Заключение
Долговая проблема является одной из наиболее важных проблем, сдерживающих социально‑экономическое развитие страны.
Особое внимание в работе обращается на недостатки управления государственным долгом, которые вызваны отсутствием:
• взаимодействия государственных структур, принимающих решения в области государственного долга и осуществляющих контроль в этой области;
• прозрачности операций с долговыми обязательствами, ввиду чего данные агентов правительства по управлению долгом расходятся с аналогичными данными Минфина России, не обладающего оперативной информацией об объемах и структуре долговых обязательств;
• законодательно закрепленных целей государственных заимствований: вне правового урегулирования остается порядок применения операций реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, конверсии и консолидации займов;
• ответственности отдельных лиц или организаций за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом.
Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться:
• сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
• оптимизация структуры государственного долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
• оптимизация графика платежей по государственному долгу, устранение пиков платежей;
• рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
• диверсификация портфеля долговых инструментов;
• повышение эффективности использования заемных средств;
• анализ и снижение рисков управления долгом.
В связи с этим в качестве первоочередных задач по повышению эффективности государственного финансового контроля необходимо:
• разработать соответствующую информационно‑аналитическую базу показателей, определяющих процесс государственных заимствований, состояние и динамику государственного долга;
• сформировать систему критериев, позволяющих проводить оценку эффективности управления государственным долгом;
• прогнозировать варианты изменения государственного долга в зависимости от выбранной стратегии и тактики развития экономики страны.
• обеспечить более гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований, а также создать надежные механизмы перевода заемных средств в инвестиции, ставящие реальные заслоны на пути их нецелевого использования;
• максимально использовать для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России и других зарубежных активов, а также просроченной задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;
• обеспечить более тесную координацию государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур;
• исключить необоснованное использование внешних и внутренних посредников при операциях по выкупу долга у официальных кредиторов;
• разработать методику анализа и оценки различных рисков по операциям с государственными долговыми обязательствами;
• повысить качество учета и мониторинга государственного долга.
В связи с изложенным, необходимо расширение рамок государственного финансового контроля: от контроля исполнения федерального бюджета до контроля эффективности принимаемых мер по управлению государственных долгом. Отсюда и возникновение аудита эффективности в системе государственного контроля обусловлено необходимостью контролировать не только целевой характер государственных расходов, но и оценивать их результативность.
Важной проблемой внедрения аудита эффективности в систему контроля за государственным долгом является выработка единого методологического подхода к этой проблеме органов внешнего финансового контроля и исполнительной власти. В связи с этим можно отметить, что в мировой практике пока не выработано общепризнанной методологии оценки эффективности урегулирования государственного долга.
Государственные долговые обязательства являются специфическим компонентом федерального бюджета, в связи с чем проблема оценки эффективности управления ими требует отдельного рассмотрения.
В настоящее время насчитывается достаточно большое количество долговых инструментов. Все они различаются по условиям выпуска и срокам размещения и обращения, по стоимости привлечения и погашения, объему и степени влияния на финансовый рынок, а также еще целым рядом параметров. В связи с их определенной уникальностью цели и критерии оценки эффективности управления отдельными долговыми обязательствами плохо поддаются тиражированию.
Тем не менее в ходе контрольной работы Счетной палаты Российской Федерации по каждому из долговых инструментов накоплен большой опыт, что позволяет определить основные вопросы, которые могут быть поставлены в ходе проведения оценки эффективности их применения.
Российская Федерация, используя мировой опыт, движется по пути создания эффективной системы контроля и управления долгом. Несмотря на ранее перечисленные негативные аспекты и определенные проблемы и недоработки, не вызывает сомнений, что этот процесс необратим. Об этом свидетельствуют и результаты контрольных и аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации, проведенные по долговой тематике.
- Лада Сергеевна Брагинская Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности
- Аннотация
- Л.С. Брагинская Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности Список сокращений
- Введение
- 1. Система управления государственным долгом
- 1.1. Цели и задачи
- 1.2. Контроль как элемент системы
- 1.3. Влияние государственного долга на бюджетную, валютную и денежно‑кредитную политику
- 1.4. Способы управления государственным долгом
- 1.5. Институционная основа управления государственным долгом
- 1.6. Временные границы управления государственным долгом
- 2. Анализ практического опыта управления государственным долгом
- 2.1. Законодательная база
- 2.2. Учет государственного долга
- 2.3. Международный опыт
- 2.4. Анализ основных проблем управления отдельными государственными долговыми обязательствами Привлечение и использование займов международных финансовых организаций
- Предоставление и исполнение государственных гарантий. Предоставление государственных гарантий, включенных в состав государственного внешнего долга
- Предоставление государственных гарантий, включенных в состав государственного внутреннего долга
- Задолженность по кредитам правительств иностранных государств
- Государственный долг и социальная политика
- Региональный аспект и консолидированный долг
- Урегулирование внешнего долга товарными поставками
- Обменные операции и операции досрочного выкупа государственных бумаг
- 3. Оценка эффективности управления государственным долгом
- Определение целей, задач и критериев для проведения оценки эффективности операций с государственными ценными бумагами
- Цели (задачи) и критерии проведения оценки дополнительных результатов управления государственным долгом
- 3.2. Проведение оценки по выбранным критериям
- 3.3. Подготовка выводов и рекомендаций по результатам проведения оценки
- 3.4. Основные этапы метода проведения оценки
- Заключение
- Библиография