2.1. Государство как публично-правовой институт
регулирования общественных отношений
Построение правового государства, формирование гражданских институтов предполагают усиление со стороны общества и государства внимания к проблеме развития публично-правовых отношений. В нашей стране происходят глубокие процессы демократических преобразований в социально-политической сфере жизни общества. В условиях перехода к рынку, интенсивного развития предпринимательских отношений возрастает роль государства как субъекта публично-правовых отношений.
Люди живут в обществе. Каждый из них, чтобы достичь определенных целей, удовлетворить свои потребности и интересы, должен постоянно вступать в определенные отношения с другими людьми. Следовательно, вся жизнь человека проходит среди других людей, иначе говоря, в обществе. Общество - это совокупность индивидов и социальных групп и классов и складывающихся между ними отношений.
Социальные группы - это такая совокупность индивидов, которая имеет свои собственные интересы и своей деятельностью оказывает влияние на поведение других людей <1>.
--------------------------------
<1> См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2002. С. 70.
Для того чтобы возникло настоящее общество, масса людей должна находиться в определенной связи, объединяющей их в одно целое. Эта связь создается только на основе общего интереса и должна иметь для них постоянный характер.
Общество - это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Общество, считает известный ученый-юрист В.В. Лазарев, - сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями <1>.
--------------------------------
<1> См.: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1997. С. 73.
Общество имеет свою структуру, составляющие которой - различные политические организации и партии, общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации публичных и частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, общества. Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.
Таким образом, общество можно определить как совокупность людей, объединенных сознанием того, что у них есть постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены только их совместными усилиями.
С развитием общества связующие его интересы становятся все более сложными, но одновременно в нем появляются интересы, его разъединяющие. Эта противоречивая тенденция развития общества поддерживает его единство, с одной стороны, и разделяет общество на множество социальных общностей, с другой стороны.
В целях упорядочения отношений в обществе, управления общественными делами, процессами разрешения различного рода конфликтов, поддержания порядка, достижения определенных целей общества или отдельных социальных групп в обществе, считает доктор юридических наук, профессор А.Ф. Черданцев, стихийно складываются или сознательно создаются различного рода социальные институты <1>.
--------------------------------
<1> См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права. С. 71.
Институт - это некое образование (учреждение, организация и т.п.), созданное для осуществления определенных задач. Это весьма широкое понятие. К социальным институтам общества (элементам) можно отнести семью, коллектив, партии, общественные организации и, конечно, государство. При этом важно заметить, что каждый из них обеспечивает свои определенные потребности и интересы, вырабатывает свои формы общения и поведения в зависимости от целей, которые им предстоит решать.
Наиболее важным элементом (социальным институтом) общества является государство. Именно оно выполняет основной объем политических функций любого общества. В наиболее полном виде исторический анализ такого социального института, как государство, сделан Ф. Энгельсом <1>.
--------------------------------
<1> См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Сочинения. Т. 2. С. 23 - 178.
Выяснением сущности, содержания, формы и назначения государства в жизни общества занимались многие отечественные и зарубежные мыслители - философы, социологи, политологи и юристы с древнейших времен по настоящее время, с момента его возникновения до наших дней. И этот интерес не случаен, ибо без глубокого теоретического осмысления природы государства практически невозможно квалифицированно, рационально, оптимально реализовать государственные интересы, использовать их на благо всего общества.
Государство, равно как и право, - сложное, многогранное, противоречивое социальное образование, и поэтому полно, всесторонне понять его суть и ту роль, которую оно играет в жизни общества, чрезвычайно трудно. Как справедливо отмечал австрийский правовед Г. Келзен, трудности в определении понятия "государства" усугубляются еще и тем, что данным термином обозначаются самые разнообразные предметы и явления.
На самом деле, в зависимости от субъективных представлений, интересов и целей одни зарубежные авторы отождествляют государство с обществом, другие - с той или иной нацией, третьи - с территорией страны. При этом государство рассматривается либо в политическом, социологическом или юридическом аспекте, либо с точки зрения "естественного организма", "интегративного начала" или "системы правовых норм", либо как "сущее" или "должное" и т.д.
Аналогичное многообразие в трактовке государства имеет место и в отечественной литературе <1>.
--------------------------------
<1> См.: Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: В 3 т. Т. 3. М., 2001. С. 9.
Вопрос о сущности и определении государства интерпретируется различными авторами настолько разноречиво, зачастую противоречиво, что до сих пор остается дискуссионным, исключающим единое его понимание, даже в юридической литературе.
Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытнообщинный строй - древний тип коллективного или кооперативного производства. Первобытнообщинный строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии, причем только на определенном этапе он стал перерастать в государственно организованное общество <1>.
--------------------------------
<1> См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1998. С. 20.
Государство предстает перед каждым человеком в качестве формы общества. Оно связано системой общественных отношений людей, соучаствует в их сознании, поведении и деятельности, способствует организации жизни, в том числе экономической, на определенной территории.
Государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, проб и ошибок. Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. Государство объективно выражает общие для всех интегрированные потребности, интересы и цели жизнедеятельности всего сообщества людей.
Государство олицетворяет собой сложное образование, воспроизводящее и содержащее в себе много общественного и одновременно влияющее на состояние и развитие общества. Между государством и обществом существуют прямые и обратные связи, идет взаимообмен информацией и деятельностью. Государство - это единственно возможная, всеобщая, универсальная политическая форма организации общества, обеспечивающая решение как сугубо специальных задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Следовательно, государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников. При этом государство обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.
Суть государства состоит в том, что это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Именно бытие государства в качестве основного орудия этой власти придает ему характер политической организации. При этом следует учесть, что это принуждение должно быть основано только на законе. Власть поддерживается через юридические нормы.
Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои установления. Право не существует без государства, оно является его непосредственным продуктом. Государство есть та форма, в которой осуществляются как общие, так и частные интересы, и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение, поэтому все общие установления опосредуются государством, получают политическую форму <1>.
--------------------------------
<1> См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права. С. 44.
В юридической научной литературе также существуют разные подходы к пониманию государства.
