logo
Лекции по ЦБ

2. Формирование рынка ценных бумаг в России

В формировании рынка ценных бумаг можно выделить несколько этапов.

Первый этап в 1991-1992 гг. в России открываются первые фондовые биржи и фондовые отделы товарных бирж, где первоначально центральное место занимала покупка и продажа опционов, депозитных, сберегательных и инвестиционных сертификатов.

Положительными моментами развития фондовых бирж были:

1) внедрение наиболее крупными фондовыми биржами - Московской центральной, Московской международной, Санкт-Петербургской и Сибирской метода листинга – предпродажной проверки акций на обеспеченность активами;

2) рост профессионализма кадров фондовых бирж и брокерских компаний, освоение новых видов ценных бумаг, а также улучшение технической оснащенности фондовых бирж;

З) создание государственных органов, регулирующих деятельность рынка ценных бумаг;

4) создание Федерации фондовых бирж, объединяющей фондовые биржи и фондовых отделы всех регионов Российской Федерации.

Второй этап в 1992 г. произошел массовый выпуск нового вида ценных бумаг - государственных приватизационных чеков, рассчитанных на все население России с целью вложить их в акции предприятий.

Третий этап наиболее активно рынок ценных бумаг начал развиваться в период с 1993-1996 гг.

На рынке появляются новые виды ценных бумаг:

1) крупные предприятия, на которых произошло акционирование, стали выпускать свои облигации с целью финансирования проектов по созданию новой конкурентной продукции;

2) выпускаются государственные краткосрочные облигации для покрытия дефицита федерального бюджета. Однако государство получает доход лишь при первой продаже, затем они приносят многократные доходы банками другим кредитным учреждениям;

З) Министерство финансов приступило к выпуску золотого сертификата, содержащего 10 кг золота с пробой 0,9999 в 1993 г.

Четвертый этап с апреля 1995 г. началась широкомасштабная продажа акций приватизированных предприятий на денежных аукционах и конкурсах, что явилось шагом к формированию цивилизованного рынка ценных бумаг.

22 апреля 1996 г. был принят Федеральный закон N2 39-ФЗ. «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп. от 7 марта 2005 г.). Для данного Закона характерно следующее:

1) учет особенностей российского рынка ценных бумаг и нормативных актов, изданных за время развития рынка органами исполнительной власти;

2) непротиворечивость другим законодательным актам;

З) признание смешанной модели фондового рынка, включающей в себя как коммерческие банки, так и небанковские инвестиционные учреждения;

4) усиление государственного надзора над рынком ценных бумаг;

5) единство государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Россия, наряду с политической реформой, осуществляет строительство рыночного механизма хозяйствования. Сложившиеся процессы развития многообразных форм собственности, утверждение новых экономических методов управления рынков и его регулирование – вот основные задачи, стоящие перед Российской Федерацией на современном этапе.

Характерные особенности российской экономики в период перехода к рынку следующие:

1. Раздробленность и дезинтеграция некогда целостных производственных комплексов, низкий уровень управленческого персонала, устаревшие технологии и техническое оснащение.

2. Ограниченные возможности дальнейшего повышения цен на производимые товары и услуги, отсутствие каких-либо финансовых ресурсов, нарастание масштабов неплатежей.

Таким образом, перед развивающейся экономикой встает серьезная и, казалось бы, неразрешимая проблема дефицита инвестиционных ресурсов. Как же она может быть разрешена? Существует несколько вариантов.

1. Инфляционный путь – выкачивание денег из госбюджета, искусственное понижение рублевого курса для удешевления внутренних издержек и повышение цен.

2. Неинфляционный путь – перераспределение уже созданного капитала через выпуск фондовых инструментов под находящуюся в обращении денежную массу.

Поэтому на современном этапе перед рынком ценных бумаг стоят следующие цели: реструктуризация долгов на рынке государственных ценных бумаг; развитие средств связи, телекоммуникаций; финансовое оздоровление эмитентов, инвесторов и посредников; законодательное оформление экономического механизма функционирования рынка; государственное вмешательство в процессы вывоза прибыли нерезидентами.