3.4. Основные потребительские группы на российском страховом рынке.
Основные сегменты российского страхового рынка юридических лиц. Для целей исследования российского страхового рынка наиболее удобной является его смешанная сегментация по организационно-правовому статусу страхователя, а также уровню доходов (размеру предприятия для юридических лиц). Страховой рынок в России, как и в любой другой стране, может быть в самом общем приближении разделен на два основных потребительских сегмента: физические и юридические лица, внутри которых возможна более подробная сегментация.
Среди юридических лиц легко выделить
-
особо крупные концерны и финансово-промышленные группы, располагающие собственными кэптивными страховыми компаниями, которые принимают на страхование все риски своих учредителей, к таким промышленным группам относится «Газпром» (страховая компания «Согаз»), «Лукойл» и Сургутнефтегаз» (одноименные страховые компании), «Аэрофлот» (страховая компания «Москва») и некоторые другие;
-
крупные и средние предприятия, не имеющие собственных кэптивных страховщиков. Основными рисками для них являются страхование грузов, автопарка, недвижимости, оборудования, обязательств, медицинское страхование персонала и т.д. Для них более характерно вынужденное обращение к страховщикам, которое диктуется принятыми на себя контрактными обязательствами – например, когда договора поставки требуют обязательного страхования ответственности изготовителя или грузоперевозчика,
-
мелкие предприятия, характерными рисками для которых являются, как и для предыдущей группы, страхование грузов, автопарка, недвижимости, оборудования, контрактных обязательств, медицинское страхование персонала и т.д. Для них, в большей степени, чем для остальных групп, характерно вынужденное обращение к страховщику в связи с требованиями лицензирования или контрактными обязательствами.
Первая группа страхователей – корпоративные клиенты – практически недоступны для некорпоративных страховщиков, в отличие от второй и третьей групп, в общем открытых для свободной конкуренции. Для второй и третьей категорий страхователей характерен повышенный интерес к качеству страхового продукта, которое включает в себя следующие основные составляющие:
-
надежность страховщика,
-
цена страхового продукта,
-
покрываемые риски - полнота страхового покрытия,
-
качество обслуживания на стадии урегулирования страховых событий - быстрота и полнота урегулирования убытков,
-
предоставление дополнительных нестраховых услуг (инвестиционное, юридическое обслуживание, содействие в ремонте поврежденного имущества и т.д.).
Эти потребители, как правило, слабо поддаются уговорам страховых агентов и покупают страховое покрытие только тогда, когда сами осознают его значимость. По принципу поведения при приобретении страхового покрытия страхователей - юридических лиц в большей степени следует отнести к активным потребителям, самостоятельно проводящим отбор страховых компаний на основании оценки качества предлагаемых услуг даже в том случае, если представители страховщика обращаются к ним по собственной инициативе. К активным потребителям их можно отнести также на основании того, что, как правило, агентское давление на руководителей предприятий и их риск-менеджеров не дает результатов.
Сегменты страхового рынка физических лиц. Среди физических лиц градацию лучше осуществлять по имущественному признаку, так как уровень благосостояния определяет отношение к страхованию и выбор гаммы страхуемых рисков. В России можно выделить следующие имущественные потребительские группы:
-
лиц с высокими и особо высокими доходами (более 3000 долларов США в месяц на члена семьи),
-
лиц с уровнем доходов выше среднего - от 500 до 3000 долларов,
-
страхователей с уровнем доходов ниже среднего - от 150 до 500 долларов,
-
лиц, находящихся ниже уровня бедности - с доходом меньше 150 долларов в месяц
Эти цифры приведены на основании стратификации населения, сложившейся до экономического кризиса 17 августа 1998 года. Поэтому их необходимо пересчитывать на текущий уровень доходов исходя из роста курса доллара США и повышения прожиточного минимума. Порог уровня бедности принят условно, на основании мнений экспертов. Считается, что месячный доход в 150 долларов и ниже (в ценах до 17 августа 1998 года) не позволяет отвлекать средства на покупку страхового покрытия.
Среди физических лиц на основании принципа поведения при заключении договора страхования в качестве самостоятельных потребительских сегментов можно выделить
-
страхователей, покупающих страховку, т.е. тех, кто ищет страховщика по собственной инициативе, самостоятельно проводит отбор предложений в соответствии со своими потребностями и ценой страхового покрытия, а также
-
клиентов, которые покупают страховку «под нажимом», следуя советам и убеждениям страхового агента.
Активные потребители, как правило, плохо поддаются внушению и убеждению, основным критерием выбора страховщика для них является цена, полнота и надежность страхового покрытия, а также качество урегулирования страховых событий, т.е. его качество. Основными типами приобретаемого страхового покрытия для этой группы потребителей являются страхование автотранспорта, автогражданской ответственности, а также недвижимости – квартир и загородных домов, спросом пользуется также и медицинское страхование. Для них характерно также вынужденное обращение к страховщику, например, при поездках за границу. К активным потребителям относятся чаще всего физические лица, относящиеся к группам страхователей со средними и высокими доходами. Основным мотивом обращения к страховщику для них является забота о защите собственных имущественных интересов - накоплений, недвижимости, автомашин и т.д.
Группа потребителей со средними и низкими доходами более чувствительна к совету, мнению окружения (родных, знакомых), и обращает меньше внимания на цену и качество страхового продукта. Они являются в большей степени пассивными потребителями страховых услуг. В принципе, таких потребителей легче втянуть в покупку разнообразных видов страхового покрытия, включая, например, долгосрочное страхование жизни.
До последнего времени российские страховщики не обращали особого внимания на рынок страхования физических лиц среднего достатка. Однако последние данные показывают, что, например, свою жизнь и имущество чаще других страхуют не новые русские, зачастую ведущих изматывающий и далеко не безопасный образ жизни, а люди относительно скромного достатка. Ведь именно для них каждая крупная потеря становится практически невосполнимой.
Краткая характеристика основных потребительских сегментов на российском страховом рынке приведена в Приложении 3.2.
- Глава 3. Исследование российского страхового рынка.
- 3.1. Исследование страхового рынка в системе маркетинга. Основные вопросы при исследовании рынка страховой компанией.
- 3.2. Интегральная система сбора маркетинговой информации, для российских страховых компаний.
- 3.3. Сегментация российского страхового рынка. Инструменты сегментации рынка.
- 3.4. Основные потребительские группы на российском страховом рынке.
- 3.5. Техническая сегментация страхового рынка
- 3.6. Необходимая глубина сегментации рынка
- 3.7. Прогнозирование развития страхового рынка России на основании результатов его исследования.