По мнению правоведа В.В. Лазарева, государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества <1>.
--------------------------------
<1> См.: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. С. 73.
А.В. Васильев считает, что государство - это особая организация публичной политической власти, имеющая специальный аппарат государственных служащих, предназначенный для управления и применения принудительных мер к правонарушителям, которая действует в интересах господствующей группы, слоя, клана либо большинства населения, обладает суверенитетом, издает законы, устанавливает и взимает налоги, имеет свою валюту, гражданство и символику <1>.
--------------------------------
<1> См.: Васильев А.В. Теория права и государства. М., 2003. С. 278.
При классическом подходе к государству последнее понимается как совокупность трех элементов: власти, территории и населения. Государство объективно выражает общие для всех интегрированные потребности, интересы и цели жизнедеятельности всего сообщества людей.
Государство олицетворяет собой сложное образование, воспроизводящее и содержащее в себе много общественного и одновременно влияющее на состояние и развитие общества. Между государством и обществом существуют прямые и обратные связи, идет взаимообмен информацией и деятельностью. Государство есть публичная и легитимная (нормативно выраженная) властная сила общества.
Либеральная концепция государства - это концепция "государства - ночного сторожа". Государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т.п., а только устанавливает "правила игры" - нормы права, охраняет в обществе порядок и т.д.
Существует еще одна концепция - "государство - социальный арбитр", суть которой заключается в том, что общество социально неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, интересы могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Между ними возникают конфликты. В этом случае государство выступает как арбитр, разрешает эти конфликты, сглаживает их противоречия.
М. Вебер определяет государство как организованное принуждение. Государство есть союз, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное принуждение.
Каждое из этих определений имеет свое право на жизнь, в целом они отражают важные грани государства. Но, кажется, более современным определением государства можно рассматривать социологический подход. Он заключается в том, что государство - явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено. Однако здесь среди ученых-правоведов существует две точки зрения. Первая: государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное. Вторая: государство - относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт <1>.
--------------------------------
<1> См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права. С. 85.
Это, по сути дела, современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство - это организация особого рода, отвечающая на вопросы: кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи.
Этой точки зрения придерживаемся и мы. На наш взгляд, сегодня не имеет оснований сама постановка вопроса об "отмирании" государства, какими бы замечательными чертами ни обрисовывалось будущее процветающее общество. В этой связи мы полностью солидарны с точкой зрения Г. Еллинека о том, что "государство представляет собой жизненно необходимую политико-юридическую ценность, непрерывное и не умирающее единство".
За всю историю развития человечества сложилось множество различных определений государства. Пожалуй, наиболее простым будет определение государства как общности людей, в основе которой лежат территория, население и государственная власть. Великими мыслителями и политиками разных времен было высказано огромное количество самых различных мнений и суждений о государстве.
Древнегреческий ученый и философ Демокрит считал, например, что государство - это то, в чем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость.
Аристотель воспринимал государство как достаточную для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное как гражданское общество.
Знаменитый римский оратор и государственный деятель Цицерон рассматривал государство как дело, "достойное народа". Причем под народом он понимал "не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов".
Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли видел в государстве политическое состояние общества, которое заключалось в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными. А проявлялось оно в наличии органов юстиции и законов.
Основная закономерность развития государства в том, что по мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии оно превращается из примитивного, принудительно-репрессивного образования в политически организованное общество, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами государства в соответствии с принципом разделения власти.
Следует сказать, что развитие государства в каждую эпоху в той или иной стране неотделимо от развития всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной жизни. В передовых демократических странах в области политико-государственной жизни доминируют следующие тенденции:
- государство все более становится "государством человека"; человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные, гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;
- усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в частноправовые отношения социальная ориентация в его деятельность ("мягкое" регулирование отношений рынка, блокирование его теневых сторон для социально незащищенных категорий населения - детей, инвалидов, престарелых).
На самом деле же вопрос о понятии государства является значительно более сложным. Это один из коренных вопросов дискуссии, которая длится многие века.
В истории общественной мысли предпринято огромное количество попыток сформулировать понятие государства, дать его определение, указать его наиболее характерные черты, выделить его из других общественных явлений.
Рассмотрим различные подходы к понятию государства.
Теологические взгляды на природу государства зародились еще в древних Египте, Вавилоне, Китае, Индии, но как определенное направление, хотя и с разными истолкованиями священных текстов, они сложились в иудаизме, христианстве, исламе. Согласно этому подходу государство создано Богом, им же предопределяется его деятельность, а выступать против Бога невозможно.
Расцвет этого направления приходится на Средневековье, когда по существу оно было не только господствующим, а единственным в сочинениях того времени. В Европе его наиболее известным представителем был монах Фома Аквинский, но в настоящее время ни в Европе, ни на Востоке оно не пользуется заметным влиянием.
Арифметический (классический) подход имеет светский характер, но тоже коренится в далеком прошлом: в традициях античной мысли, согласно которым государство рассматривалось как объединение для того, чтобы построить жизнь на началах цивилизации, упорядочить отношения людей на определенной территории, используя власть народного собрания. В современных условиях этот подход широко применяется в работах западных политологов, специалистов по международному публичному праву, которые рассматривают государство как соединение трех элементов: власти, территории и населения.
Такой подход к понятию государства был несомненным продвижением вперед по сравнению с теологическими взглядами. Он характеризуется четкостью, определенностью и в какой-то мере отражает объективную действительность. Государство не может существовать вне территории, без населения и власти, хотя территория может быть непостоянной, подвижной, как, например, у государства кочевников-монголов. Однако некоторые из элементов являются лишь условиями существования государства, а термин "власть" без уточнения ее характера мало помогает раскрытию сущности государства. Существуют различные формы власти вообще (например, родительская власть) и формы социальной, общественной власти (власть старейшин племени, корпоративная власть, власть общественного объединения по отношению к вступившим в него членам и т.д.).
