Государственный кредит
Гос кредит – система эк отношений, в кот гос-во выступает одной из сторон кредитной операции. В этих отношениях гос-во может выступать в 3х ролях: - в роли заемщика, в роли кредитора, в роли гаранта.
Гос-во в роли заемщика.
Исторически гос кредит появился в форме займов, иногда имевших принудительных характер. В них переплетались эл-ты налога и займа, как правило, эти средства направлялись на покрытие военных и до чрезвычайных расходов.
Гос заимствования получили широкое распространение с развитием капитализма в 16-18в. Наиболее развитые страны - Великобритания и Голландия.
В России гос заимствования появились в начале 18 в. Основными внутренними кредиторами были монастыри и церкви и лишь в последствии с развитием капитализма их заменили купцы, промышленники и землевладельцы. Широко применялись заимствования у др гос-в. В основном Голландия.
С развитием рыночных отношений гос кредит становится важным инструментом эк политики и обязательным элементом гос финансов.
Существует множество причин по которым гос-во не может существовать без системы гос кредита. 1. Кассовый разрыв во времени м/у получением доходов и осуществлением расходов гос-ва. 2. Дефицит гос бюджета во многих странах носит постоянный характер. Некоторые теории доказывают его необходимость. 3. Гос кредит явл эффективным инструментом проведения как внутренней так и внешней эк политики.
Несмотря на всеобщность гос кредита его воздействие на экономику может быть как положительным, так и отрицательным. Основной фактор, определяющий эту направленность явл хар-р использования заемных средств.
В отличие от коммерческого кредита, связанного с процессом пр-ва, гос-й кредит служит средством привлечения денег в непроизводственные сферы (военные расходы, сод гос аппарата, соц нужны и т.д.) Непроизводительный характер использования заемных средств может обернуться потерей нац богатств, возникновением эк зав-ти от др гос-в и необходимостью расплачиваться последующим поколениям.
Функционирование мех-ма гос кредита приводит к появлению гос долга.
Гос долг- вся сумма задолженности по обязат-м гос-ва, % по ним и неисполненные финн обязательства гос-ва перед субъектами экономики.
Мат воплощением гос долга явл гос займы. Наиболее распространенной формой гос займов явл гос ценные бумаги.
Классификации гос займов:
ПО СРОКАМ ОБРАЩЕНИЯ:
Текущие (до 1го года)
Краткосрочные (до 2-3 лет)
Среднесрочные (5-10 лет)
Долгосрочные (от 5 -50 лет)
Бессрочные(рентные)
Держатели рентных ц/б имеют право получать проценты и не имеют право требовать уплаты первоначально вложенных средств. Гос-во оставляет за собой право выкупа таких ц/б.
ПО МЕСТУ РАЗМЕЩЕНИЯ:
Внешние
Внутренние
Внутренние займы могут выступать в 3х формах:
Займы предоставляются под запись в долговую книгу
Облигационные займы
Казначейские займы
ПО ВАЛЮТЕ:
Натуральные
Денежные
а) номинированные в нац валюте
б) номинированные в иностр валюте
ПО ФОРМАМ ВЫПЛАТЫ ДОХОДА:
Процентный
Выигрышный
ПО МЕТОДАМ РАЗМЕЩЕНИЯ:
Добровольные
Принудительный
ПО ФОРМЕ ОБРАЩЕНИЯ:
Рыночные – свободно обращаются на рынке и не могут быть предъявл к досрочному погашению
Нерыночные ц/б – могут быть предъявлены к досрочному погашению в определенный по договору срок (как правило 1 год) Нерыночными ц/б, как правило, можно осуществлять оплату налогов.
Специальные займы – размещаются среди финансовых институтов и не обращаются на рынке. Они могут быть предъявлены к досрочному погашению.
ПО УРОВНЮ ЭМИССИИ
Центральные
Местные
Курс ц/б – цена, выраженная в % к её номиналу. Курсы бывают 3х типов:
Альпари- курс равен 100%, цена совпадает с номиналом
Ажио – цена выше номинала.
