logo
Из Интернета / Имущественное страхование_дипломная работа / Имущественное страхование

2.1 Современное состояние рынка имущественного страхования в России

По итогам 2004 года именно имущественное страхование лидирует в списке добровольных видов. На его долю приходится почти половина всех собранных премий по добровольному страхованию – 153 110, 3 млн. рублей. Это почти на 30 млн. рублей больше, чем в 2003 году.

Рост собранных премий по имущественному страхованию отмечают почти все эксперты. В настоящее время происходит увеличение спроса на все виды услуг в секторе страхования недвижимого и движимого имущества, принадлежащего гражданам.

Изменения, которые происходят в последние несколько лет на рынке имущественного страхования, большинство экспертов связывают с ростом страховой культуры населения. К тому же сегодня все больше людей приобретают жилье на собственные средства, а не получают по муниципальным программам, и их желание застраховать свою недвижимость вполне понятно. Стимулирует имущественное страхование и развивающаяся ипотека – она способствует росту не только обычного страхования купленной недвижимости, но также залогового и титульного страхования.

Рынок страхования недвижимого имущества граждан находится в настоящее время на подъеме. Свою положительную роль в этом сыграло в том числе и введение почти два года назад обязательного автострахования. В общественном мнении постепенно складывается представление о необходимости страхования как одной из форм защиты от всевозможных неприятностей.

ОСАГО поначалу полностью переключило на себя внимание и средства клиентов, но в дальнейшем все же помогло привлечь клиентов и к добровольным видам страхования имущества – в основном за счет скидок, которые предоставлялись для комплексного страхования. Сегодня все виды имущественного страхования востребованы в основном у достаточно обеспеченной категории граждан. Эти виды страхования будут развиваться в первую очередь путем увеличения стоимости принимаемых на страхование объектов – страховые суммы строений, например, будут приближены к реальным ценам их восстановления. Однако сегодня наиболее перспективны на этом сегменте рынка юридические лица – предприятия малого и среднего бизнеса. Руководители этих предприятий постепенно приходят к мысли, что ежегодные страховые взносы по страхованию имущества, ДМС, транспорта, ответственности – это вполне просчитываемые затраты предприятия, к тому же почти в полной мере относимые на себестоимость (понижающие налогооблагаемую базу предприятия). Стоимость услуг страхования имущества юридических лиц – это почти всегда 0,1 – 0,5 % от его стоимости (в зависимости от противопожарных и охранных мер, вида имущества и т.п.). А даже небольшой пожар или залив способен полностью остановить производство, работу офиса, потребовать мгновенных вложений на восстановление имущества и вряд ли такие предприятия на такой случай создают специальные резервные фонды.

Страхование загородных строений и имущества, находящегося в нем, является в настоящее время наиболее востребованным видом. Это объясняется прежде всего тем, что риск нанесения ущерба загородному строению значительно выше, нежели городской квартире. По мнению компаний, приоритеты сегодня меняются: раньше действительно основу страхового портфеля составляло страхование дач, а теперь – городского жилья. Это в первую очередь связано с постоянным ростом объемов продаваемого жилья. Хотя скорее всего, спрос целиком зависит от времени года: «Спрос на конкретные страховые услуги по страхованию имущества физических лиц подвержен сезонным колебаниям (весна-лето – квартиры, осень-зима – загородные строения) и зависит от степени активизации сегментов строительного рынка. Кроме того, определенное влияние на увеличение спроса оказывают участившиеся в последнее время негативные природные явления и состояние дел в ЖКХ. В добровольном страховании имущества на данный момент наиболее востребовано страхование загородной недвижимости – коттеджей, дачных домов. В перспективе ожидается усиления интереса потребителей страховых услуг и к страхованию квартир, особенно их отделки. Это связано с так называемым «ремонтным бумом», который в последнее время охватил россиян: ремонтные и отделочные работы становятся все более сложными и затратными, поэтому естественно, что владелец жилья хочет гарантировать, что вложенные средства не пойдут прахом из-за того, что его соседи сверху забудут закрыть кран.

Если же сравнивать количество страховых случаев, по которым проходили выплаты, то тут лидируют пожары. К сожалению, статистика неутешительна, и число пожаров в квартирах и домах граждан из года в год продолжает расти». К примеру, в 2003 году в стране было зафиксировано 240 тыс. пожаров, причем 72,5% из них в жилом секторе. Материальный ущерб от них превысил 4 млрд. рублей. Еще больший ущерб нанесен стихийными бедствиями – более 42 млрд. рублей. По данным Росгосстраха, в 2003 году более 37 млрд. рублей составил материальный ущерб от действий преступников. Всего в 2003 году было зафиксировано 1 150 772 кражи, в том числе и квартирные, 12 908 случаев повреждения имуществ путем поджогов.

