logo
Из Интернета / Имущественное страхование_дипломная работа / Имущественное страхование

1.1 История развития имущественного страхования

Страхование было известно еще в римском праве, однако, классическое имущественное страхование, появляется в Европе в 13-14 вв. Основой для появления института имущественного страхования стал «страховой договор морской торговли», пользующийся популярностью лиц занимающихся морской перевозкой грузов.

В последующие десятилетия и столетия морское страхование распространяется по странам Европы (Италия, Испания, Англия и др.). Уже в 1300 году, в Бельгии, практикуются прямые оплаты морских рисков за страховую премию. В XIV веке были установлены страховые тарифы на регулярные плавания из Лондона на континент и обратно.

Англия как сильная морская империя, становится своеобразным законодателем в страховом деле. Так, в 1601 году при парламенте Англии была создана комиссия по разрешению спорных вопросов контрактов морского страхования.

Первая страховая акционерная компания появляется в 1602 году в Голландии, которая получила название «Голландско-остиндское товарищество».

Еще один вид страхования появляется в Европе на рубеже 15-16 вв. Это так называемое «огневое страхование». Так одной из серьезных угроз в Европейских городах был именно пожар (как известно, бывало, что объектом пожара становились целые кварталы и даже города), широкую популярность приобретает страхование от пожара. В этой связи появляются общества взаимного страхования, так называемые огневые товарищества (некоммерческие организации).

Российскую историю становления и развития имущественного страхования, на наш взгляд, можно разделить на три этапа:

1) дореволюционный (18 в. – нач.20 в.)

2) социалистический (1917-1990 гг.)

3) современный (с 1990-92 гг и продолжается и в наше время).

В России институт имущественного страхования зарождается в конце 17 – начале 18 вв. Так в 1786 г. Императрица Екатерина II в манифесте от 28 июня 1786 г. объявила о создании Государственного Заемного Банка. В составе Банка была создана Страховая экспедиция, которая принимала на страхование дома, состоящие в залоге в этом банке, при этом страховались только каменные дома в крупных городах. Деятельность Страховой экспедиции не получает широкого распространения, и в 1822 г. банк упраздняют1.

В это время в Правительстве продвигаются идеи создания частной компании по страхованию. И не безуспешно. 14 октября 1827 г. начало работу «Первое Российское страховое от огня общество». Правительство предоставило обществу целый ряд серьезных льгот и привилегий, в частности, исключительное право на проведение страхования строений в определенных регионах страны на 20 лет и освобождение от уплаты всех налогов на это же время. Эти факторы и обуславливают эффективное развитие страхования.

В начале 19 века фактически формируется страхование как вид коммерции. Появляются частные страховые компании – «Второе страховое общество от огня» (1835), Российское общество страхования капиталов и доходов «Жизнь» (1835 г.), общество «Саламандра», и т. д., которые преимущественно специализируются на страховании от огня. Вскоре появляются такие виды страхования как страхование имущества, страхование грузов2.

С 1885 г. разрешается деятельность в России иностранных страховых обществ. В числе первых были следующие общества: "Нью-Йорк" (США, 1885 г.), "Урбен" (Франция, 1889 г.), "Эквитебл" (США, 1889 г.) Иностранные общества подчинялись общей системе государственного надзора.

В 1894 г. был установлен государственный надзор за деятельностью страховых обществ, осуществлявшийся Министерством внутренних дел. Устанавливалась обязательная публичная отчетность всех страховых обществ.

В 1895 г. было создано первое специализированное перестраховочное общество - "Общество Русского перестрахования".

В результате столь мощного всплеска страхового дела возникла сильная конкуренция. В 1874 г. съезд представителей акционерных страховых обществ установил общие тарифы для страховых премий. Тарифное соглашение вошло в силу в 1875 г. В ответ на это начали возникать общества взаимного страхования. В свою очередь, акционерные общества повели борьбу с новым конкурентом. Общества взаимного страхования начали объединяться и в 1909 г. был образован Российский Союз Обществ взаимного страхования от огня. К 1913 г. в Союз входили 124 общества.

Развитие страховой системы в России было прервано Первой Мировой войной. Впоследствии, после Великой Октябрьской Социалистической революции, страховая система в России была уничтожена. Однако сама жизнь заставила новую власть возродить страхование. В 1918 г. был создан Всероссийский Кооперативный Страховой Союз.

Новая власть пошла по старому испытанному пути и начала возрождать страховое дело с создания негосударственных страховых организаций. В 1921 г. декретом Совета Народных Комиссаров возрождается государственное страхование. С течением времени, по мере отхода властей от НЭП, негосударственное страхование сворачивалось, вплоть до полной его ликвидации.

