logo
ПОСОБИЕ Страховое дело

Страховой маркетинг.

Маркетинг в страховании означает систему организации деятельности страхового общества, основанную на предварительном изучении состояния страхового рынка и перспектив спроса страховых услуг, определении задач по улучшению организации работы по реализации имеющихся в распоряжении общества услуг и разработке новых видов страховых операций.

Потребности населения, предприятий и организаций в страховых услугах непосредственно связаны с общими экономическими интересами. Потребности в страховании можно рассматривать как вторичные, производные от основных жизненных потребностей населения. Чем выше уровень благосостояния, тем шире жизненные потребности населения, тем разнообразнее становятся и потребности в их защите путем страхования. Поэтому для определения возможного спроса на страховые услуги надо исследовать общие закономерности формирования первоочередных потребностей юридических и физических лиц, обусловленные развитием экономики, формирование социального уклада жизни, демографических, национальных и других факторов.

При оценке сложившихся на рынке страховых услуг необходимо исходить из того, сколько страховых компаний действует на страховом рынке, какова сфера оказываемых ими услуг с тем, чтобы определить наименее охваченные потребности. При определении перспектив развития страхования надо учитывать экономические интересы различных групп населения, где осуществляется или предполагается осуществление деятельности страховой компании. Удовлетворение страховых интересов клиентов является экономическим и социальным обоснованием существования страхового общества. Центральной фигурой страхового рынка становиться страхователь, интересами и потребностями которого в страховой защите определяется деятельность страховщика и его службы маркетинга.

Процесс маркетинга предполагает целый ряд действий, которые практически можно свести к двум основным функциям: формирование спроса на страховые услуги и удовлетворение страховых интересов клиентов. Первая функция включает в себя целый ряд мероприятий по привлечению клиентов как потенциальных страхователей к услугам данного страхового общества. Реализация другой функции с помощью высокой культуры страхового обслуживания – залог нового спроса на страховые услуги.

Маркетинг предполагает разработку стратегии и тактики поведения общества на страховом рынке. Для этого необходимо знать следующее:

Одним из способов повышения конкурентоспособности страховых услуг и увеличения доли на страховом рынке является сегментация страхового рынка по различным признакам (географическому, демографическому, уровню доходов и т.д.). Для этого используется система маркетинговой информации. Это постоянно действующая система взаимосвязей людей, оборудования и методических приемов сбора, классификации, анализ, оценки и распространения достоверной информации для осуществления маркетинговых мероприятий.

Практический маркетинг страховщика опирается на следующие принципы:

  1. изучение конъюнктуры страхового рынка;

  2. сегментация страхового рынка;

  3. гибкое реагирование на запросы страхователей;

  4. инновация (постоянное совершенствование, модификации, приспособление страховых продуктов к требованиям рынка).

Исходя из данных принципов вытекают задачи службы маркетинга. С помощью службы маркетинга должна предусматриваться координация деятельности всех структурных подразделений страховой компании. Руководство страховой компании, имея в своем распоряжении такие рычаги управления, как маркетинг, должно найти оптимальную комбинацию средств воздействия на страховой рынок с целью его освоения и обеспечение успеха в конкурентной борьбе с другими страховщиками.