Тем не менее потенциальные клиенты – физические лица еще не воспринимают страхование как инструмент, который им поможет пережить финансовые проблемы после наступления страхового случая, скорее, наоборот, считают страховые компании способными только собирать взносы и затягивать выплаты.

Недоверие к страховым компаниям лишь одна из причин, которая тормозит развитие этого рынка. Существуют и другие препятствия. Взять, к примеру, проблемы, связанные с государственной регистраций недвижимости. Страховые компании работают, как правило, только с зарегистрированными объектами недвижимости. А у нас в стране пока еще очень много загородных домов и квартир, не прошедших госрегистрацию. Создает проблемы невысокая и неявная для потенциального клиента убыточность при страховании имущества по сравнению, например, с КАСКО автомобилей. К тому же, основным каналом продаж являются агентские сети, которые в значительной степени мотивированы на страхование автомобилей, и как следствие – слабая информированность клиента о наличии продуктов по страхованию имущества. Да и для самих компаний страхование имущества физических лиц – довольно-таки убыточное дело. По данным РБК, в среднем доля выплат к взносам составляет 35%. Развитие страхования движимого и недвижимого имущества физических лиц на начальном этапе является наиболее трудозатратной страховой услугой, и поэтому не многие компании способны ее предоставить на качественном уровне.

Однако главное препятствие для реального и значимого роста страхования имущества физических лиц – это низкий уровень доходов населения. На это ссылаются почти все эксперты. Развитию российского страхования, в частности имущественного, до уровня, например, стран Западной Европы, препятствуют проблемы макроэкономического характера и, прежде всего, низкий уровень жизни населения. В настоящее время в России являются застрахованными не более 10% процентов рисков, в то время как в Западной Европе, США и Японии этот показатель составляет не менее 95%.

В 2004 году ситуация на рынке добровольного и обязательного страхования начала резко меняться, темпы роста страховой премии в целом по рынку страхования за 9 месяцев 2004 года выросли и составили 365,8 млрд. рублей, что на 7,5% больше по сравнению с соответствующим периодом 2003 года. Это произошло в основном за счет страховых премий, собранных по ОСАГО, доля которых возросла по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 272% и составила 34,5 млрд. рублей. Вместе с тем, сборы по добровольному страхованию сократились на 7,3%. По данным Минфина России, это произошло, прежде всего, за счет снижения сборов премий по страхованию жизни на 36,6%, что, возможно, свидетельствует об отказе ряда страховщиков от «серых схем».

Премия всех российских страховщиков, собранная за 2004 г., лишь на 9% превысила аналогичный показатель предыдущего года. Без учета сборов по ОСАГО она оказалась бы только на 2.4% больше собранной в 2003 году. Во многом этому способствовало снижение поступлений по страхованию жизни (на 31.6%), свидетельствуют данные Росстрахнадзора о работе российских страховых компаний в прошлом году.

За 2004 г. страховщики России собрали 471.6 млрд руб. премии, причем обязательная "автогражданка" принесла им 49.2 млрд руб.

Премия по добровольному страхованию составила 320.4 млрд руб. (на 2.8% меньше, чем годом ранее), в том числе по страхованию жизни – 102.2 млрд руб. (снижение на 31.6%), по личному страхованию – 52.9 млрд руб. (рост на 27.3%), по имущественному страхованию - 153.1 млрд руб. (рост на 21.8%), по страхованию ответственности - 12.2 млрд руб. (снижение на 5%).

Сборы по обязательному страхованию равнялись 151.2 млрд руб. (рост на 46.9%), в том числе по личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) - 500 млн руб. (снижение на 5.5%), по государственному страхованию сотрудников Государственной налоговой службы РФ – 7 млн руб. (снижение на 51%), по государственному страхованию военнослужащих и приравненных к ним в обязательном госстраховании лиц - 4.3 млрд руб. (рост на 11.5%), по обязательному медицинскому страхованию - 97.2 млрд. руб. (рост на 32%).

В Государственном реестре страховщиков 1 января 2005 г. было зарегистрировано 1280 страховых организаций (на 8.4% меньше, чем в 2003 г.). Росстрахнадзор обобщил отчетные данные, полученные от 1067 страховщиков. 100 компаний не проводили страховые операции, 34 — представили отчет с нарушением установленных требований, 79 — не представили отчет по форме №1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации".

Рассмотрим динамику страховых взносов и выплат в 2000 – 2004 гг.(рис. 2.1).

