logo
Непрочитанные лекции для студентов

Государственный (муниципальный) кредит, его сущность, функции, формы

Государственный (муниципальный) кредит - совокупность экономических отношений, при которых органы государственной власти (местного самоуправления):

  1. осуществляют заём временно свободных денежных средств у юридических и физических лиц, иностранных государств и международных финансовых организаций;

  2. предоставляют денежные средства внутренним и внешним заемщикам;

  3. берут на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых физическими или юридическими лицами.

Особенность государственного (муниципального) кредита заключается в том, что одним из субъектов кредитных отношений всегда выступает государственный или муниципальный орган власти.

Источниками финансовых ресурсов при данном виде кредита являются:

В качестве звена финансовой системы государственный (муниципальный) кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов (бюджета и внебюджетных фондов), функционируя на тех же принципах, что и кредит в целом: возвратности, срочности, платности, а также обеспеченности, добровольности, целевого характера.

Участие в формировании и использовании централизованных денежных фондов путем перераспределения денежных ресурсов между бюджетами разных уровней, физическими и юридическими лицами, другими субъектами кредитных отношений характеризует распределительную функцию государственного (муниципального) кредита.

Его контрольная функция проявляется в контроле за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и (или) выделяемых государством (муниципальным образованием). Специфическими особенностями этой функции государственного кредита являются ее тесная связь с состоянием централизованного фонда денежных средств и осуществление не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Регулирующая функция государственного (муниципального) кредита заключается в том, что он выступает в качестве инструмента регулирования экономики, воздействуя на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на денежном рынке и рынке капитала, на производство и занятость.

Это проявляется в следующем:

1) размещение органами государственной власти и местного самоуправления своих займов среди населения и хозяйствующих субъектов приводит к сокращению количества денег в обращении.

2) привлечение органами власти необходимых им финансовых ресурсов на кредитном рынке увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита (ссудного процента).

3) положительное воздействие на производство и занятость проявляется в том, что путем предоставления кредитов из бюджетов или гарантирования кредитов, выдаваемых банками, государство оказывает поддержку малому и среднему бизнесу, экспорту отдельных видов продукции, а также поддержку производству в регионах, испытывающих его спад.

Наиболее часто при государственном (муниципальном) кредите органы государственной власти и местного самоуправления выступают в роли заемщика – субъекта, осуществляющего заимствование денежных средств.

Существование государственного (муниципального) кредита, когда государство или муниципальное образование осуществляет заимствования, вполне закономерно и обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями органов власти.

Целью проведения заимствований является финансирование дефицитов соответствующих бюджетов (т.е. получение органами власти в свое распоряжение дополнительных средств на финансирование мероприятий, не обеспеченных или недостаточно обеспеченных бюджетными средствами) и погашение уже существующих долговых обязательств.

Осуществляемые государством и муниципальными образованиями заимствования классифицируются по следующим признакам:

  1. в зависимости от рынка размещения и валюты;

  2. в зависимости от субъекта, осуществляющего заимствования.

В зависимости от рынка размещения (национальный или внешний рынок) и валюты, в которой проводятся заимствования, они делятся на внутренние и внешние.

В зависимости от субъекта, осуществляющего привлечение средств, заимствования подразделяются на государственные заимствования РФ, государственные заимствования субъектов РФ и муниципальные заимствования. Заимствования РФ и субъектов РФ (государственные заимствования) могут быть и внешними, и внутренними, заимствования муниципальных образований - только внутренними (т.е. органы местного самоуправления не имеют доступа к внешним источникам заимствований).

Государственные (РФ и субъектов РФ) и муниципальные заимствования осуществляются в соответствии с утверждаемыми на очередной финансовый год и плановый период программами.

Программы государственных внешних и внутренних заимствований РФ, программы государственных внешних и внутренних заимствований субъекта РФ, программа муниципальных заимствований представляют собой перечень всех видов заимствований РФ, субъекта РФ, муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.

Предельный объем заимствований, осуществляемых Российской Федерацией, ограничивается верхними пределами государственного внутреннего и внешнего долга РФ, которые устанавливаются ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Для субъектов РФ и муниципальных образований он не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.

Под государственными (муниципальными) заимствованиями понимаются государственные (муниципальные) займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы, кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц.

Международные финансовые организации - финансовые организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях предоставления кредитных ресурсов странам-членам этих организаций, содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества, поддержки стран, осуществляющих переход к рыночной экономике и т.д. К ним относятся МВФ, МБРР (Всемирный банк), ЕБРР, Европейский инвестиционный банк и др.

Из определения следует, что заимствования могут проводиться в двух формах:

  1. государственных и муниципальных займов;

  2. прямых кредитов.

Государственные и муниципальные займы осуществляются через механизм выпуска ценных бумаг, самым распространенным видом которых являются облигации. Причем государство может прибегать к выпуску ценных бумаг не только в целях финансирования дефицита бюджета и погашения своих долговых обязательств, но и в целях изъятия из обращения излишней денежной массы (стерилизации денежной массы), влияя тем самым на уровень инфляции.

Предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг РФ, субъекта РФ и муниципальных ценных бумаг по номинальной стоимости устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, представительным органом муниципального образования исходя из верхнего предела государственного долга РФ, государственного долга субъекта РФ, муниципального долга, установленного законом (решением) о соответствующем бюджете.

