2.3. Особенности публичного интереса
как объекта правового обеспечения
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым и важнейшим элементом системы рыночных отношений. Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, влияет на укрепление и стабильность финансов государства. В условиях рыночной экономики оно может быть одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Для современной России ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов физических и юридических лиц особенно тесно связано с формированием страхового законодательства. Все это и определяет важную роль правовых норм в эффективном развитии страхования.
В последние годы в сфере страхования произошли существенные изменения. В условиях перехода к рыночным отношениям они коснулись не только регулирования состава участников страховых правоотношений, их объекта, но в первую очередь характера содержания самих этих отношений. Страхование перестало быть государственной монополией.
Все это не могло не коснуться и законодательства, нормы которого обязаны регулировать страховую деятельность. Сложный характер взаимоотношений при страховании, участие в этих отношениях государственных органов предопределили изменения в этой области, регулируемой несколькими отраслями права, в частности, административным, гражданским и финансовым правом. Гражданское право регулирует договорные отношения в этой деятельности, административное и финансовое, - отношения, основанные на государственно-властных велениях. Финансово-правовые нормы определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организаций - страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.
Нормы страхового права играют ключевую роль в финансовой системе РФ. Страховое право регулирует общественные отношения, которые связаны со страхованием, это отношения не только между страховщиком и страхователем, но также отношения между страховщиком и государством, его системой управления.
В нормах страхового права закрепляются общие принципы и формы страховой деятельности. Регулируя эти отношения, нормы страхового права закрепляют права и обязанности государственных органов осуществлять свой надзор за этой деятельностью. Как составная часть механизма государственного управления и регулирования социально-экономических процессов страховая деятельность содержит широкие возможности дальнейшего развития рыночных отношений в нашей стране. Формирующееся сегодня страховое право отражает новые экономические и политические условия страны.
Страховое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе, отражающей административно-правовой характер многих общественных отношений.
Источники страхового права представляют собой акты, содержащие правовые нормы, посредством которых регулируются страховые отношения. Главный источник страхового права - Конституция Российской Федерации. Источники страхового права подразделяются на федеральные и локальные, которые неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и подзаконные акты. Наряду с федеральными правовыми актами появились нормативные документы субъектов Федерации, представляющие важную составную часть источников страхового права. Нормы страхового права содержатся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ. Большую группу источников страхового права составляют акты Министерства финансов РФ.
Функции финансово-правового регулирования страховой деятельности определяются задачами, стоящими перед страховым законодательством Российской Федерации. Эти задачи изложены в ст. 1 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Обратившись к содержанию указанной статьи, можно заметить, что в основном регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
На территории Российской Федерации страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном российским законодательством порядке.
Страховой деятельностью в России сегодня могут заниматься как государственные, так и негосударственные организации и компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер. В условиях развития рынка изменились взаимоотношения государства и страховых организаций. Государственное управление заменено на государственное регулирование и надзор. Органы государственного страхования как подсистема органов государственного управления на современном этапе не существуют в виде обособленной структуры. Основной орган, осуществляющий надзор за страховой деятельностью, - это Федеральная служба страхового надзора при Министерстве финансов РФ.
Согласно российскому законодательству участниками страховых правоотношений могут выступать страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели, страховые организации, общества взаимного страхования, страховые агенты, страховые брокеры, страховые актуарии с одной стороны и федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела.
Страхователями согласно законодательству признаются юридические лица, а также физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователи вправе при заключении договоров страхования назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их по своему усмотрению до наступления страхового случая.
Страховщиками могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и имеющие разрешение (государственную лицензию) на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.
Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров. Страховые агенты - физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховые брокеры - юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.
Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в новой редакции вносит существенные коррективы в правовое регулирование статуса участников правоотношений в сфере страхования. В новой редакции Закона предпринимается попытка упорядочить правовое регулирование деятельности различных категорий участников отношений в сфере страхования, внести большую определенность в их правовой статус.
В ранее действовавшей редакции Закона статус участников страховых отношений, а также отношений, связанных со страхованием, устанавливался только специальными нормами для каждой категории участников (страховщик, страхователь, страховой брокер и агент - ст. ст. 5 - 8). Какие-либо общие понятия, определяющие положение участников отношений в сфере страхования, не были включены в текст Закона.
В то же время отсутствие общих понятий зачастую создает технические сложности как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности. В частности, это обусловливает необходимость включения исчерпывающего перечня отдельных категорий участников в правовые нормы общего характера, что при усложнении субъектного состава отношений способствует возникновению пробелов в правовом регулировании. В связи с этим следует признать своевременной инициативу законодателя по созданию общих норм, регулирующих положение участников правоотношений в сфере страхования.
Для того чтобы дать определение участникам каких-либо общественных отношений, необходимо прежде всего четко установить характер этих отношений. Закон в ранее действовавшей редакции ст. 2 содержал только понятие страхования как отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Очевидно, что определение страхования позволяет включить в круг его субъектов страховщика и страхователя (в классической схеме), а также выгодоприобретателя и застрахованное лицо, поскольку все эти лица участвуют в страховом обязательстве <1>.
--------------------------------
<1> См.: Гендзехадзе Е.Н. Обязательства по страхованию. Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 2. М., 1993. С. 297 - 300.
В то же время круг участников отношений в сфере страхования значительно шире. Следует отметить, что отнесение страховых агентов и брокеров к участникам страховых отношений видится не вполне корректным, поскольку они не осуществляют защиту имущественных интересов, выступая исключительно в качестве посредников <1>. При этом участниками отношений в сфере страхования, бесспорно, являются страховые посредники, а также сюрвейеры и страховые актуарии.
--------------------------------
<1> См.: Гендзехадзе Е.Н. Обязательства по страхованию. Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 2. С. 297 - 300.