Рис. 2.1 Динамика страховых взносов и выплат

Данные рисунка 2.1 свидетельствуют, что страховые взносы и выплаты стабильно растут, причем рост страховых взносов более значительный, чем выплат (кроме 2002 года, когда рост страховых взносов был незначительным, а выплаты росли теми же темпами). Это говорит о росте прибыльности страховых компаний.

За последние годы произошли некоторые изменения в структуре видов страхования (рис. 2.2).

Рис. 2.2 Взносы по видам страхования в 2000-2004гг.

Из данных рисунка 2.2 видно, что в 2004 году взносы по страхованию имущества и обязательным видам впервые превысили сборы по страхованию жизни.

Рассмотрим динамику доли страховой премии в ВВП в 2000 – 2004 гг. (рис. 2.3).

Рис. 2.3 Доля страховой премии в ВВП

Как видно из рисунка 2.3, доля страховой премии в ВВП без учета обязательного медстрахования и страхования жизни стабильно растет и в 2004 году составила более 1,6%.

Рассмотрим долю взносов по имущественному страхованию в совокупной страховой премии (рис. 2.4).

Рис. 2.4 Доля взносов по имущественному страхованию в совокупной страховой премии.

В настоящее время существенное влияние на расстановку сил на страховом рынке оказывает автострахование, а также ОСАГО, в силу своей обязательности. Эта ситуация не изменится и в будущем. Так, в Восточной Европе автострахование занимает до половины имущественных видов страхования. Услуги страховщиков по другим видам страхования пока не пользуются большой популярностью. Страховщики рассчитывали, что автогражданка поможет им в продвижении продуктов по другим видам страхования, но пока этого не произошло. Во-первых, введение ОСАГО привело скорее к ухудшению имиджа страховщиков в глазах населения, чем к улучшению. Во-вторых, ОСАГО также снизило и без того невысокий уровень платежеспособности основной массы населения.

Этим было обусловлено снижение доли взносов по имущественному страхованию в 2003 году. Нужно отметить, что в 2004 году ситуация изменилась и наблюдается рост доли взносов по имущественному страхованию.

На 100 крупнейших страховых компаний приходится, по итогам 2004 года, более 50% всех собранных премий. Лидером в 2004 году стала компания «Росгосстрах» – 32,7 млрд руб. По итогам 9 месяцев 2004 года лидировала компания Столичное страховое общество, однако в последнем квартале «Росгосстрах» собрал почти на 7 млрд руб. больше, чем ССО, что и обеспечило ему пальму первенства. На третьей позиции, как обычно, находится «Ингосстрах» – 20,4 млрд руб.

Почти половина собранных премий в целом по компаниям, входящим в top100, приходится на имущественное страхование, 2/3 из них приходится на страхование корпоративного имущества. Прошлый год в целом для рынка страхования имущества был достаточно стабильным и спокойным. Существенного роста страхования имущества не произошло, с другой стороны, не происходило и обвалов рынка. Рынок развивался уверенно, но без резких колебаний.

В целом, последний квартал 2004 года внес существенные коррективы в рейтинговые позиции крупнейших компаний. Так, РЕСО-Гарантия, увеличившая за последний квартал собранные премии на 40% до – 16,3 млрд руб., потеснила с четвертого места Национальную Страховую Группу (14 млрд руб.), а «Росно» (8,5 млрд руб.) - Военно-Страховую компанию с 8-го места (7,9 млрд руб.). На две позиции до 11-го места поднялась компания «Согласие», почти на 50% увеличив собранные премии в IV квартале. Намного улучшила свои позиции страховая компания «Россия», поднявшись в рейтинге на 7 позиций - до 18-го места, увеличив собранные премии за последний квартал более чем на 1 млрд руб.

По итогам 9 месяцев 2004 года, на 20-ой строчке по собранным премиям находилась страховая группа «Авест». Однако в марте 2005 года ее лицензия на ОСАГО была приостановлена Федеральной службой страхового надзора (ФССН). Отметим, что в портфеле у «Авеста», по итогам 2004 года по данным Российского союза автостраховщиков, 57 тыс договоров. По словам сотрудника компании, компания, вероятнее всего, уйдет с рынка. К слову сказать, сейчас в России работает около 1200 страховых компаний, в 2005 году, по прогнозам экспертов рынка, должно остаться не более 1000 компаний.

Около трети собранных премий приходится на автострахование. Основная доля здесь приходится на страхование физических лиц. Возможности рынка добровольного автострахования еще не использованы даже наполовину. А это значит, что компании, имеющие большой портфель по страхованию ОСАГО, имеют возможность существенно расширить портфель в первую очередь по добровольным видам страхования автотранспорта и ответственности, а так же и всех других видов.

Результаты деятельности лучших компаний за первые 3 месяца 2005 года представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1