Вставьте пропущенные слова
1. Экономическая теория изучает ______ ______ ______, т.е. их действия, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ в условиях ограниченных ресурсов. Предметом экономики является хозяйственная жизнь общества во всем своем многообразии, включая совместную деятельность людей по производству, _______, _______ и _______необходимых благ и услуг. Задачей является поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т.е. такого их применения, при котором будут получены максимальные _________ при ___________ затратах.
2. Любая экономическая деятельность людей направлена на ______ ______.
3. Производство – это ______ _____ _____, направленная на создание материальных благ и услуг, необходимых для существования и развития общества.
4. На стадии распределения определяется _____ каждого участника процесса производства. Распределение зависит от того, как распределены факторы производства между _____ ______ ______, т.е. от собственности на них. Например, владелец контрольного пакета акций имеет не только большую экономическую власть, но и право на получение большей части дохода.
5. Воспроизводство – это постоянное _____ процессов производства. Различают: 1) простое воспроизводство (в тех же масштабах);
2) расширенное воспроизводство (в ______ масштабах); 3) ______ воспроизводство (сокращение выпуска).
6. Экономические ресурсы - это _____ _____ _____, используемых для производства экономических благ. Различают природные, трудовые, информационные, материальные и т.д. ресурсы. Та часть ресурсов, которая необходима для осуществления процесса производства, называется _____ ______. Существует четыре фактора производства: 1) _______, 2) _______, 3) _______, 4) _______.
7. Ресурсы обладают такими свойствами, как: 1) ______ - их недостаточность для достижения огромного множества различных целей, которые ставят перед собой люди; 2) ____ (качественная и количественная) - общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди; 3) _________________(например, один и тот же металл мы можем использовать либо для изготовления машин, либо для изготовления трубопровода и т.д.)
8. Эксперимент – это искусственное воспроизведение ________с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения. Анализ – разделение ______на части и изучение каждой из этих частей. Синтез – соединение ______ явления, изученных в процессе анализа.
9. Экономическая модель – _____ _____ о взаимосвязях между экономическими переменными. Научные выводы и заключения, сформулированные на базе исследования моделей, получили название ______. В ходе создания экономических моделей и разработки теории познаются ______ _______ – объективно существующие причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни.
10. КПВ - это кривая, показывающая альтернативно возможные варианты производства при полном и ______ использовании ресурсов.
Задачи
1. Определите, могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А (15, 3); В (8, 13); С (13, 6); D (5, 12)?
2. В небольшой деревеньке осталось 10 подворий, где выращивают картофель и капусту. В год одно подворье может максимально вырастить 5 т картофеля либо 3 т капусты:
а) постройте КПВ этой деревеньки и выведите ее уравнение;
б) могут ли жители вырастить 30 т картофеля и 10 т капусты? Почему?
3. Фермер выращивает две культуры – рапс (берем по оси X) и подсолнечник (Y) - на двух полях. Уравнения кривых производственных возможностей на этих полях имеют следующий вид:
первое поле: Y=40 – 2∙X;
второе поле: Y=60 – 2∙X.
а) Пусть фермер выращивает 15 т рапса и 10 т подсолнечника на первом поле, на втором соответственно - 20 т рапса и 10 т подсолнечника. Использует ли фермер свои ресурсы эффективно? Ответ обоснуйте.
б) В новом сезоне фермер решил пересмотреть вариант выпуска. На первом поле он по-прежнему вырастил 15 т рапса и 10 т подсолнечника. Второе же поле он засеял по-другому: теперь урожай этого поля составил 20 т рапса и 20 т подсолнечника. Использует ли фермер свои ресурсы эффективно в новой ситуации? Обоснуйте свой ответ.
4. Фабрика по пошиву верхней одежды предлагает пальто и куртки. Альтернативные затраты производства одного пальто постоянны и равны двум курткам. Максимальное количество пальто, которое может пошить фабрика - 10 тыс. шт.:
а) постойте КПВ фабрики и выведите ее уравнение;
б) технология пошива курток была усовершенствована, их производство выросло на 20%. Постройте КПВ и определите, сколько пальто теперь сможет предложить фабрика, если выпуск курток - 15 тыс. шт.?
5. Производственные возможности компании представлены в табл. 1.7. Руководство компании приняло решение: производить 5,3 т бензина и 9 т нефти, не увеличивая затраты ресурсов. Реален ли этот план? Ответ подтвердите расчетами.
Таблица 1.7
| А | В | С | Д |
Нефть | 14 | 10 | 7 | 5 |
Бензин | 4 | 5 | 5,7 | 6,1 |
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает экономическая теория?
2. Дайте известные вам определения экономической теории как науки.
3. В чем преимущества и недостатки позитивного и нормативного экономического анализа?
4. В чем заключается проблема выбора в экономике?
5. Какую информацию можно получить, используя модель кривой производственных возможностей?
6. Какие факторы влияют на расширение границ производственных возможностей?
7. Приведите примеры использования в исследовании экономических явлений таких методов, как научная абстракция, индукция, дедукция, анализ, синтез, экономическое моделирование. Почему моделирование является основным методом микроэкономики?
8. Что общего и в чем различия в действии экономических законов, законов природы и юридических законов?
9. Приведите примеры выполнения экономической теорией каждой из ее функций.
10. В чем заключается взаимосвязь экономической теории и экономической политики?
- Министерство образования и науки
- Введение
- Тема 1. Введение в микроэкономику
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 2. Основы рыночного хозяйства
- План семинарских занятий
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 3. Рынок: сущность, функции, основные черты
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Отличительные особенности основных моделей рыночной экономики
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 4. Основы теории спроса и предложения
- План семинарских занятий
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 5. Эластичность спроса и предложения
- План семинарских занятий
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 6. Поведение потребителя и потребительский выбор
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 7. Предприятие в экономике, издержки предприятия
- План семинарских занятий
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 8. Результаты деятельности предприятия
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 9. Выручка и прибыль предприятия
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 10. Типология рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции
- План семинарских занятий
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 11. Рыночные структуры: монополия
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- План семинарских занятий
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 13. Рынки факторов производства
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 14. Рынок труда
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 15. Рынок капитала. Процент
- План семинарских занятий
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 16. Рынок земли. Рента
- План семинарских занятий
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 17. Выбор в условиях неопределенности результата
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- План семинарского занятия
- Основные термины и понятия
- Упражнения
- Верны ли следующие утверждения (да/нет):
- Вставьте пропущенные слова
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы Основная:
- Дополнительная:
- Вопросы к экзамену по микроэкономике
- Содержание