Юридический подход к понятию государства господствовал в науке в годы Первой мировой войны и оставался влиятельным некоторое время после нее. Он был связан с юридическим мировоззрением, сложившимся среди интеллектуалов революционной буржуазии, выступавшей в борьбе за свержение абсолютизма под лозунгами свободы, равенства и братства, связанности деятельности государства, его органов правовыми нормами (прежде всего конституцией). Эти идеи имели прогрессивное значение, они объединили широкие массы народа в борьбе против абсолютизма, заложили основы некоторых общечеловеческих ценностей: свободы, прав человека и др. Но сторонники этого подхода рассматривали государство прежде всего с позиций нормативизма как юридическое лицо, совокупность правоотношений (немецкий юрист Г. Еллинек, русский юрист Ф. Кокошкин и др.). Хотя многие из них не отрицали значения социологических трактовок государства, они считали, что юристы заниматься этим не должны, оставаясь в границах норм, правоотношений. Крупным представителем этого подхода был австрийский автор Г. Кельзен, написавший работу "Чистое учение о государстве", в которой он определял государство как специфическое нормативное единство. Правда, в работах позднего Кельзена, видимо, в результате влияния политологии США, был значительно усилен социологический аспект.
В исследованиях сторонников этого подхода верно подмечено, что государство выступает как субъект права во многих международных отношениях и в отношениях внутри страны. За вред, причиненный личности в случае нарушения органами государства законов, оно несет ответственность (гражданские иски к президенту, выступающему как глава государства, нередки во многих странах, имели место и в России). Сторонники этого подхода разработали много полезных классификаций, создали хороший инструментарий для формализованных исследований. Однако правильные положения о государстве как юридическом лице (разновидностей таких лиц много) не раскрывают его главных качеств как особого политического учреждения в обществе.
Наиболее широкое распространение в современной науке получил социологический подход к понятию государства. Он представлен самыми разными школами, которые иногда по традиции принято делить на марксистские и немарксистские, хотя по некоторым вопросам это различие размывается. Появились новые течения евромарксистов, неомарксистов, взгляды которых по вопросу о государстве отличаются от ортодоксальных марксистско-ленинских концепций, а некоторые положения марксизма восприняты либеральными учеными-немарксистами.
Социологический подход к государству в какой-то мере применялся до марксизма. Элементы социологического подхода имелись в рассмотренных выше взглядах Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо, которые, по существу, хотя и с разных позиций, формулировали личностную концепцию государства, тесно связанную в идеях просветителей с положениями о естественных правах человека, не зависящих от государственной власти.
Марксизм использовал достижения предшествующих научных открытий, зачастую переработал их, приспособив к своей методологии, некоторые выводы поднял на новую ступень, положив, по существу, начало коллективистской концепции государства, но многие важные положения догматизировал, односторонне рассматривая государство прежде всего с классовых позиций. Коллективом для него был прежде всего класс.
С точки зрения марксизма-ленинизма государство с установлением социальной однородности общества, в бесклассовом обществе, постепенно отмирает, будучи заменено неполитическим общественным самоуправлением народа.
Многие современные школы в государствоведении исходят прежде всего из того, что государство - это определенное объединение людей, сообщество, проистекающее из необходимости жить вместе на определенной территории (в государственных границах), а всякая кооперация требует регулирования совместной деятельности, отношений людей и их группировок, имеющих различные интересы. В этом коренится характер государства как политического сообщества, которое в политологии иногда обозначают как "государство в широком смысле слова", отличая его от государства в узком смысле (государственной организации, системы учреждений, обладающих верховной властью на данной территории, аппарата государства).
Политический характер государственного сообщества обусловлен, с одной стороны, социальной асимметрией любого общества (классы, социальные слои, различные группы населения и их представители - группы давления, вследствие чего регулирование отношений между ними приобретает политический характер), а с другой - необходимостью выполнения общих для общества дел, одинаково нужных всем классам и социальным слоям (например, охрана среды обитания, организация связи, борьба со стихийными бедствиями), вытекающих из общих интересов всех слоев населения и "членов" государственной организации.
Рассматривая государство как политическое сообщество, нельзя отождествлять государство, взятое в этом качестве, и общество в целом. Во-вторых, государство - организация в обществе данной страны (всякое сообщество предполагает какую-то организацию). В этом смысле социологи Б. Бади и П. Бирнбаум дают определение государства как "хорошо организованной машины власти вместе с находящимися у нее в услужении гражданскими чиновниками и вооруженными силами". Особенности такой организации состоят в том, что государство является единственной универсальной организацией в стране, создаваемой в том числе на основе административно-территориального деления, путем регистрации членов политического сообщества по месту жительства, институтов гражданства и негражданства (иностранцев, лиц без гражданства и т.д.) с особыми политическими статусами таких лиц и т.д. Каждый находящийся постоянно или временно на территории страны является своеобразным членом, субъектом этой организации, имеет определенные права (например, на труд или неприкосновенность личности), несет перед государством страны пребывания обязанности. Сказанное относится и к юридическим лицам (учреждениям, организациям, объединениям, зарегистрированным в данном государстве, имеющим права и выполняющим обязанности по отношению к нему).
Все лица, находящиеся на государственной территории, независимо от того, желают они или нет, должны подчиняться власти этой организации, соблюдать законы государства. За нарушение законов (на уровне преступлений) все лица (не только граждане) могут быть сурово наказаны, вплоть до лишения жизни. Таких санкций не знает ни одна другая организация.
Освободиться от "государственной зависимости" данной страны люди могут, выйдя из гражданства данного государства. Если же гражданин находится за границей, в том числе имея там постоянное место жительства, законы его государства распространяются на него в полной мере.
В-третьих, государство - это политическое регулирующее учреждение, регулятивный политический институт в обществе данной страны. Оно удовлетворяет потребности общества с тех пор, как оно стало стратифицированным (разделенным на классы, социальные и иные группы) в интегрированности, организованности и управляемости. Его государственный аппарат действительно выступает как некая машина. Государство регулирует общественные (но не всякие) отношения между людьми и их группировками (не только социальными группами, но и иными), а также является учреждением для выполнения "общих дел". Выполнение "общих дел" - неотъемлемая черта любого объединения (в том числе государства), хотя в одном и том же государственном сообществе "общие дела" могут пониматься разными группами населения по-своему.
