logo
Подготовка к ГОСам / Шпора на ГИА

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

29 Государственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Внебюджетные фонды бывают социальные и экономические. К социальным внебюджетным фондам относятся: 1) Пенсионный фонд Российской Федерации; 2) Фонд социального страхования Российской Федерации; 3) Фонд обязательного медицинского страхования; 4) Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

К экономическим фондам относятся дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.

Внебюджетные фонды также делятся на: 1 федеральные; 2) субъектов РФ; 3) местные.

Основных федеральных внебюджетных фондов 40 (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).

Внебюджетные фонды формируются за счет: 1) обязательных взносов в социальные и другие внебюджетные фонды, установленные в законодательном порядке; 2) добровольных взносов и пожертвований граждан и различных хозяйствующих субъектов на соответствующие цели; 3) сумм штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Сумма этих штрафов и платежей используется на проведение природоохранных и оздоровительных мероприятий; 4) сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы, находящихся в ведении соответствующих органов власти, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Сумма этих штрафов и платежей используется на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию сохранности объектов историко-культурного наследия; 5) иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.

Муниципальные внебюджетные фонды создаются на основании решений местных представительных органов власти. В соответствии с их решениями исполнительные органы власти открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом может создаваться коллегиальный орган, состоящий из представителей местных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальный орган принимает решение об использовании средств фонда.

30 Государственные заимствования Российской Федерации - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Российской Федерации - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству для привлечения денежных средств в распоряжение государства и муниципальных образований и покрытия бюджетного дефицита наряду с другими средствами, такими как налоги, эмиссия, активно используются государственные заимствования. В комментируемой статье дается понятие государственных заимствований РФ. Таким образом, под государственными заимствованиями понимаются займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками. Исследуя данное понятие, можно сделать вывод, что государственные заимствования являются одним из наиболее важных и эффективных средств для решения проблем, связанных с бюджетным дефицитом, поскольку налоги и эмиссия имеют ряд недостатков. Во-первых, согласно НК РФ ставки налогов не могут повышаться беспредельно. Во-вторых, использование необеспеченной эмиссии для решения проблем бюджетного дефицита форсирует к нарастанию инфляционных процессов и расстройству денежно-кредитной системы государства. Также в статье установлено, что в порядке государственных заимствований денежные средства могут поступать из различных источников от физических и юридических лиц, иностранных государств, различных международных финансовых организаций. В связи с этим выделяют Государственные внешние заимствования РФ и государственные внутренние заимствования РФ. В статье также определяются понятия данных институтов. Согласно БК РФ государственные внешние заимствования РФ - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Государственные внутренние заимствования РФ - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ. БК РФ устанавливает, что государственный кредита должен основываться на принципах срочности, возвратности и безвозмездности. Важным моментом является то, что государство, признаваясь должником в данных правоотношениях оказывает существенное влияние на характер и содержание соответствующих кредитных правоотношений.

31. Безналичные расчеты — это расчёты (платежи), осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

В Российской Федерации Центральным банком установлены следующие виды безналичных расчетов:

Расчёты платёжными поручениями-это распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платёжные поручения могут быть в бумажном и электронном виде (например, в системе клиент-банк).

Расчёты по аккредитивам-— это условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву), осуществить платеж в пользу бенефициара (получателя средств по аккредитиву) указанной в аккредитиве суммы по представлении последним в банк документов в соответствии с условиями аккредитива в указанные в тексте аккредитива сроки, или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель. Аккредитивы используются как форма расчетов в торговой сделке, наряду с авансом, инкассо и открытым счетом (или оплатой по факту). Кроме того, в международной торговле, в отличие от внутрироссийской практики, аккредитив используется в качестве средства финансирования сделки по аналогии с банковской гарантией.

Виды аккредитивов: Отзывной аккредитив (англ. revocable) — это аккредитив, который может быть отозван (аннулирован) плательщиком или банком, выписавшим его. В международной практике отзывные аккредитивы не применяются. (Более не используется. см. статья 3 Унифицированных правил и обычаев для документарных Аккредитивов, публикация Международной торговой палаты № 600, редакция 2007 г.)

Безотзывный аккредитив  — аккредитив, который не может быть отозван (аннулирован).

Аккредитив с красной оговоркой — аккредитив, согласно которому банк-эмитент уполномочивает исполняющий банк произвести авансовый платеж на оговоренную сумму до представления торговых документов. Во времена, когда аккредитивы выпускались в виде письма банка, такая оговорка, в силу своей особой важности, выделялась в документе красным цветом, откуда и название. В настоящее время аккредитивы выпускаются преимущественно по телекоммуникациям, поэтому данный термин следует рассматривать как профессиональный жаргон.

Аккредитив покрытый (депонированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. Покрытый аккредитив применяется в расчетах на территории Российской Федерации. В международных расчетах банки действуют в соответствии с межбанковскими соглашениями, согласно которым покрытие либо отсутствует (чистая кредитная линия), либо размещается в согласованных формах (депозиты, ценные бумаги или иные активы). (Данный термин отсутствует в международной практике).

Расчёты чеками Расчётные чеки — это чеки, используемые для безналичных расчётов, это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определённой денежной суммы с его счета на счёт получателя средств. Акцепт чека — это отметка о согласии банка плательщика перечислить на счёт получателя указанную в чеке сумму.

Расчёты по инкассо- Инкассо— посредническая банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счёт получателя. За выполнение инкассо банки взимают комиссионные.

