logo
372154_75305_lekcii_po_kursu_uchet_v_bankah

Особенности расчетов в электронных системах

типа «клиент-банк»

Для оперативного ведения клиентом своих счетов в банке и обмена технологической информацией клиенты могут применять программно-технический комплекс «клиент банка – банк» (далее – система «клиент – банк»). Система «клиент – банк» является составной частью программ автоматизации банковской деятельности и источником поступления расчетных документов через системы автоматизации банка (далее – САБ) в системы электронных платежей НБУ или внутренней платежной системы и состоит из клиентской и банковской части.

Клиентская часть системы «клиент-банк» обеспечивает автоматическое ведение текущего состояния счета клиента в банке, учитывая проведение начальных и обратных платежей. Реквизиты расчетного документа в электронном виде, который используется в системе «клиент – банк», определяются договором между банком и клиентом.

Банковская часть системы «клиент-банк» обеспечивает проверку приведенных электронных подписей на каждом расчетном документе в электронном виде клиента и по платежному файлу. Банковская часть системы «клиент-банк» является неотъемлемой составной частью САБ и должна обеспечивать беспрерывную защиту клиентских расчетных документов в электронном виде во время их обработки в САБ.

Если это предусмотрено договором между банком и клиентом, то использование клиентом системы «клиент-банк» не исключает возможной обработки банком документов клиента на бумажных носителях.

Во время осуществления расчетов через систему «клиент-банк» применяются расчетные документы в электронном виде. Плательщик может формировать расчетные документы в электронном виде при помощи клиентской части системы «клиент-банк» на основе должным образом оформленных платежных поручений, платежных требований-поручений, а также с использованием платежных карточек.

В случае отсутствия (недостатка) средств на счете плательщика, банк возвращает расчетный документ в электронном виде без исполнения, если другое не предусмотрено в договоре между банком и клиентом.

Контрольные вопросы к теме 8

  1. Формы расчетных документов для проведения безналичных расчетов.

  2. Проведение расчетов в системе электронных платежей «клиент-банк».

  3. Учет расчетов с применением платежных поручений.

  4. Расчеты гарантированными поручениями, их учет.

  5. Учет расчетов с применением платежных требований-поручений.

  6. Учет расчетов чеками.

  7. Учет расчетов аккредитивами.

  8. Порядок осуществления расчетов векселями.

  9. Расчеты платежными требованиями без акцепта плательщиков и бесспорное списание (взыскание) средств.

  10. Особенности учета безналичных расчетов в системе электронных межбанковских расчетов (система электронных платежей).