Осуществляя основные направления своей деятельности (функции, о которых речь пойдет ниже), принимая принципиальные решения, государство (руководители государственного аппарата) представляет прежде всего интересы тех социальных слоев (сил), которые обладают наибольшими возможностями давления на государственную власть в целях обеспечения своих интересов. Это экономически, социально и политически господствующий или доминирующий класс.
В современном цивилизованном демократическом и правовом государстве решающее влияние имеет средний класс. В странах Европы и Америки, в Японии, Австралии он составляет 65 - 80% населения, имеет неплохие условия жизни.
Этот класс заинтересован в политической стабильности, соблюдении правил политической игры на основе применения демократических норм (прежде всего конституции).
Для этого класса особенно важна роль государства как социально-политического арбитра в обществе. В этом суть регулятивной роли государства в демократическом обществе, хотя такая роль не ограничивается только арбитражем. Теоретически и по нормам демократического государства такой арбитраж должен быть беспристрастным, и для этого создаются определенные механизмы (например, независимый суд, чьи решения непререкаемы, в том числе для других ветвей власти), но на практике в силу указанных выше причин, связанных с различной экономической и политической силой тех или иных группировок общества, он таковым полностью не бывает (хотя и возможен по отдельным спорным вопросам).
Таким образом, государство - такой арбитр, который действует, во-первых, в интересах наиболее сильных классов, заинтересованных групп, во-вторых, защищает от чрезмерных лишений слабые, обездоленные слои населения, наконец, осуществляет посредничество в интересах всего общества в целом, чтобы не допустить социальное противоборство до крайней черты, предотвратить анархию и распад общества, обеспечивая какую-то степень социальной солидарности.
В-четвертых, важнейшим признаком государства является особая - публичная, государственная власть. Государственная власть универсальна. Она распространяется на всех членов общества в данной стране и граждан государства, проживающих за границей (ниже в особых главах детально говорится о государственной власти и ее органах). Эта власть юридически независима от любой власти внутри и вне страны: каждое государство обладает государственным суверенитетом, вправе применять особое - государственное принуждение.
Принуждение есть в той или иной форме во всяком человеческом коллективе. Государственное принуждение не ограничивается лишением некоторых благ, как, например, наказание в семье, или исключением из состава коллектива, как, например, в политической партии (в некоторых странах лишение гражданства возможно, но во многих странах, в том числе в России, это запрещено конституциями). Оно распространяется на имущество, свободу и даже нередко саму жизнь человека. В ряде стран смертная казнь запрещена, но некоторые правовые системы предусматривают уголовное наказание и для юридических лиц.
Такие возможности государственного воздействия обусловлены тем, что государство - это орган легализованного и легитимного принуждения (насилия - по терминологии немецкого исследователя М. Вебера, заимствовавшего марксистское положение, исключив из него классовую характеристику, но добавив к нему слово о легитимации и анализ ее разновидностей).
Легализация (от латинского слова "закон") государственного принуждения осуществляется наряду с конституцией множеством других правовых актов (например, материальная ответственность устанавливается гражданским кодексом, уголовная - уголовным). Легитимация (тоже узаконение, но этому термину придается более широкий смысл) - это признание населением государственного принуждения (насилия), осуществляемого в необходимых случаях, обоснованным, справедливым, целесообразным, необходимым.
Любое определение (дефиниция) схватывает только некоторые стороны явления, полагаемые главными, принципиальными, и тем самым обедняет его. Краткое определение, хотя оно удобно для запоминания, делает это в большей мере, чем пространное, но последнее неудобно для использования, его трудно запомнить. Невозможно дать краткое, но достаточно объемлющее определение такого сложного, многофакторного явления, как государство. Это тем более затруднительно, что современное демократическое государство коренным образом отличается от государств прошлого, а в наше время существуют самые разные государственные формы. Даже более пространное определение будет схематичным, упрощающим и огрубляющим действительность, но оно необходимо хотя бы для его использования как "инструментального определения".
Суммируя признаки, названные выше, можно сказать, что государство - это универсальная политическая организация в обществе, обладающая особой публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного (в том числе принудительного) воздействия (включая социально-политический арбитраж), выражающая прежде всего (но не только) интересы доминирующего социального слоя (класса) и выполняющая общие для общества задачи. Эта организация строится на основе разделения населения по административно-территориальным единицам, использования института гражданства и права.
Современное государство - многомерное явление, отражающееся в сознании и жизни людей, общества разными гранями. Государство оказывает большое влияние на состояние и развитие всего общества. Государство как публичная и легитимная властная сила общества призвано выполнять необходимые и важные для общества функции.
Развитие государства, его совершенствование и укрепление, способствующие все большей реализации начал демократии, экономической свободы, свободы личности, - это закономерный положительный процесс, отвечающий нуждам человечества.
Таким образом, государство вообще и современное государство в частности - это определенная организация политической, государственной власти в обществе. Сегодня можно говорить о государстве как о носителе некой общей функции, т.е. публичной власти, принадлежащей не господствующему классу, а всему обществу и осуществляемой с целью его поддержания. Государство - организация универсальная, действующая в рамках всего общества. Власть государства распространяется на все общество.
Раскрывая сущность государства, подчеркнем, что государство представляет собой организацию политической власти определенного общества и исходит из следующих основных положений:
1) государство - объективно необходимая реальность;
2) государство не просто необходимая реальность и потребность, но и определенная ценность; хотя государство и не благо для народа в прямом смысле, а бремя, но это объективно необходимое бремя;
3) государство необходимо для обслуживания интересов общества.
В этом его сущность и социальное значение. Оно должно выражать интересы всего общества и обслуживать все общество, оптимально управлять им. Необходимо постоянно искать пути и направления совершенствования деятельности государства, обобщать все положительное в функционировании государства.
Таким образом, государство - это территориальная, суверенная организация политической власти в классовом обществе, делающая свои веления обязательными с помощью законов, опирающаяся на организованное принуждение, обладающая монополией на сбор налогов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права. С. 85.