В связи с этим обоснованным представляется подход законодателя, который в новой редакции Закона определяет и использует, наряду с понятием страхования, понятие страховой деятельности (страхового дела). Под таковой понимается сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием. Таким образом, в Законе реализовано представление о страховом деле (страховой деятельности) как деятельности профессиональных участников страхового рынка.
В то же время, несмотря на то что идея разграничения страхования и страховой деятельности достаточно обоснованна, подход к ее реализации в новой редакции Закона видится несколько спорным.
В приведенном определении страховой деятельности не используется какой-либо общий критерий, позволяющий отнести ту или иную деятельность к страховой, а дается перечень лиц и примерный характер оказываемых ими услуг. Видимая практическая направленность нормы (к субъектам страхового дела отнесены те участники, для которых в настоящее время установлены особые нормы публично-правового характера) не позволяет ей служить определением страховой деятельности по существу.
Достоинством правовой нормы общего характера является ее универсальный характер и возможность применения к отношениям, прямо не предусмотренным специальными нормами. Определение страхового дела, которое содержится в п. 2 ст. 2 Закона, сложно признать такой общей нормой; оно во многом дублируется положением п. 2 ст. 4.1 Закона, согласно которому страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии являются субъектами страхового дела.
Таким образом, из п. 2 ст. 2 Закона следует, что страховая деятельность (страховое дело) - это деятельность субъектов страхового дела в сфере страхования и перестрахования. Поскольку п. 1 ст. 6 Закона указывает, что страховщики создаются для осуществления страхования, перестрахования и взаимного страхования, п. 2 ст. 8 Закона запрещает страховым брокерам осуществлять не связанную со страхованием деятельность, а ст. 8.1 Закона определяет деятельность страховых актуариев как деятельность исключительно в сфере страхования. Определение страхового дела в Законе по существу сводится к деятельности ограниченного круга субъектов, правовой статус которых характеризуется в новой редакции Закона следующими особенностями.
Во-первых, деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности актуариев, которая подлежит аттестации (абз. 2 п. 2 ст. 4.1).
Необходимо отметить, что согласно ранее действовавшей редакции Закона наличие лицензии на осуществление страховой деятельности было необходимо только для страховщика. Исходя из положений п. 5 ст. 968 ГК РФ, обществу взаимного страхования требовалась лицензия лишь для страхования лиц, не являющихся участниками общества. Страховые брокеры уведомляли орган страхового надзора о намерении осуществлять посредническую деятельность.
Деятельность актуариев вообще не регулировалась Законом в ранее действовавшей редакции. Поскольку в соответствии с положениями п. 1 ст. 49 ГК РФ только наличие лицензии дает юридическому лицу право заниматься соответствующей деятельностью, внесенные в Закон изменения являются достаточно существенными. В связи с этим установлен переходный период, в течение которого субъекты страхового дела обязаны принять меры по приведению своей деятельности в соответствие с действующим законодательством.
В тексте лицензии на страхование, выданной до вступления в силу новой редакции Закона, перечисляются виды страховой деятельности, перечень которых был установлен еще Приказом Росстрахнадзора РФ N 02-02/08. Собственно виды страхования, которые определяют правоспособность страховщика, содержатся в приложении к лицензии. До вступления в силу новой редакции Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 10 декабря 2003 г. их формулировал сам страховщик, представлявший документы на лицензирование, и утверждал орган страхового надзора. В связи с этим в практической деятельности продолжают возникать разногласия, связанные с определением юридических фактов, которые могут служить основанием для признания сделки (договора страхования) недействительной в соответствии с положениями ст. 173 ГК РФ (превышение страховщиком пределов правоспособности).
Теперь Закон устанавливает закрытый перечень видов страхования, на осуществление которых страховщик в установленном порядке должен получить лицензию. В лицензии страховщика указываются виды страхования исключительно из этого перечня, что позволит его контрагенту точно определить пределы правоспособности страховщика.
Подзаконными актами на настоящий момент регулируются только отношения, связанные с лицензированием деятельности страховщика.
Федеральный орган страхового надзора должен утвердить ряд нормативно-правовых актов, прямо предусмотренных Законом, отсутствие которых лишает процесс лицензирования необходимой определенности. Статья 4 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" устанавливает трехмесячный срок для приведения нормативных правовых актов в соответствие с Законом. В то же время достаточно сложно разработать и утвердить новые акты в указанный срок, особенно учитывая существенные изменения структуры органов исполнительной власти РФ, в том числе органа страхового надзора (п. 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти") <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
Необходимо отметить, что новая редакция Закона посвящает техническим вопросам лицензирования деятельности субъектов страхового дела десять статей (ст. ст. 32 - 32.9 Закона). Установлены основания для аннулирования (ст. 32.4 Закона), ограничения, приостановления (ст. 32.6 Закона) и отзыва лицензии (ст. 32.8 Закона), а также основания для отказа в выдаче лицензии (ст. 32.3 Закона). Столь подробное регулирование данных отношений на законодательном уровне предпринимается впервые.
Во-вторых, сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в Единый государственный реестр субъектов страхового дела (абз. 3 п. 2 ст. 4.1 Закона). Порядок ведения Реестра устанавливается органом страхового надзора. Ранее орган страхового надзора осуществлял ведение отдельного реестра страховых организаций, а также страховых брокеров.
В-третьих, Закон устанавливает специальные требования к наименованию (фирменному наименованию) субъектов страхового дела - юридических лиц. Эти положения не относятся к страховым актуариям, которыми по определению могут быть только физические лица.