В нерыночной системе хозяйствования возмещение ущерба в основном осуществлялось государством, которое выделяло средства из бюджета на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. Фактически, система страхования играла вспомогательную роль.

Возрождение многогранного страхования происходит в нач. 90-х гг. Принимаются ряд нормативных документов:

- Правила страхования грузов (утв. Минфином СССР 24 декабря 1990 г. N 140)1;

- Правила добровольного страхования ответственности заемщиков за непогашение кредитов (утв. Минфином СССР 28 мая 1990 г. N 66)2;

- Правила добровольного страхования риска непогашения кредитов. (утв. Минфином СССР от 28 мая 1990 г. N 65)3.

27 ноября 1992 г. принимается Закон РФ «О страховании», который в последующем переименуется как Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В связи с принятием нового ГК РФ, Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ в Закон «Об организации страхового дела» вносятся изменения, в частности была исключена Гл.2 Закона, направленная на регулирования страхового договора. Вступает в юридическую силу гл.48 ГК РФ.

В 1998 году Правительство определяет основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998 - 2000 годах (Одобрены постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1139). В этот период неоднократно вносятся изменения в Закон «Об организации страхового дела».

Спустя четыре года принимается новая концепция – Концепция развития страхования в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. N 1361-р)1, в которой основными задачами по развитию страхового дела были названы:

- формирование законодательной базы рынка страховых услуг;

- развитие обязательного и добровольного видов страхования;

- создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;

- стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

- поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.

Стоит подчеркнуть, что Концепция отвела большую роль обязательному страхованию. Как следствие тому стало принятие ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Отметим, что в 2002 году на рынке работало 1366 страховых организаций. Активно развивается рынок посреднических и дополнительных услуг в области страхования (услуги агентов, брокеров, страховых консультантов, аудиторов и др.). В системе страхования, по различным оценкам, занято от 250 до 300 тыс. человек2.

В 2003 году шла работа по принятию новой редакции Федерального закона «Об организации страхового дела». 10 декабря 2003 года был принят закон, внесший ряд изменений.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (проект № 266255-3), принятый Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении, имел ряд серьезнейших недостатков, которые, в случае вступления данного Закона в силу, имели бы необратимые тяжкие последствия для страхового сообщества в целом. Как подчеркивалось в заявлении Экспертного совета по страхованию, принятие закона имело бы следующие последствия:

Во-первых, вступление данного Закона в силу создало бы коллизию законодательства РФ о страховании, так как нормы Закона не соответствуют высшему по юридической силе нормативному акту гражданского законодательства – Гражданскому кодексу РФ. В Законе в противоречие с Гражданским кодексом, прежде всего, был бы нарушен: принцип свободы договора; изменены основания возникновения страховых обязательств, порядок и основания их изменения и прекращения; значительно расширен перечень условий договоров обязательного и добровольного страхования, обязательных для согласования сторонами без чего договор будет считаться незаключенным; искажены основные страховые понятия, например «страховая сумма» и «страховая премия»; добавлены сленговые выражения типа «выкупная сумма» или «собственные средства» и др.

Во-вторых, несмотря на проводимую Президентом РФ политику устранения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, принятие данного Закона приведет к ужесточению административного пресса в отношении страховщиков со стороны контролирующих органов и, прежде всего, страхового надзора. Добавление по сравнению с Гражданским кодексом к основаниям осуществления страхования помимо договора правил страхования, приведет к тому, что малейшее изменение условий страхования, даже если оно не влияет на характер и размер принимаемых на себя страховщиком обязательств, будет необходимо согласовывать с органом страхового надзора. В результате этого страховщики будут вынуждены либо, оставаясь законопослушными, «двигаться по страховому рынку как трамвай» будучи ограниченными как рельсами необходимостью постоянного согласования каждого «своего чиха» с надзорным органом, либо чтобы выжить в процессе конкуренции будут вынуждены идти на нарушение закона и как следствие этого будут фактически уязвимы для контролирующих органов, что в свою очередь будет способствовать развитию коррупции и взяточничества.

В-третьих, в Законе, несмотря на уменьшения перечня видов страхования, подлежащих лицензированию, сохранен действующий и в настоящее время принцип лицензирования каждого страхового продукта, вместо лицензирования непосредственно страховщика как это делается во всем мире. Сегодня многие страховые компании ждут своих лицензий иногда по пол года и более. Введение в Законе двухмесячного срока для выдачи лицензии легко обходится органом страхового надзора путем возврата страховщику документов представленных для лицензирования по основанию наличия к ним претензий по содержанию. Кроме того, Закон не предусматривает ответственности органа страхового надзора в случае пропуска сроков выдачи лицензии1.

Как мы уже отмечали, большая часть противоречивых положений не вошло в Закон, но все таки, он подвергся серьезным изменениям, которые затронут, в том числе, и имущественное страхование.