Государство - это многомерное явление, которое в сознании и жизни людей, общества отражается разными гранями в зависимости от той его стороны, которая связана с конкретным вопросом, отношением, процессом, поведением, действием и т.д.
Исходя из вышеизложенного, государство - это универсальная политическая организация политической системы общества, которая осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.
Из сущности государства вытекают его признаки, позволяющие более глубоко и всесторонне познавать данный сложно образованный социальный феномен. В этой связи возникает прежде всего вопрос о характере самого признака.
В философии признак определяется как differentia specifica, т.е. такой, который дифференцирует, отличает одно явление от другого и тем самым оказывается специфическим для изучаемого явления. В толковом словаре русского языка указано, что дифференцировать (от латинского слова differentia - различение) означает "выделить (выделять) разнородные элементы", а специфика (от лат. specificus) означает "специфическую особенность чего-нибудь, то, что отличает данный предмет".
Из этих определений следует, что нельзя характеризовать, например, стол тем, что он сделан из древесины, по той простой причине, что из этого материала (древесины) создаются и многие другие предметы. Поэтому сам материал не является отличительным признаком стола, поскольку не отличает его от других деревянных предметов или строений. Основным дифференцирующим признаком стола является его предназначение как предмета, служащего определенной цели (в частности, обеденный или письменный стол).
При выявлении признаков государства надо, следовательно, исходить из тех его специфических особенностей, которые отличают именно данное явление от всех иных, характеризующих данное, а не какие-то другие социальные явления.
Это прежде всего публичная власть - признак, отличающий государство от негосударственных властей, от догосударственных, первобытнообщинных организаций, от ныне существующих социальных организаций (например, партийных или профсоюзных).
В догосударственных, первобытнообщинных обществах власть, как известно, носила общественный характер, непосредственно совпадала с выполнением задач, стоящих перед членами общины, с населением, не отделялась от него. Государства еще не было, и поэтому люди занимались производительным трудом, и лишь некоторые из них сочетали этот труд с функцией руководства, управления общиной - делами рода, племени, союза племен, фратрии и другими объединениями населения. Это - старейшины родов, племен, военачальники, жрецы и другие, которые избирались и сменялись на общих собраниях соответствующих объединений населения из состава этого же населения. Избранные создавали советы родов племени, фратрий и т.д.
Решение наиболее важных проблем принимались на общих собраниях всего взрослого населения. Здесь нет разделения людей на богатых и бедных, господ и им подчиненных, эксплуататоров и эксплуатируемых, ибо нет собственности, которой владеют отдельные лица. Все люди равны в материальном, социальном и иных аспектах. Здесь отсутствует государство с его разветвленной системой органов, в том числе и принудительных. С появлением собственности возникло разделение общества на класс имущих и класс неимущих, различных социальных слоев и групп.
С возникновением государства возникает и его основной признак - публичная власть. Сама публичная власть характеризуется следующими признаками (имеет подпризнаки):
- обладает суверенитетом, т.е. верховенством и независимостью от каких бы то ни было социальных структур как внутри страны, так и вне ее в формулировании и проведении внутренней и внешней политики;
- выполнение властных функций осуществляется людьми, непосредственно не производящими материальные блага, преимущественно занятыми отправлением государственных функций;
- осуществляет руководство и управление всей страной, используя при этом различные государственные органы, и прежде всего государственный аппарат;
- проводит регулярный контроль деятельности всех государственных органов, общественных организаций и движений, должностных лиц;
- создает законы и подзаконные акты, обязательные для всех физических и юридических лиц;
- внедряет и реализует комплекс требований законности, обеспечивает стабильность правопорядка;
- обеспечивает, защищает и охраняет права и свободы граждан, заботится о выполнении ими законодательно установленных обязанностей;
- обладает механизмом государственного принуждения, применяемого в случаях нарушения законодательных установлений.
Следующим признаком государства является территориальное деление населения страны. Под территориальным делением населения понимается пространство, на котором распространяется и осуществляется государственная власть. В отличие от первобытнообщинного строя, в котором общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен, в новых условиях власть государства охватывает население по территориальным единицам, по местожительству членов общества в том или ином регионе страны.
Следовательно, не территория сама по себе является признаком государства, а именно территориальное деление населения, подвластного государству. Что же касается территории самой по себе, то она не может быть признана специфическим признаком государства по той простой причине, что на ее пространстве существуют и действуют помимо государства и многие другие социальные образования. Поэтому территория является материальной основой для всех социальных образований, в том числе и для государства. Будучи же материальной основой, в частности, государства, территория приобретает правовое значение. Так, земля, ее недра, реки, озера, искусственные водохранилища, морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данной страны, воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, морские и воздушные суда, космические корабли и станции, находящиеся за пределами территории страны, но действующие под флагом государства, другие принадлежащие государству объекты (например, зарубежные земельные участки, недвижимое имущество), обладают государственным статусом и имеют правовую охрану и защиту от любых посягательств. Исключается какое бы то ни было вмешательство иностранных государств в пространство того или иного государства.
Национальное законодательство любого государства, равно как и международное право, признают принцип территориальной неприкосновенности и целостности. Это означает запрещение насильственного расчленения или захвата и отторжения части территории (пространства, принадлежащего тому или иному государству). Вместе с тем в государственное пространство включается также и то, в котором имеют право действовать одновременно несколько государств (например, открытое море). Каждое государство в открытом пространстве руководствуется своим законодательством.
Далее, характерным признаком государства являются налоги и займы, необходимые прежде всего для содержания публичной власти, не производящей какой-либо материальный продукт и поэтому не имеющей возможности обеспечить свою жизнедеятельность. Налоги и займы необходимы публичной власти также для решения и обеспечения иных социальных нужд: содержания армии, полиции, правоохранительных органов, государственного аппарата, на образование, здравоохранение, культурные и иные программы, на содержание различных сооружений и т.д. Налоги суть обязательные платежи, установленные и взимаемые с физических и юридических лиц, могут быть прямыми и косвенными. Первые прямо устанавливаются и взимаются с доходов и имущества физических и юридических лиц; вторые устанавливаются и взимаются со стоимости произведенной продукции или прибавления к цене товаров. Виды, размеры, количество и порядок взимания налогов устанавливаются различные в различных государствах и, как правило, закрепляются в законах или подзаконных актах. И в каждом государстве образовываются специальные структуры (органы), осуществляющие сбор налогов, применяющие соответствующие меры к лицам, уклоняющимся от выполнения налогового законодательства.
