logo
Конспект лекций Жилюк Д

Государственный кредит

Гос кредит – система эк отношений, в кот гос-во выступает одной из сторон кредитной операции. В этих отношениях гос-во может выступать в 3х ролях: - в роли заемщика, в роли кредитора, в роли гаранта.

Гос-во в роли заемщика.

Исторически гос кредит появился в форме займов, иногда имевших принудительных характер. В них переплетались эл-ты налога и займа, как правило, эти средства направлялись на покрытие военных и до чрезвычайных расходов.

Гос заимствования получили широкое распространение с развитием капитализма в 16-18в. Наиболее развитые страны - Великобритания и Голландия.

В России гос заимствования появились в начале 18 в. Основными внутренними кредиторами были монастыри и церкви и лишь в последствии с развитием капитализма их заменили купцы, промышленники и землевладельцы. Широко применялись заимствования у др гос-в. В основном Голландия.

С развитием рыночных отношений гос кредит становится важным инструментом эк политики и обязательным элементом гос финансов.

Существует множество причин по которым гос-во не может существовать без системы гос кредита. 1. Кассовый разрыв во времени м/у получением доходов и осуществлением расходов гос-ва. 2. Дефицит гос бюджета во многих странах носит постоянный характер. Некоторые теории доказывают его необходимость. 3. Гос кредит явл эффективным инструментом проведения как внутренней так и внешней эк политики.

Несмотря на всеобщность гос кредита его воздействие на экономику может быть как положительным, так и отрицательным. Основной фактор, определяющий эту направленность явл хар-р использования заемных средств.

В отличие от коммерческого кредита, связанного с процессом пр-ва, гос-й кредит служит средством привлечения денег в непроизводственные сферы (военные расходы, сод гос аппарата, соц нужны и т.д.) Непроизводительный характер использования заемных средств может обернуться потерей нац богатств, возникновением эк зав-ти от др гос-в и необходимостью расплачиваться последующим поколениям.

Функционирование мех-ма гос кредита приводит к появлению гос долга.

Гос долг- вся сумма задолженности по обязат-м гос-ва, % по ним и неисполненные финн обязательства гос-ва перед субъектами экономики.

Мат воплощением гос долга явл гос займы. Наиболее распространенной формой гос займов явл гос ценные бумаги.

Классификации гос займов:

ПО СРОКАМ ОБРАЩЕНИЯ:

  1. Текущие (до 1го года)

  2. Краткосрочные (до 2-3 лет)

  3. Среднесрочные (5-10 лет)

  4. Долгосрочные (от 5 -50 лет)

  5. Бессрочные(рентные)

Держатели рентных ц/б имеют право получать проценты и не имеют право требовать уплаты первоначально вложенных средств. Гос-во оставляет за собой право выкупа таких ц/б.

ПО МЕСТУ РАЗМЕЩЕНИЯ:

  1. Внешние

  2. Внутренние

Внутренние займы могут выступать в 3х формах:

  1. Займы предоставляются под запись в долговую книгу

  2. Облигационные займы

  3. Казначейские займы

ПО ВАЛЮТЕ:

  1. Натуральные

  2. Денежные

а) номинированные в нац валюте

б) номинированные в иностр валюте

ПО ФОРМАМ ВЫПЛАТЫ ДОХОДА:

  1. Процентный

  2. Выигрышный

ПО МЕТОДАМ РАЗМЕЩЕНИЯ:

  1. Добровольные

  2. Принудительный

ПО ФОРМЕ ОБРАЩЕНИЯ:

  1. Рыночные – свободно обращаются на рынке и не могут быть предъявл к досрочному погашению

  2. Нерыночные ц/б – могут быть предъявлены к досрочному погашению в определенный по договору срок (как правило 1 год) Нерыночными ц/б, как правило, можно осуществлять оплату налогов.

  3. Специальные займы – размещаются среди финансовых институтов и не обращаются на рынке. Они могут быть предъявлены к досрочному погашению.

ПО УРОВНЮ ЭМИССИИ

  1. Центральные

  2. Местные

Курс ц/б – цена, выраженная в % к её номиналу. Курсы бывают 3х типов:

Альпари- курс равен 100%, цена совпадает с номиналом

Ажио – цена выше номинала.

Дизажио – цена ниже номинала

Эмиссионный курс ц/б – курс в момент первичного размещения на рынке.

Реальный курс или рыночный курс – курс после размещения.

Условия, определяемые при выпуске ц/б:

  1. Срок обращения

  2. Общая сумма эмиссии

  3. Условия погашения

  4. Валюта

  5. Эмиссионный курс

Гос займы представляют собой форму фиктивного капитала. Источник погашения займа и уплаты % по нему явл гос-е доходы. Осн из которых явл налоги, т.о. займ это налоги отстроченные во времени.

В случае коммерческого кредита хоз-м субъектам источником погашения и уплаты % явл добавленная стоимость.

Гос-во в роли кредитора может действовать как внутри страны, так и за ее пределами. Целью внутреннего кредитования может явл поддержка приоритетных отраслей эк-ки, поддержка нац проектов и т.д.

Кредитование за пределами страны получило название международного кредита.

Международный кредит представляет собой предоставление валютных и тов рес-ов предприятиями и финн институтами одного гос-ва, предприятиям и финансовым институтами или правительствам др гос-ва на условиях возвратности, срочности и платности.

Источником финансирования международного кредита, как правило, выступает нац рынок капиталов.

В совр условиях помимо нац рынков капитала, источником может выступать и междунар рынок капиталов, не имеющий определенной национальной принадлежности.

Традиционно первой формой междунар кредита явл внешнеторговый кредит. Условия этого кредита (%, срок предоставления, условия погашения, методы страхования рисков и др) существенно влияют на конкурентоспособность нац товара.

Отличительной особенностью международного кредита явл возможность получения и погашения в различных валютах.

Гос-во стремиться создать условия для развития экспорта, для этого во многих странах создаются специализированные институты по рефинансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в экспортное кредитование.

Такие институты создаются в различных формах: банковские институты внешнеторг кредитования, банковский консорциум и др.

Одним из первых банковских институтов явл экспортно-импортный банк США. Он был основан в 1934г. для предоставления прямых кредитов иностранным покупателям американских товаров. Помимо участия в кредитовании экспорта гос-во проводит активную политику по страхованию внешнеторговых кредитов от различных рисков (изменение валютных курсов, полит нестабильность)

Возрастающую роль в сфере междунар кредита играют междунар и региональные финансово-кредитные институты: - МБРР; - ЕБРР (Европейский); межамериканский банк развития ; -азиатский и африканский банки развития.

Целью этих банковских институтов явл кредитование развивающихся стран региона, за счет средств более развитых государств участниц. Каждый из этих институтов имеет свои отличительные особенности.

Например: МБРР осуществляет кредитование под конкретные проекты, имеющие технико-экономич обоснование и экспертное заключение специалистов банка. Др. банковский институт: междунар ассоциация развития отличается тем, что осуществляет кредитование только частных предприятий.

Международные финансовые институты

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД

МВФ – международная организация, созданная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-участниками и оказание им финансовой помощи при валютных затруднениях вызываемых дефицитом платежного баланса путем предоставления кратко- и долгосрочных кредитов в иностранной валюте.

Имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически, МВФ служит институциональной основой мировой валютной системы.