logo
пособие банковское дело (переиздание) 2011г

1.4. Основная характеристика современного банковского законодательства

Новая редакция банковских законов, регламентирующих деятель­ность эмиссионного и коммерческих банков, появилась в 2006г.: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (банке России)» от 26.04.1995г. и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 29 12.2006г. № 246-ФЗ.

Принятая редакция этих законов не является кардинальным изменением законодательной базы. Напротив, по существу, это новая редакция прежних законов, ставящая перед собой цель прежде всего устранить явные недостатки прежних законов. В какой-то степени создателям законов эго удалось.

Из законов были частично изъяты отсылки к нормативным актам Центрального банка РФ, в связи с чем они приблизились к нормативным актам прямого действия.

Законы стали более подробными. Это касается описания порядка ли­цензирования банковской деятельности, отзыва банковских лицензий, предоставления отчетности.

Законы сохранили и продвинули идеологию функционирования банков рыночного типа. Прежде всего это касается идеи универсальности. Закон действителен для всех банков, всех их типов. Унифицированным остается контроль за банками.

Универсальность законов не означает, что они отвергают принцип необходимости функционирования многообразия банков в условиях рыночного хозяйства. Напротив, законы допускают существование разных банков но типу собственности, юридическому статусу, характеру деятельности, перечню выполняемых операций, не допускают принципа уравниловки в управлении банками.

Новые законы направлены на известную либерализацию банковской деятельности, устранение излишней бюрократии, субъективизма чиновников. Так, в Законе «О банках и банковской деятельности» при создании кредитного учреждения, устранены ограничения на число участников, размеру их доли в уставном капитале. Сократился перечень документов, необходимых для оформления регистрации банков (при одновременном усилении требований к ним). Для облегчения банковской деятельности введена заявительная процедура создания филиалов и др.

В Федеральном законе «О Центральном Банке РФ (Банке России)» введены статьи, посвященные Национальному банковскому Совету как органу, задачей которого является рассмотрение Концепции совершенствования банковской системы, проектов основных направлений государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, наиболее важных вопросов регулирования деятельности кредитных организаций и др. Председателем Национального банковского Совета (НБС) является Председатель Центрального банка РФ. В его состав входят 15 членов, в том числе представители обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, представитель от Президента Российской Федерации, министр финансов, министр экономики РФ. 6 членов НБС назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка РФ из числа представителей кредитных организаций и экспертов.

В целом структура Федерального 'закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выглядит следующим образом:

Глава I. Общие положения (ст. 1- 8).

Глава II. Капитал Банка России (ст. 9 и 10).

Глава III. Органы управления Банком России (ст. 11 - 18).

Глава IV. Взаимоотношения Банка России с органами Го-

сударственной власти и органами местного само-

управления (ст. 19 - 23).

Глава V. Отчетность Банка России (ст. 24 - 26).

Глава VI.Организация наличного денежного обращения

(ст. 27 - 34).

Глава VII. Денежно-кредитная политика (ст. 35 - 44).

Глава VIII. Операции Банка России (ст. 45 - 49).

Глава IX. Международная и внешнеэкономическая дея -

тельность (ст.50 - 54).

Глава Х. Банковское регулирование и надзор (ст. 55 - 76).

Глава XI. Взаимоотношения с кредитными организациями

ст. 77 - 79).

Глава XII. Организация безналичных расчетов (ст. 80 - 82).

Глава XIII. Принципы организации Банка России (ст. 83 – 87)

Глава XIV. Служащие Банка России (ст. 88 - 92).

Глава XV. Аудит Банка России (ст. 93 - 95).

Определенные отличительные особенности есть и у Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Его структура имеет следующий вид:

Глава I. Общие положения (ст. 1 - 11).

Глава II. Порядок регистрации кредитных организаций и вы

дача им лицензий на осуществление банковских

операций (ст. 12 - 23).

Глава III. Обеспечение стабильности банковской системы,

защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов

кредитных ор­ганизаций (ст. 24 - 27).

Глава IV. Межбанковские отношения и обслуживание клиен-

тов (ст. 28 -34).

Глава V. Филиалы, представительства и дочерние органи-

зации кре­дитной организации на территории ино

странного государ­ства (ст. 35).

Глава VI. Сберегательное дело (ст. 36 - 39).

Глава VII. Бухгалтерский учет в кредитных организациях

(ст. 40 - 43).

Новые банковские законы в известной степени модернизируют российское банковское законодательство. В качестве достижений здесь мож­но выделить разграничение понятий банка и кредитного учреждения; Центральному Банку РФ предписано прекратить свое участие в капталах кредитных учреждений, запрещается кредитовать бюджет (если это не предусмотрено федеральным законом о бюджете), обеспечить взаимо­действие с банками и их ассоциациями при принятии наиболее важных решений нормативного характера.

В новой редакции Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» более рельефно стала просматриваться идея обеспе­чения стабильности банковской системы, в том числе посредством осуществления постоянного надзора за соблюдением кредитными ор­ганизациями банковского законодательства, нормативных актов Центрального банка РФ. Закон ввел новые обязательные нормативы. Среди них: предельный размер не денежной части уставною капитала, раз­меры валютного, процентного и иных рисков, минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы, нормативы испо­льзования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц и др. В Законе «О банках и банковской де­ятельности» декларируется необходимость создании Федерального Фонда обязательного страхования вкладов. Участниками этого фонда должны стать как банки, осуществляющие привлечение средств населения, так и ЦБ РФ. Кроме того, закон дает банкам право объединяться в целях добровольного создания Фондов страховании вкладов граждан и юридических лиц.

Разумеется, принятая новая редакция двух банковских законов сдела­ла определенный шаг вперед в области совершенствования российского банковского законодательства, однако далеко не все вопросы оказались решенными. В Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» еще не в полной мере прописаны функции данного эмиссион­ного института. Сохранилось некоторое количество отсылочных норм. В банковском законодательстве по-прежнему отсутствуют как прямые банковские законы (о кредитах, платежах, банкротстве банков и др.), так и параллельно действующие законодательные акты (об инвестиционных фондах, финансово-промышленных компаниях и др.). В условиях пере­ходного периода в стране еще не создана система банковских законов, которая позволяла бы полнее регулировать деятельность кредитных институтов.

Тем не менее при всех сохранившихся недостатках современные банковские законы позволяют банковской системе адаптироваться к условиям рыночной экономики, выполнять возложенные на нее задачи.