Наконец, признаком государства являются символы и атрибуты, имеющие общенациональный, общегосударственный характер. Это гимн, герб и флаг, отражающие исторические традиции и характер государства. Различные символы и атрибуты имеются и у различных иных социальных образований, но государственные атрибуты являются едиными для всей страны, имеют высокий авторитет и общеобязательную силу.
Изложенные признаки государства обладают специфическим характером, позволяют провести грань, дифференциацию между ними и признаками любого другого, негосударственного социального образования.
Характер государства, его социальное значение и реальная роль в обществе выражаются через его функции.
Под функциями государства понимаются основные стратегические направления его деятельности внутри страны и на международной арене, в которых выражаются его сущность, роль и назначение в обществе. В ходе развития общества функции государства претерпевают изменения, одни возникают, другие отмирают. В целом можно сказать, что основные функции государства сводятся к закреплению и охране господствующих форм собственности, организации и укреплению единства общества и государства и поддержанию общественного порядка.
Функция государства - это главное направление деятельности государства, выражающее его сущность и социальное назначение по управлению делами общества. Функции государства - это деятельность государства в ее главных направлениях. Они объективно обусловлены экономическими, политическими, социальными и иными отношениями с другими странами и характеризуются определенным содержанием, методами деятельности и целями.
Функции, по мнению А.Ф. Черданцева, вытекают из природы и нужд самого общества и в государственно организованном обществе обретают характер государственных функций <1>.
--------------------------------
<1> См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права. С. 113.
В функциях государства проявляются сущность и социальное назначение государства. Функции государства реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами государственной власти. Это главные направления деятельности государства в целом, в совокупности всех его органов.
Роль государства в социально-экономическом развитии общества во многом определяется выполнением всего комплекса функций, присущих государству <1>.
--------------------------------
<1> См.: Мамедов А.А. Финансово-правовые проблемы страхования в России. М., 2005. С. 7.
Под функциями государства в теории государства обычно понимаются основные направления его деятельности, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение <1>. "Функции государства - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение" <2>.
--------------------------------
<1> См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2004. С. 164.
<2> Байтин Т.И. Общая теория государства и права. Академический курс: в 2 т. Т. 1 / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. М., 1998. С. 197.
Роль любого государства в обществе во многом определяется его функциями. Само слово "функция" означает деятельность, отправление, исполнение, осуществление. Под функциями государства обычно понимают основные направления его деятельности, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Функции государства - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение. Содержание любой функции государства составляют следующие взаимодействующие элементы: предмет функции, цели функции, методы, формы и средства осуществления функции.
Предмет функции государства - те общественные отношения, которые охватываются определенным направлением деятельности государства. В широком понимании это могут быть политические, экономические или социальные отношения, в более узком - отношения в сфере страхования, отношения по поводу охраны природы и др.
Целями функции государства выступают результаты, которые должны быть получены в процессе осуществления функции. Методы осуществления функций государства - это методы правового регулирования общественных отношений. Набор этих методов достаточно разнообразен, а их сочетание зависит от характера осуществляемой функции. Основными методами, которые использует государство, осуществляя свои функции, являются:
- императивный - строго обязательный, не допускающий отступлений от правовых предписаний;
- диспозитивный - предусматривающий значительную самостоятельность субъектов правоотношений, предоставляющий им возможность в пределах правовых предписаний урегулировать отношения;
- поощрительный - стимулирующий желательное для общества правомерное, социально-активное поведение субъектов права путем различного рода поощрений;
- рекомендательный - предлагающий субъектам права наиболее приемлемый, с точки зрения государства, вариант поведения <1>.
--------------------------------
<1> См.: Мамедов А.А. Финансово-правовые проблемы страхования в России. С. 8.
Формы осуществления функций представляют собой внешнее выражение деятельности государства в том или ином направлении. Они бывают правовыми и неправовыми. Существуют три правовые формы осуществления функций государства: правотворческая (законодательная), организационно-исполнительная (управленческая), правоохранительная. Вне этих правовых форм невозможна реализация функций государства. Любое направление деятельности государства облекается прежде всего в правовую форму, т.е. законодательную.
Следовательно, принятые нормативные правовые акты образуют правовую основу той или иной функции государства. В этих актах определяется предмет правового регулирования, субъекты правоотношений, их компетенция, методы и средства регулирования.
Исполнение нормативных правовых актов в том или ином направлении деятельности государства составляет суть правореализационной формы осуществления функций. Контроль за соблюдением законов и подзаконных актов, регламентирующих то или иное направление деятельности государства и порядок их реализации, а также привлечение к ответственности за возникающие здесь правонарушения, составляют суть правоохранительной формы осуществления функций государства.
К неправовым формам осуществления функций государства можно отнести организационную, воспитательную, культурно-просветительную, технико-исполнительную деятельность государства. Примером организационной и технико-исполнительной деятельности является инструктирование, рабочее планирование, проведение совещаний, контроль за исполнением принятых решений и т.д.
Функции государства тесно связаны с сущностью, социальным назначением и задачами государства. Сущность государства - это его глубинное свойство, и проявляется оно в его социальном назначении. Для чего существует государство, кого оно защищает, чьи интересы выражает, какие цели ставит? Вот те вопросы, ответив на которые, по нашему мнению, можно судить о сущности государства и его социальном назначении. Функции напрямую выражают сущность государства. "Между сущностью и функциями государства нет никаких промежуточных звеньев, поэтому как ничто другое функции позволяют проникнуть в сущность государства, вскрыть то главное, что его характеризует, выявить основные, определяющие черты и связи" <1>.
