logo
БМ_текст / БМ_Tема6

Содержание процесса управления активами и пассивами коммерческого банка

Управление активами и пассивами представляет собой скоординированное управление банковским балансом, принимающее во внимание альтернативные сценарии ставки процента и ликвидности.

Главная задача – добиться необходимого соотношения различных видов активов и пассивов по суммам, срокам и процентным ставкам.

Под управлением активами и пассивами (УАП) подразумевается, во-первых, управление балансом банком в целом, во-вторых – управление процентным риском. Первая трактовка понятия УАП связана с тем, что банк в основном состоит из активов и пассивов, представляющих собой различные финансовые инструменты, которые привлекаются и размещаются на платной основе. Управление ими и составляет основную суть банковского финансового менеджмента. Однако существуют определенные особенности, которые заставляют выделять УАП в самостоятельный раздел менеджмента банка. Они заключаются в том, что в процессе формирования и использования финансовых ресурсов банки сталкиваются с процентным риском, который относится к группе рыночных, то есть банки не могут им управлять в полной мере, поскольку факторы, формирующие процентный риск, складываются на финансовом рынке в результате деятельности большинства его участников. Последствия процентного риска могут быть для банка катастрофическими, они могут повлиять как на текущие, так и на стратегические результаты деятельности банка. Поэтому коммерческим банкам необходимо использовать различные методы и процедуры, позволяющие противостоять влиянию процентного риска, а в некоторых случаях – получать дополнительные доходы. Среди множества методов, используемых для управления активами и пассивами банка, выделим следующие:

  1. Управление дисбалансом.

  2. Управление стоимостью капитала через длительность.

  3. Управление спрэдом и трансфертными ценами.

Управление дисбалансом направлено на максимизацию чистого процентного дохода банка, рассчитано на краткосрочную перспективу. Управление стоимостью капитала через длительность – стратегический метод, в качестве целевого показателя использует рыночную стоимость банка и ставит задачи ее сохранения и приумножения. Трансфертное ценообразование предполагает использование в крупном многофилиальном банке и позволяет управлять эффективностью использования финансовых ресурсов банка.