logo
Конспект лекций Жилюк Д

История развития налогов

Налоги появляются как необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. По мере изменения государственного устройства и характера производственных отношений изменялась и система налогообложения.

Древняя Греция 5-7 вв. до н.э. 1/10 от дохода (десятина, превратные сборы (у ворот городов за право прохождения в них). Эти налоги в основном распределялись на содержание наемной армии, строительство и содержание зданий общественных зданий (храмов и крепостей) и инфраструктуры (водоснабжение).

В 4-4 вв. до н.э. Римская империя разрасталась за счет завоевания новых территорий: на завоеванных территориях оставлялась имеющаяся налоговая система с перенаправлением доходов в римскую казну. В мирное время основными расходами были расходы на строительство общественных зданий и незначительные расходы на управление. Эти расходы в основном покрывались за счет сдачи в аренду государственных земель. Лишь с началом новой военной компании граждане Рима облагались налогами в соответствии с имеющимся достатком. Этот достаток определялся на основе декларации о доходах, которые предоставлялись цензорам каждые 5 лет.

Долгое время Римская империя пользовалась услугами откупщиков, что вело к злоупотреблению и коррупции. Реформирование этой системы было начато Цезарем, который создал в каждой провинции финансовые учреждения для контроля за процессом взимания налогов. Была предпринята попытка создания земельного и имущественного кадастра.

Основные налоги Древнего Рима: поземельный налог, налог на имущество и ценности. Косвенные налоги: таможенные пошлины, акциз на соль.

Многое из налоговой системы Древнего Рима существовало и в Византийской Империи, однако в продолжении их развития широкое распространение получили чрезвычайно налоги и сборы, которые собирались на определенные цели (на оснащение армии).

Основной источник дохода на Руси – княжеская дань. Это была примитивная форма прямого налога, а объектом обложения служили: личная постройки или орудия труда (плуг, соха). Основной источник, во время татаро-монгольского ига был «выход», объектом обложения служили лица мужского пола или голова скота. Налог был отменен только в 1840 г. Основным объектом стало лицо мужского пола. В этот период активно появляются целевые сборы. К этому же периоду можно отнести создание первого земельного кадастра где учитывалось количество и качество земель. Объектом обложения была земля, впоследствии замененная на двор. С развитием промышленности стали появляться и новые налоги, облагающие либо оборот, либо прибыть промышленных предприятий.

Кроме прямых налогов существовали и косвенные, какие как таможенные пошлины и акцизы. Методикой взимания налогов в основном была откупная сделка, борьбу с которой начали лишь в 16 в. Политическое объединение русских земель в конце 15 в. характеризовалось отсутствием единой системы управления государственными финансами. Лишь в 1655 г. был создан счетный приказ для контроля за финансовой деятельностью других приказов. К этому же периоду относится и попытка увеличения налогового бремени. Но эта попытка закончилась соляным бунтом, так как основное повышение приходилось на акциз на соль.

Крупномасштабные государственные преобразования в России связаны с именем Петра I. Он учредил наземные фабрики и заводы и предоставлял значительные ссуды для местных промышленников. Таким образом создалась система для индустриализации России. Петр I вводил новые налоги для удовлетворения потребностей в осуществлении масштабных государственных расходов. Он учредил особую должность – прибыльщиков, которые должны были «сидеть и считать государственную прибыль. Таким образом появились: гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, арбузов, ледокольный налог.

В 1679 г. произошел переход от обложения двора к обложению единицы мужского населения. В 1718 г. началась подушная перепись населения, которая закончилась в 1724 г. 1802 г. – манифест Александра I об учреждении министерств в которых значилось Министерство Финансов. В 1811 г. финансами занимались: Министерство Финансов (всеми источниками дохода), Государственное Казначейство (расходы), Государственный контролер (ревизия финансов).

В 1821 г. казначейство было включено в Министерство Финансов на правах департамента, однако сами финансы к этому периоду не выполняли в полной мере своих функций. В 1809 г. расходы бюджета в два раза превышали доходы.

План финансов Сперанского. 1818 г. – «Опыт теории налогов» Тургенева. Эта книга свидетельствует о хорошей осведомленности в западной теории налогообложения и делает попытку их переложения на отечественный опыт. Тургенев призывает к осторожному обесцеливанию с налогами, так как они уменьшают народное благосостояние, отнимают у промышленности часть капитала, сдерживают ее развитие.

Налоги на потребление болезненно сказываются на семьях со средним достатком. Таким образом предметы первой необходимость должны быть освобождены от налогов.

Теория налогообложения развивалась вслед за практикой. Наиболее известными теоретическими принципами налогообложения являются принципы, сформулированный А.Смитом. Однако эти принципы пытались сформулировать и другие исследователи. Например 9 принципов разделенные на 4 категории сформировала Вагнер.