--------------------------------
<1> Карельский В.М. Общая теория социалистического государства. Свердловск, 1970. С. 108.
Классификация функций современного российского государства особых проблем не вызывает. Функции государства обычно классифицируются по следующим основаниям:
- по сферам деятельности государства: внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на решение задач внутри страны, а внешние характеризуют деятельность государства на международной арене, в отношениях с другими государствами;
- по значимости (важности) для государства и общества: основные и неосновные. На определенном этапе развития государства или при своеобразной, может быть, экстремальной ситуации, основные функции являются приоритетными и определяют важнейшие направления деятельности государства по осуществлению стратегических задач.
Термин "неосновные функции" условный, так как отражает направления деятельности государства по выполнению задач в более узкой сфере деятельности общества. "Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Соотношение между указанными разновидностями государственных функций отражает диалектику общего, особенного и единичного в деятельности государства";
- по времени (продолжительности) существования: постоянные и временные. Постоянные функции присущи государству на всем протяжении его существования. Временные функции - на том или ином этапе его развития или при определенной ситуации <1>.
--------------------------------
<1> См.: Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 197 - 211.
Базовыми критериями отграничения одной функции от другой являются:
- особенности тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности;
- специфика содержания каждой функции, обусловленная общественными отношениями.
Роль государства в экономике может сводиться к следующему:
- прогрессивная, созидательная: государство поддерживает назревшие, жизненно необходимые реформы в сфере трансформации экономики, что обусловлено не только внутренними потребностями и стратегическими интересами страны, но и современными тенденциями развития в условиях глобализации мировой экономики;
- нейтральная: государство вторгается в экономические процессы лишь в целях самообеспечения и самосохранения, предоставляет возможность назревшим изменениям самостоятельно пробить себе дорогу;
- реакционная: государство поддерживает экономические институты, не отвечающие современному периоду развития государства <1>.
--------------------------------
<1> См.: Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. М., 2001. С. 32.
В настоящее время стало очевидно, что свободный рынок перестал быть саморегулирующейся или самокорректирующейся системой, что он не способен решать важнейшие проблемы, стоящие перед обществом, и что, разрешая одни проблемы, рынок порождает множество других, не менее серьезных и взрывоопасных. Имеется определенная часть экономического пространства, где рынок "проваливается и не срабатывает".
В связи с этим рынок, как справедливо отмечают некоторые ученые, нуждается в поддержке со стороны государства - создании соответствующей инфраструктуры, рамочных условий и правил игры для всех хозяйствующих субъектов. Поэтому развитые страны стали признавать как де-факто, так и де-юре необходимость вмешательства государства в действие рыночного механизма, который не может существовать сам по себе, вне общества и отдельно от государства.
Позволяя сохранить преимущества рынка, публично-правовое регулирование дает возможность сгладить отрицательные стороны его функционирования, особенно в социальной сфере. "Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики, соответственно, выступают законы, подзаконные акты и судебные акты" <1>.
--------------------------------
<1> Общая теория государства и права. Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 3. С. 57.
П. Самуэльсон отмечал необходимость объединения проблем, связанных с эффективностью экономики, с проблемами социальной справедливости, обеспечиваемой государством. По его мнению, предпринимателю вообще чуждо понятие "социальная справедливость", вследствие чего государство обязано обеспечить социальную защиту населения. И сегодня это актуально. Государство должно обеспечивать необходимый уровень социальной функции как с целью повышения эффективности социальных расходов, так и исключения выполнения гипертрофированной функции "всеобщего собеса" <1>.
--------------------------------
<1> Мамедов А.А. Финансово-правовые проблемы страхования в России. С. 11.
Эволюция функций государства развивается не только под влиянием внутренних изменений, происходящих в государстве. Современная эпоха - это эпоха глобализации, включающей в себя высоко динамичное развитие интеграционных процессов в сфере экономики. Национальные финансовые системы активно интегрировались в единый планетарный механизм с универсальной системой финансовых институтов и взаимодействия рынков. В глобальной экономике финансовый сектор окончательно стал господствовать над производством. Операции на финансовом и валютном рынках в десятки раз превосходят мировой ВВП.
Глобализация представляет собой процесс стирания законодательных и экономических барьеров между национальными экономиками - процесс, имеющий в качестве конечной цели формирование глобального экономического пространства. Глобальная экономика в еще большей мере подвержена рискам, наступление которых неизбежно влечет немалые экономические потери. В условиях глобализации в страховое поле все чаще попадают риски, не укладывающиеся в стандартные схемы управления рисками, например, риски политической нестабильности и террористических угроз.
В этой связи только страхование как неотъемлемая функция государства, как стратегическое направление деятельности государства дает возможность не только минимизировать и ликвидировать экономические потери, но и в ряде случаев сохранить саму государственность, сохранить экономический суверенитет государства. Так, в декабре 2001 г. по инициативе шести страховых компаний России был создан Российский антитеррористический страховой пул (РАТСП). Его совокупная емкость в 2004 г. составила 845 млн. руб. Целью страхового пула было объединение финансовых возможностей компаний - членов пула для создания системы взаимного перестрахования рисков терроризма. За годы деятельности РАТСП по всем договорам страхования, размещенным в пуле, совокупная ответственность была принята в размере, превышающем 1 млрд. долл. США.
Наличие демократии в обществе предполагает существование правового государства.
Первые истоки теории правового государства в виде идеи гуманизма прослеживаются еще в рассуждениях мыслителей-философов и юристов Древней Греции, Рима, Индии. Китая и других стран. Так, древнегреческий философ Платон проводил мысль о том, что там, где "закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью", неизбежна "близкая гибель государства". "Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях". "Только там, - заключал Платон, - где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги".
Аналогичные идеи высказывал ученик Платона Аристотель. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, он постоянно проводил мысль о том, что "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Где отсутствует "власть закона", делал вывод Аристотель, там нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем.
Древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени, несомненно, стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших позже фундамент теории правового государства.
Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих веков, особенно XVIII - XX вв. Ряд положений теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, А.Н. Радищев, А.И. Герцен и многие другие.
