logo
voprosy_i_otvety

33))Процедура торгов на бирже

В первую очередь, можно было бы отметить, что всякая биржевая торговля

представляет собой торговлю заменимыми ценностями и что в биржевом зале нет

ни товаров, ни денег. Однако деятельность биржи не ограничивается только

ценностями, есть биржи, на которых производятся операции фрахтами

(например, корабельная биржа в Рурорте). Кроме того, существует также

вопрос, связанный с тем, относится ли торговля по пробе, чрезвычайно часто

происходящая на всех биржах, к торговля заменимыми ценностями. Во-вторых,

характерной чертой биржи можно было бы назвать спекуляцию[1]. Однако

спекуляция существует также и вне пределов биржи. Затем можно сказать, что

биржа имеет своей задачей облегчение торговли товарами и ценными бумагами.

Это, несомненно, верно, но железные дороги и многие другие учреждения также

служат этим целям, но не являются биржами. Необходимо найти иные признаки

бирж, выделяющие их особенности в сравнении с рынками.

Когда говорят о рынке, развившемся до биржи, речь идет, прежде всего, о

регулярно происходящем в определенном месте и в определенное время собрании

лиц с целью заключения сделок. Место и время – основные постоянные,

операции и лица могут изменяться. Всюду, где таких собраний в определенном

месте и в определенное время нет, не может быть и речи о бирже. Однако при

перечисленных признаках биржа ничем бы не отличалась от рынка. Различие

между биржей и рынком заключается преимущественно в следующих трех пунктах:

1. В заменимости котируемых на бирже, но отсутствующих товаров

2. В существующей на бирже, в отличие от свободного рынка, организации

3. В существующих на бирже официальном установлении курсов и котировок.

Всюду, где тот или иной признак отсутствует, речь идет не о бирже в

указанном смысле, а, скорее всего о рынке или промежуточных ступенях.

Разберем подробнее три приведенных отличительных признака.

Сущность биржи заключается в том, что она – особый вид рынка, где

производится торговля заменимыми ценностями, причем эти ценности и плата за

них не предъявляются. Что такое заменимые ценности? Это свойство

объясняется характером товаров, составляющих предмет торговли. Например, на

рынке покупают определенную лошадь, определенный букет цветов, кусок мяса.

Хозяйка покупает продукты определенного качества и сорта. Все эти вещи

имеются налицо, их подробно осматривают. Кота в мешке никто не покупает.

Затем следует оплата и передача. Характерный признак рынка состоит,

следовательно, в присутствии покупателей и продавцов, денег и товара. На

бирже чаще всего представлены другие лица, преимущественно торговцы.

Первоначально здесь были производители и потребители, но они постепенно

были вытеснены купцами. Торг на бирже идет не об определенном физически

присутствующем товаре, скажем мешке ржи, а просто ржи, т.е. о виде товара,

когда один мешок ржи можно заменить другим равнокачественным. Отсюда

следует, что все товары на бирже – замещаемые или заменимые. Заменимость

обращающихся на бирже товаров приводит к одному очень важному следствию:

ценные бумаги или товары, обращающиеся, т.е. продаваемые или покупаемые, на

бирже, могут отсутствовать. Это обстоятельство создает огромное

преимущество для торговли и для биржи. Присутствие товаров превратило бы

биржу снова в рынок и к его размерам были бы сведены обороты.

Из заменимости товаров и ценностей вытекает и второе следствие. Ценные

бумаги или товары не только не должны быть к моменту покупки налицо, они не

должны быть даже в распоряжении владельца. Эти операции составляют основу

биржевой спекуляции. Она основана на том, что каждую покупку можно

скомпенсировать продажей и каждую продажу – покупкой. Или, например, на

сахарной бирже, сделки могут заключаться на поставку сахара, когда свекла,

из которой будет получен этот сахар, еще посеяна.

Второй отличительный признак биржи – организация. Биржа – организованный

рынок, т.е. в ней есть органы для определенных функций, связанных с

управлением, поддержанием порядка, нормировкой биржевых сделок и т.д. Рынок

такого устройства не знает. Единственный орган, который свойственен рынку,

занимается поддержанием порядка. Продавцы и покупатели на рынке

представляют собой большую неорганизованную массу. Но всюду, где рынок

поднимается до уровня биржи, появляются органы. Однако эти органы не везде

одни и те же. Каждая биржа имеет свое организационное строение, но все

имеет, по крайней мере, биржевой комитет – главный и высший орган биржи.

34))Государственный бюджет: расходы и доходы.

Институциональными формами, посредством которых осуществляется движение финансов общества, являются государственный бюджет и внебюджетные фонды (средства) - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет.

