Государственное регулирование страховой деятельности.
Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования. Государство может непосредственно участвовать в рыночных отношениях как страховщик через государственные страховые организации и оказывать воздействие на функционирование страхового рынка различными правовыми установлениями.
Функционирующий страховой рынок обеспечивает самоконтроль и саморегулирование. Органом отраслевого контроля и саморегулирования выступают профессиональные ассоциации страховщиков, которые решают такие вопросы, как подготовка кадров, экономический анализ, поиск вариантов решений, разработка коммерческой политики страхового предпринимательства. На основе этого они готовят для органов власти и управления соответствующие практические предложения и рекомендации.
Государственное регулирование страхования должно дополнить рыночный механизм данной отрасли. В связи с этим необходима специальная налоговая политика, принятие законов по отдельным видам предпринимательской деятельности, отражающих порядок заключения договоров страхования и решения спросов, учитывающих интересы общества по отдельным видам страхования.
С созданием службы по надзору за страховой деятельностью и принятием Закона РФ «О страховании» (1992-1993гг.) было положено начало перевода стихийных рыночных преобразований в сфере страхования в русло цивилизованного его развития. Регулирующая роль органов страхового надзора предусматривала выполнение ряда функций, в результате которых должна быть обеспечена надежная защита страхователей.
Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора. В общей форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. Страховой рынок формируют не только страховщики, а экономическая, социальная, правовая, политическая обстановка в государстве. В общественном сознании недоверие к страховой идеи воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Поэтому государство должно увязывать интерес страховщиков, населения и экономики в целом.
Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору должна предусматривать выполнение в основном следующих функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей.
Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования. Ее должны пройти все страховщики. В ходе регистрации выясняются профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение. Органом государственного страхового надзора акт регистрации оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии.
Поддержание правопорядка в отрасли. Орган государственного страхового надзора наделен рядом полномочий по проверке оперативно финансовой деятельности страховщиков и может принимать административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей.
Обеспечение гласности. Принцип гласности проводится через положение законодательных актов а страховой деятельности. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.
Предоставление такой информации в различных системах организации страхового надзора обеспечивается по-разному. Обычно она предусматривает несколько компонентов:
доступность финансовой информации. Страховые компании публикуют свои финансовые отчеты, чтобы потребители могли сформировать квалифицированное мнение относительно жизнеспособности любой конкретной компании;
оценка (рейтинг) страховых компаний. Некоторые органы страхового надзора предоставляют потребителям оценки или ранжирование страховых компаний, находящихся в их юрисдикции;
предоставление потребителям информации о страховых услугах и страховых обществах. Обычно большинство органов страхового надзора имеет в своем составе отдел по делам потребителей, который отвечает за работу с клиентами. Действия департамента, дисциплинарные меры и прочее должны быть доступными как широкой общественности, так и профессионалам отрасли. Это относится к действиям и претензиям по отношению к страховым компаниям, агентам и брокерам;
нормативные акты – более частное законодательство, позволяющие сформировать конкретные требования, диктуемые рынком;
штрафы и отзывы лицензии – еще одно средство осуществления контроля над страховым бизнесом. Они не могут быть чрезмерно большими, чтобы повергать риску платежеспособность компании; их рассматривали просто как издержки ведения дела.
Однако поддержка страховой деятельности в современных условиях не может ограничиться отдельными решениями. Здесь необходима комплексная программа мер, направленных на подъем этой, социально значимой отрасли, включающая ряд мероприятий, основные из которых следующие:
обеспечение разработки механизма экономической заинтересованности граждан в осуществлении страховой защиты;
защита как клиентов страховых организаций, так и самих страховщиков на этапе банкротства страховых компаний;
создание твердой законодательной налоговой гарантии для стабильной работы страховых компаний;
обеспечение правовых норм для исключения недоброкачественности конкуренции со стороны страховых компаний;
обеспечение тесной взаимосвязи страхового и банковского рынков;
решение проблемы бюджетного финансирования;
расширение сети региональной системы государственной поддержки;
формирование и развитие научной базы страхования.
Только на основе комплексного решения целой системы предложенных мер можно говорить о развитии страхования, его перспективах, о необходимости развития опережающими темпами именно страхового рынка.
- СтрахоВое дело
- Оглавление
- 1.1. Необходимость развития . Общие понятия.
- 3. Классификация страхования. Характеристика основных отраслей и видов страхования.
- Введение
- Страхование в системе экономических отношений.
- История развития страхового дела. Развитие страхования в России.
- Экономическая природа страхования. Функции страхования.
- Организация страхования.
- Страховой фонд: понятие, формы организации.
- Системы страхования. Франшиза.
- Страховой маркетинг.
- Классификация страхования. Характеристика основных отраслей и видов страхования.
- Общая классификация страхования. Принципы обязательного и добровольного страхования.
- Страхование имущества: виды и условия их проведения.
- Личное страхование в системе страховых отношений.
- Страхование ответственности.
- 3.1.1Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика принимает обязательства, возместив убытки, которые страхователь в силу закона обязан компенсировать:
- Страхование предпринимательских рисков.
- Теория и практика управления риском в страховании.
- Риск: сущность, виды, методы оценки.
- Теория управления риском.
- Методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования.
- Актуальные расчеты.
- Методологические основы построения страховых тарифов. Тарифная политика.
- Страховая статистика: основные показатели.
- Сущность страхового взноса. Виды страховых премий.
- 6.Экономический анализ страховых операций.
- Задачи и методы экономического анализа страховых операций.
- Страховой рынок. Проблемы развития рынка страховых услуг в России.
- Страховой рынок: общая характеристика, сущность, структура.
- Государственное регулирование страховой деятельности.
- Особенности развития российского страхового рынка.
- Основы перестрахования.
- Перестрахование: теоретический аспект.
- Договор перестрахования: содержание, особенности, виды.
- Пропорциональное и непропорциональное перестрахование.
- Роль и задачи перестрахования на российском страховом рынке.
- Словарь основных понятий и терминов
- Библиография