Инкассо — банковская расчётная операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчётных документов причитающиеся клиенту денежные средства от плательщика за отгруженные в адрес плательщика товаро-материальные ценности и оказанные услуги и зачисляет эти средства на счёт клиента в банке.

Инкассо может быть чистым и документарным.

Чистое инкассо — это инкассо финансовых документов (переводные и простые векселя, чеки и другие подобные документы, используемые для получения платежей), когда они не сопровождаются коммерческими документами.

Документарное инкассо — это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами (счета, транспортные и страховые документы и пр.), а также инкассо только коммерческих документов. Документарное инкассо в международной торговле представляет собой обязательство банка получить по поручению экспортёра от импортёра сумму платежа по контракту против передачи последнему товарных документов и перечислить её экспортёру.

Международной торговой палатой в 1978 г. были изданы «Унифицированные правила по инкассо», к которым присоединились банки многих стран.

Недостатки инкассовой формы расчетов:+ Разрыв во времени между отгрузкой товара, передачей документов в банк и получением платежа, который может быть достаточно продолжительным, что замедляет оборачиваемость средств экспортёра;

+Отсутствие надежности в оплате документов (может отказаться от оплаты товарных документов или оказаться неплатёжеспособным к моменту прибытия их в банк импортёра). Эти недостатки преодолеваются путём применения телеграфного инкассо, позволяющего сократить нежелательный разрыв во времени, а также за счёт применения инкассо с предварительно выданной банковской гарантией, что позволяет создать надёжность платежа, близкую к той, которая возникает по безотзывным аккредитивам.

Расчёты платёжными требованиями— это расчётный документ, содержащий требование кредитора (поставщика) к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк.

Наибольшее распространение платёжные требования получили при командно-административной экономике.

Для расчетов по платежному требованию необходим акцепт плательщика. Однако в определённых случаях (если это оговорено в договоре плательщика и получателя или если такой случай оговорён в законодательстве) возможно проведение расчётов без акцепта.

32. Центральный банк –первый уровень бан. Системы и занимает особое место в БС и финансовой системе страны. Основая характеристика заключаеться в двойственной природе: с одной сторы эконом. субъект т.е банк всех банков, с другой стороны орган государственного регулирования

Цели: 1)поддержание нац. ден. еденицы 2) укрепление экономики 3) поддержание платежной системы.

Функции: 1) денежно кредитного регулирования (эмиссия/Кредитор послед. Истанции) 2)нормативное регулирование 3) операционная (все виды банковских операций/ управление золото-валютным резервом/обеспечивает счета бюджетов)

4) информациона аналитическая (проводит анализ прогнозирования эконом/участвует в разработке прогнозов платеж-го баланса/курсы валют) 5 надзорно контрольная.

ОПЕРАЦИИ: 1)все операции носящие денежный хар-р и охватывают все стадии воспроизводства. 2)ЦБ выпускает банкноты и монеты проводит операции по организацииналичного ден-го оборота. 3)операции осущ-мые ЦБ обслуживают макро и микро уровень. 4)операции осущ-ся в соответствии с деловым оборотом принятых в междунар-ой банковской практике. 5)операции ЦБосущ-ся на коммисионной основе без взымания комиссии произод. С бюджетами всех уровней, гос внебюджетными фондами,обслуживание гос долга с золото вал. резервами. 6)операции проводятся по регламенту кот. он сам разработал.

 проводит операции по выпуску денег в обращение;

 осуществляет кредитные, расчетные, кассовые и депозитные операции;

 покупает и продает государственные ценные бумаги на открытом рынке;

 покупает и продает облигации, эмитируемые Банком России, и депозитные сертификаты;

 покупает и продает иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

 покупает, хранит, продает драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

 принимает на хранение и управление ценные бумаги и другие активы;

 выдает поручительства и банковские гарантии;

 осуществляет операции с финансовыми инструментами, используемые для управления финансовыми рисками;

 открывает счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

 выставляет чеки и векселя в любой валюте;

 проводит другие банковские операции.

33 На территории РФ валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон). Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля на территории РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - деятельность государства, направленная на регламентирование международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. В большинстве стран с рыночной экономикой оно используется с целью уравновешивания платежных балансов, изменения структуры импорта либо его ограничения, сокращения платежей за границу, концентрации валютных ресурсов в руках государства для использования их в интересах развития национальной экономики.

В России законодательство характеризует валютное регулирование в качестве совокупности правовых норм, которые определяют как порядок совершения сделок с валютными ценностями внутри страны, так и порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу национальной и иностранной валюты и других валютных ценностей. Предусматриваются следующие содержательные и организационные компоненты: защита валюты РФ, права собственности на валютные ценности, внутренний валютный рынок РФ, счета резидентов в иностранной валюте, валютные операции резидентов в РФ, счета нерезидентов в иностранной валюте и в валюте РФ, валютные операции нерезидентов в РФ, Центральный банк РФ как орган валютного регулирования.

Принципы вал.Регул: 1.приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. 2.исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции. 3.единство внешней и внутренней валютной политики РФ 4единство системы валютного регулирования и валютного контроля 5 обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль — это контроль Правительства России, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций».

Валютный контроль — юридический термин. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2003 года определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования

  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции

  3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ

  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля

  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

34Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга[1]:

+Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

+Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций) как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Цели и задачи государственного кредита: Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера - обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

Государственный кредит и государственный долг: Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну.

Управление государственным кредитом: Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.

Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.