Процедура эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг регулируется ФЗ об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Облигация государственного или муниципального займа – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в установленный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного имущественного эквивалента.

Номинальная (нарицательная) стоимость облигации устанавливается выпускающим ее органом государственной власти или местного самоуправления. Она обозначается на ценной бумаге и определяет денежную сумму, которая выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются проценты.

Государство (в лице федеральных органов власти) может прибегать к выпуску ценных бумаг не только в целях финансирования дефицита бюджета и погашения своих долговых обязательств, но и в целях изъятия из обращения излишней денежной массы (стерилизации денежной массы), влияя тем самым на уровень инфляции.

Что касается облигаций, эмитируемых от имени РФ: несмотря на то, что уровень % ставки по государственным бумагам ниже, чем по бумагам других эмитентов, они признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства. По степени надежности облигации правительства стоят на первом месте, и лишь затем следуют бумаги субъектов РФ, муниципальные бумаги, корпоративные бумаги.

Займы классифицируются по следующим признакам:

  1. характеру обращения на рынке;

  2. срокам погашения;

  3. месту размещения;

  4. видам держателей ценных бумаг;

  5. в зависимости от эмитента;

  6. методам размещения;

  7. условиям погашения;

  8. способам погашения;

  9. форме выплаты дохода;

  10. методу определения купонного дохода;

  11. в зависимости от обеспеченности.

По характеру обращения на рынке займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно обращаются (продаются и покупаются) на фондовом рынке. Такие займы являются основными в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами и используются для покрытия текущего бюджетного дефицита. Нерыночные займы не могут свободно переходить от одного владельца к другому. После первичного размещения они не обращаются на вторичном рынке и выпускаются для привлечения в бюджет средств определенных инвесторов - негосударственных пенсионных и страховых фондов или населения. Средства, полученные от размещения нерыночных бумаг, направляются, как правило, на финансирование крупных долгосрочных инвестиционных программ и проектов.

Государственные и муниципальные займы классифицируются и по другим признакам:

Как правило, займы носят добровольный характер и только в исключительных случаях государство может прибегнуть к принудительным займам, если потребность в дополнительных денежных средствах обусловлена какими-то чрезвычайными обстоятельствами.

Единовременно, как правило, погашаются краткосрочные займы. Долгосрочные займы могут погашаться равными, возрастающими или снижающимися долями.

По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент их погашения. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей.

По процентным облигациям их владельцы получают доход (ежегодно, раз в полугодие или квартал) путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат.

По дисконтному займу доход держателей облигаций составляет разница между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций.

Закладные займы обеспечиваются конкретным видом государственного или муниципального имущества. Беззакладные займы не обеспечиваются чем-то конкретным. Они обеспечены всем имуществом, которым располагает государство или муниципальное образование, поэтому они считаются более устойчивыми.

Второй формой государственных (муниципальных) заимствований, при которой органы государственной власти и местного самоуправления выступают в роли заемщика, и одним из источников покрытия бюджетного дефицита являются прямые кредиты. Такие кредиты могут быть предоставлены бюджетной системой, коммерческими банками и другими кредитными организациями своей страны, иностранными государствами и банками, международными финансовыми организациями. Однако Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов всех уровней.

Коммерческие банки и другие кредитные организации кредитуют органы государственной власти и местного самоуправления как обычных заемщиков на условиях, складывающихся под воздействием спроса и предложения на кредитном рынке.

Правительства иностранных государств оказывают финансовую поддержку РФ и ее субъектам в двух формах: форме межправительственных кредитов и путем предоставления гарантий по кредитам иностранных банков и компаний. Задолженность, возникающая по межправительственным кредитам и кредитам коммерческих банков, предоставляемых банками под гарантии своих правительств или при условии страхования кредитов в государственных структурах, называется официальной. Официальные кредиты являются, как правило, связанными.

Связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора.

МФО предоставляют связанные (нефинансовые) и несвязанные (финансовые) кредиты. По срокам и взимаемой процентной ставке кредиты МФО являются самой выгодной формой внешних заимствований.

Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.

Связанные кредиты иностранных государств, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций носят целевой характер, т.е. предоставляются под конкретные программы и мероприятия и не могут быть использованы на финансирование других потребностей.

Располагая временно свободными денежными средствами, органы государственной власти и местного самоуправления могут предоставлять кредиты другим экономическим субъектам как внутри страны, так и за ее пределами, выступая, таким образом, в качестве кредитора. Выполняя функцию кредитора внутри страны, органы власти различных уровней осуществляют кредитование отдельных отраслей и регионов, испытывающих особую потребность в финансовых ресурсах в условиях, когда возможности бюджетного финансирования уже исчерпаны, а кредиты коммерческих банков не могут быть привлечены в силу действия факторов конъюнктурного характера.

В тех случаях, когда органы государственной власти и местного самоуправления берут на себя полную или частичную ответственность за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательств перед третьими лицами, они являются гарантами. Это означает, что если должник не смог в срок и в полном объеме рассчитаться со своими кредиторами, то орган государственной власти или местного самоуправления как гарант вынужден будет расплатиться за него.

Таким образом, государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений между органами государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями – с другой, по поводу осуществления заимствований (в форме займов и прямых кредитов) и (или) гарантийного обеспечения.