Наименование субъекта - юридического лица должно содержать слова, указывающие на осуществляемый им вид деятельности (страхование, перестрахование, взаимное страхование, страховой брокер), или производные от таких слов и сочетаний (ст. 4.1 Закона). Включение в текст Закона данного положения обусловлено тем, что поскольку правоспособность страховщиков и страховых брокеров ограничена законом, для контрагентов необходимо достоверное знание их статуса. Установленная Законом структура наименования субъектов позволяет определить, является ли лицо субъектом страхового дела. Это может облегчить доказывание наличия или отсутствия оснований для признания сделок, заключаемых субъектами страхового дела, недействительными по ст. 173 ГК РФ.
Одновременно Закон указывает, что субъект страхового дела - юридическое лицо - не вправе использовать полное или краткое наименование, повторяющее частично или в целом наименование других субъектов страхового дела (п. 4 ст. 4.1). Это положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела.
Текст ст. 4.1 Закона не лишен внутреннего противоречия, поскольку им одновременно предусмотрена как обязанность субъекта страхового дела включить в свое наименование указание на вид осуществляемой деятельности, так и запрет на полное или частичное воспроизведение существующих наименований. Представляется целесообразным уточнить, что норма об уникальности названия не должна распространяться на определение субъектом страхового дела вида осуществляемой им деятельности.
В-четвертых, установлено, что за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется государственный надзор (ст. 30 Закона). В ранее действовавшей редакции Закона определялось, что надзор осуществляется за страховой деятельностью. В связи с тем что в настоящее время страховая деятельность определяется как деятельность субъектов страхового дела, данное изменение формулировки не имеет принципиального значения.
В то же время изменения, касающиеся существа деятельности по государственному надзору, достаточно обоснованны. Если ранее ст. 30 Закона устанавливались функции и права органа страхового надзора, то сейчас определены составляющие самого надзора, установлены принципы его осуществления (законность, гласность и организационное единство).
Кроме того, определен круг обязанностей субъектов страхового дела, которые связаны с государственным надзором за их деятельностью. К ним отнесены обязанность субъекта страхового дела представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, обязанность соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства, а также обязанность представлять по запросам органа страхового надзора необходимую информацию. Данные обязанности являются отражением прав органа страхового надзора, которые были закреплены в предшествующей редакции. Следует признать обоснованным такое техническое изменение, поскольку оно создает большую определенность правового статуса субъекта страхового дела в целом.
Характер указанных обязанностей обусловливает и некоторые особенности ответственности субъектов страхового дела: помимо общих оснований они несут ответственность за неисполнение правомерных требований органа страхового надзора. Такая ответственность объективируется посредством применения органом страхового надзора санкций к соответствующим субъектам: это ограничение, приостановление (ст. 32.6 Закона) и отзыв их лицензии (ст. 32.8 Закона).
Общие условия применения таких санкций установлены Законом достаточно четко. При наличии предусмотренных п. 2 ст. 32.6 Закона обстоятельств (перечислены семь форм нарушений действующего законодательства) орган страхового надзора направляет субъекту страхового дела предписание. В случае неисполнения предписания надлежащим образом и в установленный срок или уклонения от его получения орган страхового надзора ограничивает или приостанавливает действие лицензии субъекта страхового дела <1>. Неустранение в установленный срок нарушений, явившихся основанием для ограничения или приостановления лицензии, влечет отзыв лицензии субъекта страхового дела.
--------------------------------
<1> Под ограничением действия подразумевается запрет на осуществление отдельных видов страхования, под приостановлением - запрет на осуществление всех видов страхования, а для брокеров - запрет на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия.
Данные положения являются гораздо более определенными, чем посвященные этому вопросу положения п. 4 ст. 30 Закона в ранее действовавшей редакции. В п. 4 ст. 30 Закона было указано, что орган страхового надзора при выявлении нарушений страховщиками требований Закона вправе давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий.
В то же время нормы действующего Закона также не свободны от недостатков. В Законе не установлены минимальные сроки для исполнения требований органа страхового надзора, что способствовало бы более эффективной защите прав субъектов страхового дела. В положения ст. 32.6 Закона не включены основания для выбора органом страхового надзора процедуры ограничения или приостановления лицензии, в связи с чем решение этого вопроса оставлено на его усмотрение.
Кроме того, порядок ограничения и приостановления лицензии субъекта страхового дела также устанавливается самим органом страхового надзора. Все эти недостатки способны уменьшить положительный эффект, обусловленный детальным законодательным регулированием отношений по применению санкций органом страхового надзора.
В-пятых, Законом установлен ряд общих требований к руководителям субъекта страхового дела - юридического лица, главному бухгалтеру страховщика, страховым актуариям и индивидуальным предпринимателям, которые являются субъектами страхового дела (ст. 32.1 Закона). Это требования квалификационного характера (высшее экономическое, финансовое образование (для актуариев - высшее техническое/математическое), определенный стаж работы). Кроме того, к руководителям и главным бухгалтерам субъектов страхового дела предъявляется дополнительное требование - необходимость наличия гражданства РФ.
Исходя из общих норм действующего законодательства, которые определяют правовой статус субъекта страхового дела, отнесение страхового актуария к таким субъектам достаточно спорно. Его деятельность не подлежит лицензированию (и, соответственно, не применяются положения об ответственности в форме ограничения, приостановления или отзыва лицензии). Как к физическому лицу к нему не применяются положения о наименовании. Кроме того, деятельность актуария не является предпринимательской, в отличие от деятельности брокера и, по общему правилу, страховщика.
Следует отметить, что помимо определения субъектов страхового дела Закон содержит перечень "участников отношений, регулируемых настоящим Законом", в который включены страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели, страховщики, страховые агенты, страховые брокеры, страховые актуарии, а также федеральный орган страхового надзора.
