные займы осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг. Банки предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций и т.д.), а также оформление безоблигационных займов. В РФ это происходит путем покупки Сбербанком долговых обязательств государства.
В отдельных случаях правительство может гарантировать погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления, а также выплату процентов по нему. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. Возрождение гарантированных займов связано с предоставлением местным органам власти права проводить операции по заключению займов.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков.
• По эмитентам (субъектам заемных отношений):
1) займы, размещаемые федеральными органами власти;
2) займы, размещаемые субъектными и местными органами управления.
137
• В зависимости от места размещения:
1) внутренние заимствования — от физических и юридических лиц, иностранных государств, международньгх финансовых организаций в валюте РФ;
2) государственные внешние заимствования ~ от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте; внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств;
• По обращению на рынке:
1) рыночные займы — свободно продаются и покупаются (являются основными при финансировании бюджетного дефицита);
2) нерыночные займы — не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов.
• По срокам погашения:
1) краткосрочные (до одного года);
2) среднесрочные (от одного года до пяти лет);
3) долгосрочные (от пяти лет и более).
• По обеспеченности долговых обязательств:
1) закладные — обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом;
2) беззакладные — обеспечиваются всем имуществом государства или данного муниципалитета.
• По характеру выплачиваемого дохода:
1) выигрышные;
2) процентные;
3) с нулевым купоном.
Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Такие облигации называются облигациями с нулевым купоном.
• По методу определения дохода:
1) с твердым доходом;
2) с плавающим доходом.
• В зависимости от сроков погашения:
1) обязательства с правом досрочного погашения;
2) обязательства без права досрочного погашения.
138
При досрочном погашении инвестор может уменьшить свои тери (если через год ставка упала и составила уже не 12%, а только 6%), выкупив и разместив новый займ и погасив старый.
- Вопрос 1. Экономическая система: понятие, элементы, классификация
- 6 Эластичность спроса и предложения
- 7 Издержки производства
- Частные и общественные издержки
- Постоянные переменные и общие издержки
- Альтернативные издержки Бухгалтерские и экономические издержки
- Явные и неявные издержки
- Возвратные и невозвратные издержки
- Постоянные издержки
- Переменные издержки
- Общие (валовые) издержки
- Классификация совокупных издержек
- Графическое изображение издержек
- Издержки и цена: четыре модели развития фирмы
- 8 Конкуренция и ее виды. Российское антимонопольное законодательство
- 9 Макроэкономические цели и задачи. Основные макроэкономические проблемы
- 10 Основные макроэкономические показатели
- 11 Экономический цикл и экономический кризис. Цикличность как форма движения рыночной экономики
- 12 Инфляция и ее виды. Воздействие инфляции на экономику
- 15 Государство и экономика
- Государственное регулирование экономики
- Методы и цели государственного регулирования экономики
- 16 Финансовая система и ее структура
- 19 Государственный бюджет и бюджетное устройство страны. Структура бюджета; бюджетный процесс и основные этапы. Понятие бюджетного дефицита, его причины и методы противодействия
- 21 Бюджетно-налоговая политика: сущность и инструменты
- 22 Государственный бюджет и бюджетное устройство страны. Структура бюджета; бюджетный процесс и основные этапы. Понятие бюджетного дефицита, его причины и методы противодействия
- 23 Денежно-кредитная политика, ее цели и задачи. Методы и инструменты денежно-кредитной политики
- 24 Внебюджетные фонды в системе государственных финансов. Структура, функции, источники формирования внебюджетных фондов
- 27 Банковское регулирование и надзор. Основные нормативы деятельности банков.
- 28 Государственный долг
- 29 Государственный кредит. Сущность, функции и значение государственного кредита
- 30 Деньги и их функции. Спрос на деньги
- 31 Денежное обращение. Денежное предложение. Денежные агрегаты
- 32 Платежный баланс, его структура и макроэкономическое значение
- 33 Мировое хозяйство. Основные формы международных эк-х отношений
- 34 Глобализация и ее влияние на экономику страны
- 35 Современный финансовый кризис: причины и превентивные меры
- 36 Понятие банковской системы и ее свойства. Банковская система россии
- 37 Платёжная система России.
- 38 Рынок ценных бумаг: функции и структура
- 39 Понятие и виды ценных бумаг
- 40 Вторичный рынок
- 41 Инвестирование: сущность, цели и виды. Доходность и риск инвестиций.
- 45 Валютный курс и методы его регулирования
- 46 Страховой рынок рф: содержание, виды страхования
- 49 Сущность страхования ответственности
- 50 Понятие риска. Предпринимательские риски. Страхование в системе управления рисками.
- 51 Страхование финансовых рисков
- 52 Налоги и налоговая система
- 54 Финансовый рынок: сущность, функции, сегменты
- 55 Финансы: сущность, функции, роль в системе общественного воспроизводства
- 56 Финансы предприятий. Структура финансовой системы предприятия и основы управления ею
- 57 Формирование и распределение прибыли предприятия
- 58 Понятие, состав и структура оборотных средств предприятия.
- 59 Основные фонды предприятия
- 60 Показатели финансовой деятельности предприятия
- 61 Финансовые ресурсы предприятия: источники формирования и основные направления использования
- 62 Фонды предприятий и их формирование
- 63 Финансовое планирование
- 64 Принципы финансового менеджмента
- 65 Сущность, функции, принципы и виды кредита
- 67 Кредитные риски и способы их снижения к минимуму
- В современном банковском деле различают три вида кредитных рисков:
- Главную роль играют:
- Если не учитывать показатели кредитной миграции, то базовая оценка детализируется следующим образом:
- Управление рисками
- 68 Оценка кредитоспособности банковских заемщиков
- 69 Лизинговые операции
- 70 Ипотечное кредитование
- 71 Факторинговые операции
- 72 Субъекты инвестиционной деятельности
- 73 Инвестиционный портфель. Управление инвестиционным портфелем
- Классификация инвестиционных портфелей
- Доходность и риск инвестиционного портфеля
- Доходность портфеля
- 74 Понятие инвестиционного проекта, содержание, классификация
- 76 Оценка денежных потоков от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности при анализе инвестиционных проектов.
- 77 Методы оценки инвестиционных проектов
- 78 Бизнес-план инвестиционного проекта
- 80 Инвестиционные риски
- 81 Международные ценные бумаги
- 82 Финансовые инструменты
- 83 Рынок драгоценных металлов Основные понятия рынка драгоценных металлов
- 10.2. Операции на рынке драгоценных металлов
- 84 Международные финансовые институты
- 85 Формы и методы государственного регулирования
- 86 Факторы, воздействующие на инвестиционную деятельность
- 87 Модели формирования инвестиционных портфелей
- 88 Формирование портфеля ценных бумаг
- 90 Стоимость бизнеса: виды стоимости и факторы, влияющие на стоимость