Философские основы теории правового государства создавал и развивал великий немецкий философ И. Кант, который ввел в науку термин "правовое государство" и многократно указывал в своих трудах на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право.
Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей. Разделение властей - это принцип, в соответствии с которым в государстве должны существовать независимые друг от друга власти, выступающие относительно друг друга в качестве своеобразного противовеса. Это законодательная, исполнительная и судебная власти.
Главным в правовом государстве является реальное обеспечение прав и свобод граждан; создание механизма их полной гарантированности и всесторонней защищенности; проведение в жизнь принципа оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями. Весьма важным для правового государства является также не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности.
Необходимо отметить, что с развитием государства и права сегодня можно говорить о новой стадии эволюции государства - правовом государстве. Идея правового государства в современных условиях приобретает ведущее, приоритетное значение.
Правовое государство - это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан. Основные характеристики правового государства касаются принципов, на которых строятся отношения в треугольнике, состоящем из таких субъектов, как личность, общество и государство.
Правовое государство характеризуется следующими главными принципами.
1. Принцип приоритета права, который означает рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона. Правовое равенство - законы должны иметь одинаковую для всех силу действия, все граждане должны быть одинаково равны перед законом.
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Он лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными институтами. Он дает гарантию свободы отдельного человека (личности) относительно государства; этот принцип находит свое логическое продолжение и конкретизацию в основных правах человека.
3. Принцип правовой безопасности, соизмеримости государственного действия. Государство имеет право вмешиваться в свободу личности, если это действительно необходимо, но только в таком объеме, в каком вмешательство не будет превышать соразмерности отношений к преследуемой цели, должно соблюдаться требование соразмерности, умеренности.
Государственная власть - это и есть публичная власть, как ее понимал Ф. Энгельс. Поэтому государственная власть (публичная власть) является признаком государства, его специфической особенностью, существо, смысл государства в осуществлении власти.
Само собой понятно, что без населения и территории не может быть государства, без государствообразующего народа, т.е. сообщества людей, обладающих общностью культуры, обычаев, традиций и другими однопорядковыми социальными характеристиками, компактно проживающих на одной и той же территории, нет и самого государства, без территории, на население которой распространяется государственная власть (публичная власть), нет и государства.
Не следует упускать из виду того обстоятельства, что власть государства - это власть не над территорией, а над населением, проживающим на данной территории. Поэтому государственное население и государственная территория (которая, в частности, лишь охраняется и используется государством) - это более значимые природные и социальные факторы, чем признаки государства. Они - общие основы, база государства (как и иных социальных образований), без которых исключено существование, функционирование и развитие самого государства (равно как и любых иных социальных образований).
Правовое государство не насаждается, не внедряется по чьей-то воле, а являет собой естественное демократическое развитие общества. Это не только государство, где есть право, но это государство, где государственная власть и право опираются на общечеловеческую идеологию, представляющую собой синтез всех позитивных, имеющих общечеловеческое признание идей.
Нет слов, в приведенных и во многих других подобных определениях имеются некоторые моменты, характеризующие сущность государства. Бесспорным, в частности, является то, что государство - это организованная публичная политическая власть, которая пытается обеспечить интеграцию общества (точнее было бы сказать, способствует, поскольку интеграция общества обеспечивается множеством социальных факторов, например, этносом, этикой, культурой, патриотизмом и т.д., в том числе и государством) и выполняет общие дела общества.
Подлинно демократическая сущность правового государства состоит в следующем:
- народ играет решающую роль, является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет свою власть непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления; суверенитет государства является производным от суверенитета народа;
- граждане страны вправе участвовать в выборах представительных государственных органов и быть избранными в их состав на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
- граждане обладают равноправием, широкими демократическими правами и свободами, гарантированными (обеспеченными и охраняемыми) в конституционном порядке, а также выполняют обязанности, предусмотренные законом; основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; здесь каждый отдельный человек является независимым, свободным, действующим.
В отличие от всех иных видов государств в правовом государстве индивид не объект, а субъект государственных и любых иных отношений. Личность вправе требовать от государственной власти соответствующих услуг, их обеспечения необходимыми материальными и иными средствами (например, право на участие в выборах, т.е. избирать и быть избранным в представительные государственные органы, право на образование, медицинское обслуживание, на судебную защиту, права иска к органам государственной власти и т.д.); признания верховенства закона в правовой системе, обязательного не только для всех граждан и общественных формирований, но и для самого государства, всех его органов и государственных должностных лиц; деятельность государства протекает только на основе закона, которым оно связано и ограничено. Государство находится не вне или над законом, а под ним <1>.
--------------------------------
<1> См.: Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: В 3 т. Т. 3. М., 2003. С. 20.
Как справедливо отмечает известный правовед В.В. Лазарев, правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность <1>.
--------------------------------
<1> См.: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1997. С. 73.
Идея правового государства была закреплена в Конституции Российской Федерации в 1993 г.
- Правовое обеспечение публичных интересов в сфере страхования н.Н. Косаренко
- Глава 1. Сущность и специфика проявления публичных интересов в сфере страхования
- 1.1. Теория права о понятии публичного интереса
- 1.2. Особенности проявления публичных интересов
- 1.3. Исторические и сравнительно-правовые аспекты
- 1.4. Зарубежный опыт правового регулирования
- Глава 2. Формы и методы правового обеспечения публичных интересов в сфере страхования
- 2.1. Государство как публично-правовой институт
- 2.2. Функции социального государства в сфере
- 2.3. Особенности публичного интереса
- 2.4. Специфика проявления
- Глава 3. Организационная основа реализации публичных интересов в сфере страхования
- 3.1. Система органов государства, обеспечивающих реализацию
- 3.2. Государственный надзор за страховой
- 3.3. Порядок обеспечения публичных интересов в процессе
- Глава 4. Формы государственного участия в страховой деятельности в российской федерации
- 4.1. Основные направления развития страхования
- 4.2. Способы обеспечения финансовой устойчивости
- 4.3. Юридическая ответственность