logo
Практикум микроэкономика

Вставьте пропущенные слова

1. Экономическая теория изучает ______ ______ ______, т.е. их действия, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ в условиях ограниченных ресурсов. Предметом экономики является хозяйственная жизнь общества во всем своем многообразии, включая совместную деятельность людей по производству, _______, _______ и _______необходимых благ и услуг. Задачей является поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т.е. такого их применения, при котором будут получены максимальные _________ при ___________ затратах.

2. Любая экономическая деятельность людей направлена на ______ ______.

3. Производство – это ______ _____ _____, направленная на создание материальных благ и услуг, необходимых для существования и развития общества.

4. На стадии распределения определяется _____ каждого участника процесса производства. Распределение зависит от того, как распределены факторы производства между _____ ______ ______, т.е. от собственности на них. Например, владелец контрольного пакета акций имеет не только большую экономическую власть, но и право на получение большей части дохода.

5. Воспроизводство – это постоянное _____ процессов производства. Различают: 1) простое воспроизводство (в тех же масштабах);

2) расширенное воспроизводство (в ______ масштабах); 3) ______ воспроизводство (сокращение выпуска).

6. Экономические ресурсы - это _____ _____ _____, используемых для производства экономических благ. Различают природные, трудовые, информационные, материальные и т.д. ресурсы. Та часть ресурсов, которая необходима для осуществления процесса производства, называется _____ ______. Существует четыре фактора производства: 1) _______, 2) _______, 3) _______, 4) _______.

7. Ресурсы обладают такими свойствами, как: 1) ______ - их недостаточность для достижения огромного множества различных целей, которые ставят перед собой люди; 2) ____ (качественная и количественная) - общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди; 3) _________________(например, один и тот же металл мы можем использовать либо для изготовления машин, либо для изготовления трубопровода и т.д.)

8. Эксперимент – это искусственное воспроизведение ________с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения. Анализ – разделение ______на части и изучение каждой из этих частей. Синтез – соединение ______ явления, изученных в процессе анализа.

9. Экономическая модель – _____ _____ о взаимосвязях между экономическими переменными. Научные выводы и заключения, сформулированные на базе исследования моделей, получили название ______. В ходе создания экономических моделей и разработки теории познаются ______ _______ – объективно существующие причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни.

10. КПВ - это кривая, показывающая альтернативно возможные варианты производства при полном и ______ использовании ресурсов.

Задачи

1. Определите, могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А (15, 3); В (8, 13); С (13, 6); D (5, 12)?

2. В небольшой деревеньке осталось 10 подворий, где выращивают картофель и капусту. В год одно подворье может максимально вырастить 5 т картофеля либо 3 т капусты:

а) постройте КПВ этой деревеньки и выведите ее уравнение;

б) могут ли жители вырастить 30 т картофеля и 10 т капусты? Почему?

3. Фермер выращивает две культуры – рапс (берем по оси X) и подсолнечник (Y) - на двух полях. Уравнения кривых производственных возможностей на этих полях имеют следующий вид:

первое поле: Y=40 – 2∙X;

второе поле: Y=60 – 2∙X.

а) Пусть фермер выращивает 15 т рапса и 10 т подсолнечника на первом поле, на втором соответственно - 20 т рапса и 10 т подсолнечника. Использует ли фермер свои ресурсы эффективно? Ответ обоснуйте.

б) В новом сезоне фермер решил пересмотреть вариант выпуска. На первом поле он по-прежнему вырастил 15 т рапса и 10 т подсолнечника. Второе же поле он засеял по-другому: теперь урожай этого поля составил 20 т рапса и 20 т подсолнечника. Использует ли фермер свои ресурсы эффективно в новой ситуации? Обоснуйте свой ответ.

4. Фабрика по пошиву верхней одежды предлагает пальто и куртки. Альтернативные затраты про­изводства одного пальто постоянны и равны двум курткам. Мак­симальное количество пальто, которое может пошить фабрика - 10 тыс. шт.:

а) постойте КПВ фабрики и выведите ее уравнение;

б) технология пошива курток была усовершен­ствована, их производство выросло на 20%. Постройте КПВ и определите, сколько пальто теперь смо­жет предложить фабрика, если выпуск курток - 15 тыс. шт.?

5. Производственные возможности компании представлены в табл. 1.7. Руководство компании приняло решение: производить 5,3 т бензина и 9 т нефти, не увеличивая затраты ресурсов. Реален ли этот план? Ответ подтвердите расчетами.

Таблица 1.7

А

В

С

Д

Нефть

14

10

7

5

Бензин

4

5

5,7

6,1

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает экономическая теория?

2. Дайте известные вам определения экономической теории как науки.

3. В чем преимущества и недостатки позитивного и норма­тивного экономического анализа?

4. В чем заключается проблема выбора в экономике?

5. Какую информацию можно получить, используя модель кривой производственных возможностей?

6. Какие факторы влияют на расширение границ производственных возможностей?

7. Приведите примеры использования в исследовании экономических явлений таких методов, как научная абстракция, индукция, дедукция, анализ, синтез, экономическое моделирование. Почему моделирование является основным методом микроэкономики?

8. Что общего и в чем различия в действии экономических законов, законов природы и юридических законов?

9. Приведите примеры выполнения экономической теорией каждой из ее функций.

10. В чем заключается взаимосвязь экономической теории и экономической политики?