Для более полного рассмотрения закрепленных в новой редакции Закона категорий лиц необходимо уточнить, как указанные категории соотносятся с понятием лиц в страховом обязательстве. В объем понятия "участник отношений, регулируемых настоящим Законом" включены не только лица, участвующие в страховом обязательстве, но и лица, участвующие в иных отношениях, связанных со страхованием (как частноправовых, так и публичных), то есть это понятие является более широким по сравнению с участниками страхового обязательства и включает в себя его содержание.
Поскольку субъектами страхового дела признаются страховщики, страховые брокеры и актуарии, указанное понятие непосредственно не связано с понятием участников страхового обязательства. В его объем входят субъекты, систематически и профессионально осуществляющие деятельность в сфере страхования, оно используется преимущественно в публично-правовых целях (вопросы лицензирования, государственного контроля за деятельностью и т.д.) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Журнал российского права. 2004. N 9.
Отношения между страхователем и страховщиком, называемые страховыми, возникают в связи с существованием у страхователя страхового интереса к обеспечению страховой защитой принадлежащего ему имущества или иных имущественных интересов. Предпосылкой возникновения страховых отношений служит страховой риск как вероятное и случайное событие, при наступлении которого может быть нанесен ущерб застрахованным имущественным интересам страхователя.
Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.
Законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации.
Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.
Главным условием для проведения страховщиком страхования на территории РФ является получение специальной лицензии на право проведения страховой деятельности. Ее отсутствие влечет за собой признание незаконной деятельности организации и применение к ней санкций, предусмотренных страховым и налоговым законодательством страны.
Государственная лицензия на осуществление страховой деятельности выдается страховым организациям Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью. Лицензия имеет специальную форму и содержит ряд обязательных реквизитов. Неотъемлемой частью государственной лицензии является приложение к ней, в котором перечислены конкретные виды страхования. Страховщик может заключить со страхователем только такой договор страхования, по которому объект страхования, перечень страховых рисков, форма проведения страхования и иные условия соответствуют перечню видов страхования, перечисленных в приложении к лицензии. Лицензии выдают:
а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:
- учредительных документов;
- свидетельства о регистрации;
- справки о размере оплаченного уставного капитала;
- экономического обоснования страховой деятельности;
- правил по видам страхования;
- расчетов страховых тарифов;
- сведений о руководителях и их заместителях;
б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:
- учредительных документов;
- свидетельства о регистрации;
- справки о размере оплаченного уставного капитала;
- сведений о руководителях и их заместителях.
Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов.
Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации. Об отказе и выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа.
Об изменениях, внесенных в учредительные документы, страховщик обязан сообщить федеральному органу исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в месячный срок с момента регистрации этих изменений в установленном порядке.
Анализ страхового рынка свидетельствуют о том, что в Российской Федерации сегодня заложены основы национального страхования. Тем не менее проблемы остаются. В России страхуется менее 10 процентов потенциальных рисков, а в большинстве развитых стран этот показатель составляет 90 - 95 процентов. Большинство страховых организаций, особенно в регионах России, испытывают серьезные трудности с обеспечением профессионально подготовленными кадрами, отвечающими современным требованиям ведения страховых операций.
Отрицательно сказывается на развитии страхового рынка отсутствие мер стимулирования населения и предприятий к более широкому использованию возможностей страхования для защиты своих имущественных интересов. Не создан надежный механизм государственного контроля выполнения страховыми организациями принятых обязательств, адекватной оценки их надежности и финансовой устойчивости, бессистемно и с очевидным запаздыванием ведется работа по совершенствованию страхового законодательства. В результате по-прежнему основное бремя расходов по ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф, негативных природных явлений ложится на бюджет. Одновременно за рубеж в качестве перестраховочной премии уходят средства, которые должны быть одним из важнейших источников внутренних инвестиционных ресурсов.
В связи с решением этих и других не менее важных проблем ставится задача создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации, которая позволит обеспечить реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет; формирования необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды; максимального использования страхования как важного источника инвестиционных ресурсов.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить надежность и финансовую устойчивость системы страхования, сделать более эффективным государственное регулирование страховой деятельности.
Содержание взаимоотношений государства и страховых компаний после перехода России к рыночным отношениям кардинально изменилось. Государственное управление заменено на государственное регулирование и контроль (надзор). Системы органов государственного страхования как самостоятельной системы органов государственного управления на современном этапе не существует.
Основным органом, уполномоченным государством осуществлять надзор за страховой деятельностью, является Министерство финансов РФ, а точнее, его федеральная служба страхового надзора. На нее возложены функции по анализу документов, которые страховщики представляют в Минфин РФ для получения лицензий и дачи по ним заключения, регистрации страховых компаний, а также функции по ведению единого реестра страховщиков, установлению правил формирования и размещения страховых резервов, обобщению практики страховой деятельности, осуществлению контроля за обеспечением платежеспособности страховщиков. В случае обнаружения неоднократных нарушений законодательных актов РФ департамент вправе предъявлять в арбитражный суд иски об их ликвидации.
Разнообразие и сложность данных общественных отношений в сфере страхования обусловили необходимость их правового регулирования нормами различных отраслей права, таких как административное право, финансовое право, гражданское право.
Гражданское право регулирует договорные отношения в этой области (гл. 48 ГК РФ), финансовые правоотношения, основанные на государственно-властных велениях. Нормы гражданского права регламентируют собственно страховые правоотношения, права и обязанности их субъектов, закрепляют объекты страхования, предусматривают существенные условия договора страхования, его форму, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству.
Нормы финансового права определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организаций-страховщиков, источники формирования страховых резервов, их взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы государства, в частности с бюджетной системой, порядок использования средств фондов страхования, компетенцию органов государственной власти в области страхования (совместно с нормами административного права), а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью и иные отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распределения и использования фонда страхования.