Дизажио – цена ниже номинала
Эмиссионный курс ц/б – курс в момент первичного размещения на рынке.
Реальный курс или рыночный курс – курс после размещения.
Условия, определяемые при выпуске ц/б:
Срок обращения
Общая сумма эмиссии
Условия погашения
Валюта
Эмиссионный курс
Гос займы представляют собой форму фиктивного капитала. Источник погашения займа и уплаты % по нему явл гос-е доходы. Осн из которых явл налоги, т.о. займ это налоги отстроченные во времени.
В случае коммерческого кредита хоз-м субъектам источником погашения и уплаты % явл добавленная стоимость.
Гос-во в роли кредитора может действовать как внутри страны, так и за ее пределами. Целью внутреннего кредитования может явл поддержка приоритетных отраслей эк-ки, поддержка нац проектов и т.д.
Кредитование за пределами страны получило название международного кредита.
Международный кредит представляет собой предоставление валютных и тов рес-ов предприятиями и финн институтами одного гос-ва, предприятиям и финансовым институтами или правительствам др гос-ва на условиях возвратности, срочности и платности.
Источником финансирования международного кредита, как правило, выступает нац рынок капиталов.
В совр условиях помимо нац рынков капитала, источником может выступать и междунар рынок капиталов, не имеющий определенной национальной принадлежности.
Традиционно первой формой междунар кредита явл внешнеторговый кредит. Условия этого кредита (%, срок предоставления, условия погашения, методы страхования рисков и др) существенно влияют на конкурентоспособность нац товара.
Отличительной особенностью международного кредита явл возможность получения и погашения в различных валютах.
Гос-во стремиться создать условия для развития экспорта, для этого во многих странах создаются специализированные институты по рефинансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в экспортное кредитование.
Такие институты создаются в различных формах: банковские институты внешнеторг кредитования, банковский консорциум и др.
Одним из первых банковских институтов явл экспортно-импортный банк США. Он был основан в 1934г. для предоставления прямых кредитов иностранным покупателям американских товаров. Помимо участия в кредитовании экспорта гос-во проводит активную политику по страхованию внешнеторговых кредитов от различных рисков (изменение валютных курсов, полит нестабильность)
Возрастающую роль в сфере междунар кредита играют междунар и региональные финансово-кредитные институты: - МБРР; - ЕБРР (Европейский); межамериканский банк развития ; -азиатский и африканский банки развития.
Целью этих банковских институтов явл кредитование развивающихся стран региона, за счет средств более развитых государств участниц. Каждый из этих институтов имеет свои отличительные особенности.
Например: МБРР осуществляет кредитование под конкретные проекты, имеющие технико-экономич обоснование и экспертное заключение специалистов банка. Др. банковский институт: междунар ассоциация развития отличается тем, что осуществляет кредитование только частных предприятий.
Международные финансовые институты
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД
МВФ – международная организация, созданная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-участниками и оказание им финансовой помощи при валютных затруднениях вызываемых дефицитом платежного баланса путем предоставления кратко- и долгосрочных кредитов в иностранной валюте.
Имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически, МВФ служит институциональной основой мировой валютной системы.
- Финансы – это система денежных отношений по поводу формирования и использования государством фондов, необходимых для выполнения своих функций.
- Финансовая политика – совокупность практических форм организации и методов использования финансов.
- Политика
- Финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.
- Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства, необходимое для обоснования финансовых планов.
- Государственные расходы
- Таможенные пошлины – денежный сбор с товаров, имущества или ценностей, пропускаемых через границу под контролем таможенников.
- История развития налогов
- Налоги Великобритании
- Налоги Германии
- Налоги сша
- Межправительственные займы
- Государственный кредит
- 1944 – Образование мвф. 1947 – начало деятельности.
- Банк международных расчетов
- Международный банк реконструкции и развития
- Опыт зарубежных стран в пенсионном обеспечении.
- Фонд социального страхования
- Государственный фонд занятости населения
- Страхование в системе финансов