Как и финансовая система, бюджетная система государства многоступенчата и зависит от административно-территориального устройства страны. В России есть федеральный бюджет (государственный бюджет), бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Часто под местными подразумевают все бюджеты, кроме бюджета центрального правительства. Между ними существуют довольно сложные отношения, связанные с общефинансовой ситуации в России, с особенностями социально-экономического развития тех или иных групп регионов, их природно-географической спецификой, с различным политико-административным статусом субъекта федерации; а также наличием сложных межбюджетных отношений, связанных с разделом источников бюджетных доходов, финансированием местных бюджетов со стороны правительства России путем перераспределения средств в масштабе страны. Гос.бюджет представляет собой, т.о., не только бюджет центрального правительства, но совокупность бюджетов всех уровней гос-ых административно-территориальных властей (консалидированный бюджет).

Гос.бюджет - это годовой план гос-ых расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году закона о бюджете.

По форме гос. бюджет представляет из себя таблицу, в которой с левой стороны обозначены статьи доходной части бюджета, а с правой - статья расходов.

Во-первых - это финансовый план гос-ва, сопостовляющий ожидаемые доходы и расходы.

Во-вторых, огромные суммы, концентрирующиеся в бюджете, позволяют гос-ву проводить активную экономическую и социальную политику.

В-третьих, посредством гос. бюджета решаются вопросы взаимоотношений основных групп, насителей различных социально-экономических интересов в стране, на основе бюджетного компромиса.

В-четвертых, именно посредством гос.бюджета проводится внешнеэкономическая и военно-политическая стратегия укрепления международного авторитета страны и ее интеграции в международное экономическое и военнополитическое сообщество.

Среди гос-ых расходов на первом месте в бюджетах стран с развитой рыночной экономикой находятся расходы на социально-культурные нужды. Второе место в бюджетных расходах занимают расходы на национальную оборону. На третьем месте в расходных статьях бюджета любой страны - затраты на фундаментальную науку и содействие НТП, на поддержку промышленности, энергетики, строительства, с/х и других отраслей материального производства.

Из гос.бюджета огромные денежные средства идут на выплату пенсий и пособий, на содержание и развитие образования,

на поддержку предпринимательства, физкультуры и спорта.

Следует обратить внимание на то, что как расходная часть бюджета, так и ее структура всецело зависят от доходной части гос.бюджета, которая формируется за счет трех основных источников:

1) налогов, 2) гос-ных внутренних и внешних займов, 3) эмиссии денег. Среди этих источников наибольшее значение в странах с развитой рыночной экономикой принадлежит налогам.

Нулевой баланс доходов и расходов гос.бюджета - одна из сложнейших политико-экономических проблем для любого гос-ва. Бюджет только тогда сбалансирован, когда расходы бюджета равны его доходам. Добиться этого не удается практически ни одному из правительств как в странах с рыночной экономикой, так и странам иной ориентации. Этого практически не могли достигнуть как в социалистической, так и в постсоциалистической России

Бюджетный дефицит, будучи отражением состояния соц.-эк. ситуации в стране, покрывается многочисленными методами и способами, среди которых можно выделить 2 основных. Первый - финансирование бюджетного дефицита государственными внутренними и внешними займами. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов из внебюджетных фондов (например, из фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков.

Второй способ покрытия дефицита бюджета - дополнительная эмиссия денег. Данный способ особенно неэффективен, ибо его последствия общеизвестны - неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены - зарплата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

Гос-ые займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство может прибегнуть к принудительному размещению гос-ных ценных бумаг и, тем самым, нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если даже правительство создает достаточные стимулы для приобретения физическими и юридическими лицами правительственных ценных бумаг, то гос-ные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Борьба с бюджетным дефицитом наиболее успешной может быть при условии, что расходы бюджета не превышают его доходы, что теоретически бесспорно, а практически труднорешимая проблема

35))Налоги как основной источник бюджета. Принципы налогообложения.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых для выполнения соответственных дирекций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Налоги являются объективной необходимостью, они обусловлены потребностями, которые формируют ее структуру и механизм функционирования финансовой системы страны. Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов: так переход к рыночной системе хозяйствования потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики.

Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей). Также создаются фонды медицинского страхования, социального страхования и Пенсионный фонд. Все эти внебюджетные фонды появились в России в течение 1991–1992 гг. в законодательном порядке, чтобы постепенно обеспечить приемлемый и достаточный уровень социальных мер.

Отношение предприятий и государства по поводу формирования внебюджетных фондов, имеющих налоговую природу: ж.–д. тарифы, нормы страховых отчислений в фонды законодательства – устанавливаются государством, относятся на себестоимость выпускаемой продукции, работ, услуг, следовательно, имеют непосредственную связь с налогом на прибыль. Поэтому в Законе РФ «Об основах налоговой системы РФ» все эти платежи фигурируют в качестве федеральных налогов.

Основные принципы налогообложения

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт показал и главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Современные принципы налогообложения

1. Уровень налоговой ставки, т.е. уровень доходов, должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

Однако идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части населения, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, в налоговом законодательстве.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер.

Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходит по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщиков в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплаты или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом ГЭП – этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.