Государственный надзор, возложенный на федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Отношения в области страхования, регулируемые нормами финансового права, в зависимости от участвующих в них субъектов можно классифицировать на следующие виды:
- отношения между государством в лице Правительства РФ и федеральными органами исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (департаментом Минфина России) по поводу утверждения основных положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за страховой деятельностью в Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации");
- отношения между федеральными исполнительными органами власти по надзору за страховой деятельностью и организациями-страховщиками по поводу выдачи лицензий, установления правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм отчетности страховых организаций, а также по поводу выполнения предписаний департамента страхового надзора об устранении нарушений Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в связи с приостановлением или ограничением действия, а также отзывом лицензий страховщиков и т.д. (п. п. 3, 4 ч. 3 ст. 30 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации");
- отношения между государством в лице федерального антимонопольного органа (Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) и организациями-страховщиками по поводу предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке (ст. 31 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации");
- отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансово-правовых правоотношений выступает в качестве страховщика имущественных и личных интересов отдельных категорий граждан и вырабатывает меры по обеспечению имущественных интересов страхователей;
- отношения между Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Министерством РФ по налогам и сборам и страховщиками по осуществлению контрольных функций за страховой деятельностью.
Однако страхование является лишь одним из методов формирования объективно необходимых страховых фондов. В Российской Федерации страховые фонды создаются также и другими методами: централизованным и децентрализованным.
Посредством централизованного метода создания страховых фондов осуществляется прямое выделение средств на эти цели из централизованных бюджетных средств или средств внебюджетных фондов. Так, в федеральном бюджете РФ ежегодно предусматриваются расходы на создание страховых фондов по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. За счет указанных средств, а также привлеченных внебюджетных средств формируется целевой финансовый резерв для финансирования мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте.
В децентрализованном порядке образуются страховые фонды самими хозяйствующими субъектами. Фонды самострахования образуются для возмещения локального ущерба и ликвидации непредусмотренных убытков. Создание таких фондов осуществляется предприятиями в добровольном порядке, иногда - в обязательном. Так, в соответствии с законодательством обязательные резервные (страховые) фонды должны образовывать кредитные и страховые учреждения всех форм собственности.
Эти фонды используются хозяйствующими субъектами децентрализованно. На эти отношения, как и на социальное страхование, нормы Закона об организации страхового дела в Российской Федерации не распространяются.
Все это не могло не коснуться и законодательства, нормы которого обязаны регулировать страховую деятельность. В первую очередь это нормы страхового права. Нормы страхового права занимают определяющее место в системе финансового права и играют ключевую роль в финансовой системе РФ. Страховое право регулирует общественные отношения, которые связаны со страхованием, это отношения не только между страховщиком и страхователем, но также отношения между страховщиком и государством.
В нормах страхового права закрепляются общие принципы и формы страховой деятельности. Регулируя эти отношения, нормы страхового права закрепляют права и обязанности государственных органов осуществлять свой надзор за этой деятельностью. Как составная часть механизма государственного управления и регулирования социально-экономических процессов страховая деятельность содержит широкие возможности дальнейшего развития рыночных отношений в нашей стране.
Страховые отношения, возникающие в процессе страхования, а также другие общественные отношения, связанные со страхованием, являются предметом страхового права. В первую очередь к ним относятся: отношения между страхователем и страховщиком, отношения, связанные с возмещением материального ущерба, лицензирования страховой деятельности, государственного надзора за страховой деятельностью.
Основной метод финансово-правового регулирования страховой деятельности - императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам страховых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойствен и ряду других отраслей права, например административному. Но в страховом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.
Страховое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе.
Источники страхового права представляют собой акты, содержащие правовые нормы, посредством которых регулируются страховые отношения. Они подразделяются на федеральные и локальные. Главный источник страхового права - Конституция Российской Федерации. Источники страхового права неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. Наряду с федеральными правовыми актами появились нормативные документы субъектов Федерации, которые представляют важную составную часть источников страхового права. Нормы страхового права содержатся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ. Большую группу источников страхового права составляют акты Министерства финансов РФ.
Страховое законодательство в целом представляет собой совокупность источников - нормативных правовых актов, содержащих нормы административного, финансового, гражданского и других отраслей права и направленных на регулирование общественных отношений в области страховой деятельности.
Высшей юридической силой среди всех нормативных правовых актов обладает Конституция Российской Федерации, которая имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15).
Статья 7 Конституции провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Согласно Конституции РФ (ст. 71), в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ, а также финансовое регулирование, гражданское законодательство, федеральные налоги и сборы. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится социальная защита, включая социальное обеспечение (ст. 72).
Страхование упоминается в Конституции Российской Федерации дважды. Статьей 39 декларирован институт добровольного социального страхования; при этом обязательное социальное страхование Конституцией Российской Федерации не установлено, что является большим недостатком. В п. 1 ст. 41 установлены гарантии оказания гражданам медицинской помощи: бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Таким образом, обязательное медицинское страхование также является конституционным институтом.
Кроме статей Конституции РФ, в страховое законодательство входят федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты, подзаконные правовые акты субъектов РФ.
Объективное признание значимости в современной России интересов страховых организаций, а также страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, на необходимость которого многократно указывалось в юридической литературе в конце 80-х годов, осуществлено принятием в конце 1992 г. Закона РФ "О страховании" (с учетом позднейших изменений - "Об организации страхового дела в РФ"). Этот Закон является комплексным нормативным актом, включающим как основные положения, относящиеся к области регулирования частного, гражданского права, так и положения, относящиеся к публичному, финансовому праву. В основном он регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. Закон установил, что его действие не распространяется на государственное (обязательное) социальное страхование, строго разделив, таким образом, эти две сферы страхования.
Первоначально этот Закон регулировал также порядок заключения договоров страхования. Однако после принятия ч. 2 Гражданского кодекса РФ основополагающее регулирование заключения, изменения и расторжения страховых договоров добровольного и обязательного страхования принадлежит гл. 48 Гражданского кодекса РФ "Страхование".