  1. Финансово-технические:

    1. Достаточности (подразумевает, что финансы должны полностью удовлетворять потребность государства в денежных средствах)

    2. Подвижности (заключаются в способности налога адаптироваться и потребностей бюджета)

  2. Народо-хозяйственные:

    1. Выбор надлежащего источника обложения

    2. Выбор налога с учетом его воздействия на плательщика и носителя

  3. Справедливости:

    1. Всеобщности обложения

    2. Равномерности обложения

  4. Податного управления:

    1. Определенность налога

    2. Удобство налога

    3. Дешевизна взимания

+ Принцип развития производительных сил: «налоги должны содействовать или по-крайней мере не противодействовать абсолютному и относительному росту чистого национального продукта». Понимание того что налоги не должны препятствовать росту национального дохода, который является базой налогообложения, существовал всегда, однако теоретическое обоснование максимального уровня изъятия был найден в середине 1970-х гг. американским экономистом Лаффером. Он установил математическую зависимость доходов бюджета от налоговых ставок. Он доказал, что увеличение налогов за счет повышения их ставок не определенном этапе не компенсирует сокращение поступлений в бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемой базы.

Точка А на кривой показывает предела налогового изъятия у хозяйствующего субъекта, превышение которого ведет к спаду налоговых поступлений. В точке В хозяйствующий субъект может быть либо разорен, либо близок к этому, поскольку остающиеся в его распоряжении средства после уплаты налога являются недостаточными для осуществления расширенного воспроизводства.

Принципы налогообложения находят свое отражение в налоговых системах. Основным принципом сегодня является принцип платежной способности, однако и у него нет четкого определения. Принцип платежной способности – эволюция группы принципов справедливости, который впоследствии получил продолжение в принципе равномерности обложения. Платежная способность подразумевает с одной стороны пропорциональность обложения (дохода и имущества) и ее прогрессивность (богатые должны платить больше).

Существует 2 подхода к пониманию природы налогов.

  1. Теория Обмена («услуги возмездия»). Базовое положение теории заключается в том что при уплате налогов имеет место обыкновенный акт купли-продажи услуг государства. Если считать налоги возмездием за услуги государства частным лицам, то следовало бы платить эти налоги в соответствии с теми выгодами, которые каждый из них получает от государства. Таким образом следовало бы облагать большими налогами людей малоимущих, так как они в большей степени нуждаются в государственной помощи. Развитием этой теории является теория коллективной потребности, которая в смягченной форме признает налоги вознаграждением со стороны граждан за оказываемые государством услуги.

  2. Теория жертв (абсолютная теория) . При уплате налога имеет место жертва в пользу государства вследствие невозможности оценки эквивалентности предоставляемых государством услуг. Право государства взимать налоги основывается на необходимости удовлетворения коллективных потребностей. Однако теория жертв отрицает возможность оценки эквивалентности получаемых благ и уплачиваемых налогов конкретных индивидуумов.

ОБМЕН: Сьюли, Монтесье, Гоббс, Вольтер, Рикардо.

ЖЕРТВА: Кене, Тургенев, Вагнер, Витте, Янджул, Самуэльсон, Марфонем и Брю.

Встречное движение стоимости при уплате налога непременно имеет место, однако возможность его измерения как правило ограничена.

Типы налоговых систем

С развитием производственных отношений расширились функции государства. Одна из таких функций – регулирование экономики. Налоговая система – один из эффективных способов регулирования экономики. Это регулирование осуществляется через налоговый механизм.

Налоговый механизм – совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением и включает широкий арсенал различных инструментов (налоговые ставки, льготы, способы обложения).

В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства, при ее формировании учитывается множество факторов, таких как прогнозы, тенденции экономического развития, состояние социальной сферы текущей действительности.

При разработке налоговой политики государство может руководствоваться следующими задачами:

  1. Экономическая (обеспечение экономического роста, ослабление цикличности, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов)

  2. Социальная (перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения реальных доходов населения)

  3. Международная (укрепление экономических связей с другими странами и преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса)

Изменяя налоговую систему, манипулируя налоговым механизмом государство может стимулировать или сдерживать экономическое развитие. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны в целом и поэтому является универсальным инструментом воздействия на экономику. В общих чертах целью такого регулирования является создание налогового климата, способствующего стимулированию приоритетных отраслей и региональных направлений развития экономики. Теоретически налоговое регулирование может иметь широкий масштаб, однако на практике экономика не всегда следует за налоговым стимулами. Каждый этап в развитии общества ставит свои задачи перед налоговой системой. Попытки анализа налоговой системы начинаются с 16 в. Но объективной классификации не существует до сих пор. Причина – постоянное изменения объекта изучения и принципов налогообложения.

Исходя из накопленного теоретического опыта можно предположить наличие 3-х основных типов налоговых систем:

  1. Политика максимальных налогов. Характеризуется принципом «взять все что можно». При последовательной реализации этого типа политики, государству уготована «налоговая ловушка».

  2. Политика разумных налогов. Все доходы максимально выводятся из-под налогообложения. В этом случае обеспечивается максимально благоприятный налоговый климат, что способствует деловой активности. Однако государство будет вынуждено сокращать свои функции из-за недостаточности средств на их реализацию.

  3. Политика с высоким уровнем налогообложения при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на социальные нужды. Недостаток такой политики – ослабление стимулов к повышению дохода и раскручиванию интеграционной спирали.

Ни один из этих типов налоговой политики не применяется в чистом виде на практике. Как правило выбор налоговой политики зависит не только от экономических целесообразностей, но и исторических особенностей, приоритетных отраслей экономики, расстановке политических сил внутри страны и за рубежом. Можно лишь относить к определенному типу налоговую политику, политику конкретного государства с большим уровнем обобщения.