logo
Конспект лекций Жилюк Д

Международный банк реконструкции и развития

МБРР основан в 1944 г. одновременно с МВФ.

Основная цель МБРР: развитие экономики стран-участниц посредством предоставления долгосрочных займов и гарантирования частных инвестиций.

Высший орган - совет управляющих; исполнительный орган – директорат во главе с президентом. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса в совете определяются квотой, квоты определяются как в МВФ. Директорат состоит из 24 исполнительных директоров. США, Великобритания, Франция, Германия и Япония назначают собственных исполнительных директоров, остальные избираются по географическому признаку. С середины 90-х гг. Россия, Китай и Саудовская Аравия получили право назначать исполнительных директоров.

Источники ресурсов банка: капитал стран-участниц, привлеченные средства от продажи облигаций (в основном на американских рынках).

Кредиты МБРР выдаются на срок до 20 лет под гарантии правительства странам-участницам, как правило, для расширения производства. Обязательное условие – раскрытие финансовой информации страны-заемщика и присутствие представителей банка на кредитуемых объектах. Объемы кредитования – до 30% от стоимости объекта. В основном направляются в отрасли инфраструктуры, энергетики, транспорт, связи, с/х, здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% всех кредитов.

В последнее время МБРР активно занимается урегулированием внешних долгов развивающихся стран. Ставка по кредитам устанавливается на уровне средних ставок финансового рынка.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов государства, находящихся в распоряжении органов власти и имеющее непосредственное целевое назначение.

Внебюджетные фонды в РФ решают 3 важные задачи:

  1. обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики

  2. резервирование денежных средств помимо государственного бюджета на определенные цели

  3. расширение услуг социального характера для населения

Классификация внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды бывают социальные и экономические. Экономические: федеральный дорожный фонд, фонд поддержки предпринимательства. Социальные: ПФ, фонд ОМС, фонд социального страхования, фонд занятости населения.

Материальных источников внебюджетных фондов является часть национального дохода мобилизованная в форме специальных целевых налогов и сборов, займов и средств государственного бюджета.

Доходы внебюджетных фондов могут формироваться за сет следующих источников:

  1. специальные налоги и сборы с юридических и физических лиц

  2. отчисления от прибыли предприятия

  3. дотации из бюджета

  4. займы у коммерческих банков и ЦБ

  5. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемая самим фондом как юридическим лицом

Социальные внебюджетные фонды РФ

Основной источник формирования с 2002 г. – ЕСН. Плательщики ЕСН: работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Суммы ЕСН, уплачиваемые работодателем относятся на себестоимость продукции (товаров, работ, услуг).

ПФ РФ – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в целях эффективного государственного управления пенсионным обеспечением в РФ.

ПФ формируется за счет следующих источников: ЕСН, отчисления из федерального бюджета, кредиты ЦБ и коммерческих банков.

Возможные источники формирования ПФ:

  1. страховые взносы работающих

  2. страховые взносы работодателей

  3. ассигнование из государственного бюджета

Для контроля за уплатой ЕСН и персонификацией учета пенсионных накоплений каждый работодатель обязан зарегистрироваться в ПФ в трехдневный срок с момента государственной регистрации.

Программа персонифицированного учета, реализуемая с 2000 г. предусматривает персонифицированный учет получаемых доходов и уплачиваемых страховых взносов на цели пенсионного обеспечения. Каждый наемных работник обязан иметь страховое свидетельство государственного ПФ, которое предъявляется при трудоустройстве.

Функции персонифицированного учета:

  1. Создание условий для назначений пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного

  2. Обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначение

  3. Развитие заинтересованности застрахованного в уплате страховых взносов

  4. Упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовой пенсии

  5. Создание условий для контроля за уплатой страховых взносов

  6. Информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсии для расчетов макроэкономических показателей

  7. Создание информационной базы для совершенствования пенсионного законодательства

Расходы ПФ: государственные пенсии по старости и инвалидности и компенсации пенсионерам.

Бюджет ПФ - смета расходов и отчет об исполнении расходов составляются правлением ПФ. Бюджет утверждается законодательным органом, а так же федеральным собранием РФ. Руководство ПФ осуществляет правление и его постоянно-действующий исполнительный орган – исполнительная дирекция. Ей подчиняются отделения в субъектах РФ. Отделения обеспечивают организационную работу по контролю за уплатой ЕСН в ПФ и финансирование расходов на местах.

В современных условиях особое значение приобретают негосударственные ПФ, создаваемые как корпоративными так и частыми структурами для обеспечения дополнительных социальных гарантий своим сотрудникам. Практика межгосударственных ПФ широко распространена а в развитых странах.