Правовое регулирование обязательного государственного страхования отдельных категорий лиц базируется на ст. 969 ГК РФ, в которой сказано, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). Надо заметить, что в настоящий момент понятие "государственные служащие определенных категорий" рассматривается чрезвычайно широко, в том числе обязательное государственное страхование распространяется на лиц, которые никак не могут быть признаны государственными служащими. Таким образом, прослеживается необходимость внесения изменений в рассматриваемую статью Гражданского кодекса РФ.
Нормами финансового права, содержащимися в этих федеральных законах, регулируются порядок контроля за деятельностью страховщиков, осуществляющих обязательное государственное страхование, порядок финансирования расходов на обязательное государственное страхование - за счет средств федерального бюджета.
Большой массив финансовых норм сосредоточен в источниках правового регулирования обязательного социального страхования. В 1999 г. был принят базовый для социальной сферы нормативный правовой акт, которым является Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" <1>. Это комплексный правовой акт, содержащий нормы административного (полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования, управление системой обязательного социального страхования), финансового права (финансовая система обязательного социального страхования), а также права социального обеспечения. В данном Федеральном законе регламентированы основные понятия и термины, применяющиеся в обязательном социальном страховании, основные принципы его осуществления, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования (страховщиков, страхователей, застрахованных лиц), виды социальных страховых рисков и соответствующих им страховых случаев и т.д.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686 (с послед. изм. и доп.).
Данный Закон содержит множество отсылочных норм, направляющих к законодательству о конкретных видах обязательного социального страхования. На настоящий момент приняты только три таких Закона: "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О медицинском страховании в РФ" <1>. Эти Законы соответствуют трем отраслям обязательного социального страхования: пенсионному, от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и медицинскому. Не охваченными на уровне закона остаются такие отрасли, как государственное социальное страхование и страхование от безработицы.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832; СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 27. Ст. 920.
Правовое положение страховщиков по обязательному социальному страхованию также регулируется Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации", Положением о Пенсионном фонде РФ, Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071; Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 6. Ст. 319; Российская газета. 1992. 23 янв.; СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3902; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 17; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 44. Ст. 4198.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Финансовыми нормами, содержащимися в этом Федеральном законе, установлена финансовая система обязательного пенсионного страхования, тарифы страховых взносов, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий.
Нормы, регулирующие обязательное пенсионное страхование, также содержатся в Федеральных законах "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно преамбуле, устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях. Финансовые нормы содержатся в статьях, регулирующих порядок регистрации страхователей, порядок формирования средств на осуществление этого вида страхования, порядок установления страховых тарифов, уплату страховых взносов, контрольные функции страховщика.
В сфере обязательного медицинского страхования финансовыми нормами регулируются источники формирования средств на обязательное медицинское страхование, сущность финансовых средств государственной и муниципальной систем здравоохранения, финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.
Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" установлен порядок бюджетного процесса в системе обязательного социального страхования, особенности бюджетов конкретных социальных фондов. Так, в ст. 16 установлено, что бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также что средства бюджетов социальных фондов изъятию не подлежат. Однако данные финансовые нормы практически дублируют соответствующие положения Бюджетного кодекса РФ, поэтому более правильным было бы установить в Федеральном законе отсылки к статьям Бюджетного кодекса РФ.
Бюджетный кодекс РФ служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Бюджетный кодекс РФ регулирует общие принципы и правовой статус социальных внебюджетных фондов, их состав, порядок составления, представления и утверждения бюджетов фондов, источники формирования фондов, порядок их расходования, порядок составления и утверждения отчетов об исполнении бюджетов социальных фондов, а также контроль за исполнением бюджетов фондов. С учетом правил, установленных Бюджетным кодексом РФ, ежегодно составляются, принимаются и исполняются федеральные законы о бюджетах и об исполнении бюджетов конкретных социальных фондов <1>.
--------------------------------
<1> См., напр.: Федеральный закон от 11 февраля 2002 г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" // СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 628; Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 154-ФЗ "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2000 год" // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4560.
Порядок формирования финансовых ресурсов обязательного социального страхования установлен также Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3341.
Статьей 11 данного Федерального закона установлено, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Последним предусмотрено, что страхователь - юридическое либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязан вносить в Фонд социального страхования РФ обязательный платеж на цели страхования.
В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном НК РФ. Указанным Законом установлен порядок взыскания и зачисления сумм недоимок, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и сумм излишне уплаченных страховых взносов.
Статьей 30 Федерального закона N 118-ФЗ от 5 августа 2000 г. также установлен порядок взыскания санкций за правонарушения в сфере обязательного социального страхования, которые были предусмотрены законодательством до введения в действие части второй НК РФ. Установлено, что эти санкции должны соответствовать налоговым санкциям за аналогичные правонарушения, предусмотренным частью первой НК РФ, в противном случае они не должны применяться. В случае же, когда часть первая НК РФ устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение, чем было установлено законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, применяется ответственность, установленная частью первой НК РФ.
В условиях перехода к рыночным отношениям страхование как система защиты имущественных интересов граждан, предприятий, организаций и государства является важным элементом социально-экономической системы общества. В последнее время органы государственной власти Российской Федерации разрабатывают меры по повышению роли государства в регулировании страховой деятельности. Формирующееся сегодня страховое право отражает новые экономические и политические условия страны.
Страхование в силу специфического и неоднородного характера отношений регулируется несколькими отраслями права. Так гражданское право регулирует договорные отношения, которые складываются в области страхования, а финансовое - отношения, основанные на государственно-властных предписаниях. Нормами финансового права определяются система страхования, его виды, порядок лицензирования и надзор за деятельностью страховщиков.
Так, на наш взгляд, можно выделить следующие группы отношений в области страхования, которые регулируются нормами финансового права:
- отношения между федеральными и региональными государственными органами по поводу утверждения правил их деятельности по страховому надзору;
- отношения между федеральными органами исполнительной власти и организациями-страховщиками по поводу регулирования отдельных аспектов их деятельности, например, лицензирования, формирования и размещения страховых резервов, отношения по поводу выполнения предписаний о прекращении нарушений законодательства о страховании;
- отношения между федеральным антимонопольным органом и организациями-страховщиками по поводу предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке;
- отношения по обязательному государственному страхованию, где государство выступает в качестве страховщика;
- отношения между Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Федеральной налоговой службой со страховщиками по осуществлению контрольных функций за страховой деятельностью.
Из перечисленных видов отношений наиболее интересными представляются отношения между страховщиками и федеральным антимонопольным органом, особенно в свете принятого Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". В соответствии со ст. 3 данного Закона финансовая услуга - это деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц, в частности операции и сделки, предоставление страховых услуг.
В соответствии с Законом органом, занимающимся проблемами недобросовестной конкуренции и антимонопольным регулированием на рынке финансовых услуг, является Федеральная антимонопольная служба.
Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке является одним из средств государственного регулирования страховой деятельности. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается ФАС, на которую возложены функции по защите добросовестной конкуренции на страховом рынке. Деятельность ФАС протекает в рамках единого, регулируемого государством процесса, предполагающего следующие формы:
- пресечение злоупотребления страховыми организациями доминирующим положением;
- определение на конкурсной основе тех страховых организаций, которые будут привлекаться к проведению страховых программ с использованием государственных средств;
- запрещение действий государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию;
- осуществление государственного контроля за концентрацией капитала на рынке страховых услуг;
- контроль за созданием объединений страховых организаций, а также соглашениями и согласованными действиями страховых организаций;
- пресечение установления необоснованно высоких или низких тарифов на страховые услуги.
Союзы, ассоциации и иные объединения страховщиков для государственной регистрации в органах страхового надзора должны получить согласие антимонопольного органа в случае, если все участники объединения страховщиков зарегистрированы в одном административно-территориальном образовании. Это согласие на регистрацию объединения страховщиков получают в соответствующем территориальном управлении антимонопольного органа России согласно порядку, устанавливаемому Положением о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия ФАС России и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков.
Согласие на регистрацию объединения страховщиков выдается на основании представленных их учредителями требуемых документов. В согласии на регистрацию объединения может быть отказано, если представленные документы свидетельствуют о том, что объединение ведет страховую деятельность.
Согласно российскому законодательству регулирование на рынке страховых услуг этот государственный орган осуществляет совместно с федеральным органом, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг, - Федеральной службой страхового надзора.
Нормы финансового права, регулирующие деятельность в области страхования, весьма разнообразны. Отношения, которые рассмотрены в этой работе, по сути своей входят в сферу действия финансового права как по субъективному признаку, поскольку одним из участников является государство, так и по фактическому, т.к. страхование является одним из звеньев финансовой системы России. При этом зачастую в роли страхователя выступает государство, соответственно, расходуя при этом бюджетные средства. По этой причине, а также в силу ряда других причин и обстоятельств в современных экономических условиях существует абсолютная необходимость соблюдения правил рынка и эффективного контроля за их соблюдением.
Лицензирование, т.е. получение государственного разрешения на проведение страхования по определенным видам (классам), является одним из главных инструментов регулирования процесса формирования страхового рынка и основным средством защиты от проникновения на рынок ненадежных страховых компаний. Процедура лицензирования позволяет проверить подготовленность страховой организации к осуществлению страховой деятельности, а также определить сферы этой деятельности (выданная лицензия предоставляет страховщику право на проведение видов страховой деятельности, перечисленных в лицензии).
В Российской Федерации допуск компании на страховой рынок осуществляется на основе общих требований, изложенных в Законе "Об организации страхового дела в Российской Федерации". На основании п. 1 ст. 6 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщиками являются юридические лица, которые обладают лицензией на осуществление соответствующей деятельности. То есть страховая компания может избрать любую правовую форму, предусмотренную российским правом, которая обладает качествами юридического лица и зарегистрирована. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.
Согласно ст. 32 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются страховщикам федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на основании заявлений с приложением учредительных документов, свидетельства о регистрации, справки о размере оплаченного уставного капитала, экономического обоснования страховой деятельности, правил по видам страхования, расчетов страховых тарифов, сведений о руководителях и их заместителях.
Лицензии выдаются на осуществление личного, имущественного страхования и страхования ответственности по видам страховой деятельности в соответствии с их классификацией, принятой органом страхового надзора, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
Разрешение на проведение страховых операций выдается на основании соответствующего заявления страховой организации, в котором указываются тип страховой организации, ее полное и сокращенное название, юридический адрес с приложением к нему необходимых документов.
Процедура лицензирования, предусмотренная российским законодательством, включает контроль наличия достаточной суммы активов у страховщика; условий страхования на предмет их соответствия нормам гражданского законодательства; размеров тарифных ставок, бизнес-плана. К комплекту документов, являющихся экономическим обоснованием страховой деятельности, должны быть приложены план по перестрахованию в случае, если максимальный объем ответственности по индивидуальному риску превышает установленные нормативы, план размещения страховых резервов, баланс с приложением отчета о финансовых результатах.
Перестрахование, а также комбинированное осуществление различных видов страхования регулируются особыми предписаниями. Лицензия выдается бессрочно для конкретных видов страхования. В исключительных случаях выдается срочная лицензия.
Статьей Закона установлен минимальный размер уставного капитала страховщика, в зависимости от предполагаемых направлений деятельности по страхованию: страхование жизни, страхование иное, чем страхование жизни, перестрахование.
Регистрация производится на основании подаваемого страховой организацией заявления с приложением заверенной копии документа о государственной регистрации в соответствующей организационно-правовой форме организации; заверенной копии устава и другого учредительного документа; справки банка или иного кредитного учреждения о размере оплаченного уставного капитала, наличии страховых резервов.
Отказ в регистрации страховой организации может последовать по мотивам несоответствия создания организации законодательным актам Российской Федерации, неполноты представленных сведений. Отказ в регистрации и задержка в выдаче свидетельства о регистрации могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Проанализировав опыт выдачи лицензии на проведение страховых операций, можно сделать следующие выводы.
1. В настоящее время эффективность системы лицензирования, принятой в Российской Федерации, не очень высока, и добиться реальных гарантий надежной и добросовестной работы страховщиков в рамках такого механизма очень сложно. Порядок выдачи лицензии в России значительно упрощен по сравнению с зарубежными странами.
Одним из существенных недостатков является невозможность контролировать на стадии учреждения компании, ее учредителей, имеющих большинство акций, на предмет происхождения капитала, наличия реальных денежных средств и активов, передаваемых в уставный капитал. Как было указано выше, в странах ЕС, например, в качестве одного из основных требований при получении разрешения на проведение операций является предоставление сведений о надежности и платежеспособности учредителей или квалифицированных владельцев капитала страховой организации. В большинстве стран решение вопросов учреждения и лицензирования страховой организации сосредоточено в едином органе страхового надзора, что обеспечивает адекватный государственный контроль.
2. Российское законодательство предусматривает двухступенчатую процедуру создания страховой организации. В отличие от большинства стран Европы, лицензии в России выдаются страховщикам, которые до подачи документов на лицензирование должны быть предварительно зарегистрированы на территории Российской Федерации как юридическое лицо в любой организационно-правовой форме. Департамент страхового надзора часто не имеет необходимых рычагов влияния, в случае, например, если выявляются недостатки в учредительных документах страховщиков. Отсутствие правовых норм и права надзора контролировать состав и финансовую состоятельность учредителей делает систему лицензирования малоэффективной. Тот же недостаток не позволяет решать вопрос об исполнительных лицах компании.
В отличие от стран ЕС, в случае сомнений в кандидатурах исполнительных лиц, основанных на результатах их предшествующей деятельности, российский орган по страховому надзору не имеет права отказать в выдаче лицензии. Хотя довольно часто встречаются случаи, когда руководителем страховой компании назначается человек, который до этого руководил страховыми компаниями, лишенными лицензии. Контроль за исполнением страховщиками бизнес-плана делает его бездейственным, так как законодательством не предусмотрены санкции за его неисполнение.
Необходима новая классификация по видам страховой деятельности. Российская классификация несколько отличается от классификации, принятой в странах ЕС. В частности, отсутствует самостоятельный вид страховой деятельности "страхование от огня". В Условиях лицензирования приведено определение понятия "страхование жизни" без детальной классификации, что приводит к существенным затруднениям при осуществлении последующего контроля страховой деятельности как со стороны органов надзора, так и иных государственных органов исполнительной власти. Директивы ЕС в сфере страхования жизни содержат развернутую структуру видов страховой деятельности, в отношении которых применяются различные требования к установлению порядка формирования страховых резервов и различные методики расчета маржи платежеспособности. Классификация, принятая странами ЕС, позволяет одинаково понимать и толковать содержание предоставляемой услуги, обеспечить одинаковый надзор и адекватную защиту интересов страхователей всеми странами - членами ЕС.
В Российской Федерации по-прежнему сохраняется возможность проведения одним страховщиком как страхования жизни, так и других видов страхования. Для защиты интересов страхователей и застрахованных лиц было бы более целесообразно ввести специализацию: страхование жизни и иных видов страхования, как это принято во всех развитых странах.
В целях ускорения процесса лицензирования целесообразно внедрять типовые правила страхования, а также типовые методики и расчеты страховых тарифов. Лицензирование страховой деятельности с применением типовых правил страхования Департамент страхового надзора Минфина РФ начал проводить с 1998 г., в то время как во многих странах мира уже давно существует такая практика.
Подобные правила могут быть подготовлены как путем типизации действующих правил, так и с помощью разработки новых, с учетом практики страхования, действующего законодательства, а также замечаний, разъяснений и предложений Департамента страхового надзора. В разработке типовых правил могут принять участие союз страховщиков, страховой пул, страховая группа, любое другое объединение страховщиков, кроме того, целесообразно проводить ежегодную экспертизу утвержденных типовых правил страхования на предмет их соответствия законодательству и практике страхования.
- Правовое обеспечение публичных интересов в сфере страхования н.Н. Косаренко
- Глава 1. Сущность и специфика проявления публичных интересов в сфере страхования
- 1.1. Теория права о понятии публичного интереса
- 1.2. Особенности проявления публичных интересов
- 1.3. Исторические и сравнительно-правовые аспекты
- 1.4. Зарубежный опыт правового регулирования
- Глава 2. Формы и методы правового обеспечения публичных интересов в сфере страхования
- 2.1. Государство как публично-правовой институт
- 2.2. Функции социального государства в сфере
- 2.3. Особенности публичного интереса
- 2.4. Специфика проявления
- Глава 3. Организационная основа реализации публичных интересов в сфере страхования
- 3.1. Система органов государства, обеспечивающих реализацию
- 3.2. Государственный надзор за страховой
- 3.3. Порядок обеспечения публичных интересов в процессе
- Глава 4. Формы государственного участия в страховой деятельности в российской федерации
- 4.1. Основные направления развития страхования
- 4.2. Способы обеспечения финансовой устойчивости
- 4.3. Юридическая ответственность