3. Современное состояние страхового рынка России
В недавнем прошлом российский рынок страховых услуг был монополизирован двумя государственными страховыми организациями, а в настоящее время его участниками являются почти тысяча страховых организаций с развитой сетью филиалов и агентств. Тем не менее, страховой рынок в нашей стране еще недостаточно развит, что является прямым следствием макроэкономических процессов, наблюдаемых в реформирующейся экономике. К тому же полного осознания населением и руководителями предприятий и организаций необходимости страхования еще не произошло, поэтому спрос на страховые услуги носит фрагментарный характер.
Развитие страхового рынка России за период 2002-2006 гг. характеризуют следующие тенденции и показатели:
1. Устойчивый рост страховых премий, приходящихся на душу населения. Затраты населения на страхование выросли с 2085 рублей в 2002 г. до 4216 рублей в 2006 г., т.е. более, чем в 2 раза.
2. Объем страховых премий увеличился с 300,4 млрд. рублей в 2002 г. до 611 млрд. рублей в 2006 г. (203,4%). Рост объема страховых премий происходил по всем видам страхования, за исключением страхования жизни. Для страхования жизни характерно снижение объема страховых премий со 104 млрд. рублей в 2002 г. до 16 млрд. рублей в 2006 г.
На фоне роста объема страховых премий в абсолютном выражении в период с 2002 г. по 2005 г. наблюдалось снижение темпов роста страховых премий по всем видам страхования с 8,6% до 4%. В 2006 г. прирост поступлений страховых премий по сравнению с 2005 г. составил 22,7%, с учетом уровня инфляции 11,7%.
3. Доля страховых премий в валовом внутреннем продукте (ВВП) в период с 2002 г. по 2006 г. оставалась незначительной и не превысила 3,2%.
4. Доля премий по добровольным видам страхования, в период с 2002 г. по 2006 г. в общем объеме страховых премий снизилась с 79,4% до 56%. В указанный период произошло увеличение доли обязательного страхования в общем объеме страховых премий с 20,6% до 44% соответственно, преимущественно за счет введения в 2003 г. обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
5. Наблюдается снижение числа страховых организаций за период 2003 - 2006 гг. с 1397 до 918. Эта тенденция, связанная с отзывом лицензий у страховщиков органом страхового надзора, позволяет формировать институциональную структуру страхового рынка, приводит к укрупнению страховых организаций, но в тоже время ставит проблему исполнения обязательств по договорам страхования страховщиком после отзыва лицензии. В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30.09.2008 зарегистрировано 814 страховых организаций (для сравнения, на 30.09.2008 – 869 страховых организаций).
6. Совокупный уставный капитал страховых организаций увеличился с 27,3 млрд. рублей в 2001 г. до 155,4 млрд. рублей в 2006 г. При этом совокупный уставный капитал иностранных инвесторов увеличился с 2 млрд. рублей в 2004 г. до 6,6 млрд. рублей в 2006 г..
7. Активы страховых организаций увеличились, к 2007 г. их размер превысил 500 млрд. рублей, что является весьма значительным инвестиционным потенциалом.
Начало международного финансового кризиса и его активное развитие летом 2008 г. негативно отразилось и на страховой отрасли РФ. Так, показатели, характеризующие функционирование страхового рынка РФ за 9 месяцев 2008 г., таковы:
В сегменте страхования жизни, наряду с увеличение классических накопительных договоров, сохраняются определенные объемы зарплатных схем. При этом, с конца 2007 - начала 2008 гг. наблюдается активизация большого количества иностранных и отечественных (по составу акционеров) страховщиков, активно развивающих «кредитное страхование жизни» аффилированных с ними банков. Дальнейшее развитие этого направления деятельности в сегменте определяется позицией ФАС по пресечению подобных монопольных соглашений.
В сегменте личного страхования наблюдается активное развитие рыночного корпоративного ДМС и НС, розничного НС. Наряду с этим отмечен рост страхования от НС беззалоговых заемщиков аффилированными с банками страховщиками (фактически – тот же бизнес, что и при страховании «кредитной жизни»), а также определенная активизация схем по корпоративному ДМС.
Имущественное страхование характеризуется двумя основными тенденциями – рост сборов происходит преимущественно за счет розничного, в первую очередь, автомобильного страхования; клиентские потоки, как в корпоративном, так и в розничном бизнесе перераспределяются. В корпоративном страховании наблюдается общее снижение сборов, связанное с активной санацией портфелей. В рознице наблюдается рост портфелей почти всех операторов автострахования, при этом крупнейшие компании корректируют тарифы и политику сотрудничества с посредниками, что заставляет банки и автосалоны активнее работать со страховщиками, нацеленными наращивать свои портфели на более выгодных для контрагентов условиях.
В добровольном страховании ответственности наблюдается рост сборов операторов классического страхования, при сохранении значительных показателей деятельности компаний с сомнительной репутацией.
В сегменте ОСАГО нарастают кризисные явления. С одной стороны, с начала года наблюдается труднообъяснимая, исходя из логики развития сегмента, стагнация объемов выплат. В результате, в III кв., впервые за всю историю российского обязательного автострахования сбор премий рос быстрее выплат. Данная тенденция может свидетельствовать о выходе страховщиков из наиболее проблемных регионов, отказа от работы с наиболее убыточными клиентскими группами, а также об ужесточении подходов к страховым выплатам. В то же время, убыточность бизнеса достигла таких значений, что даже проводимая компаниями политика не спасает от утраты финансовой целесообразности работы в сегменте, в первую очередь, для региональных страховщиков.
Обязательное медицинское страхование переживает фазу активного роста при одновременной интеграции и укрупнении операторов сегмента. После завершения скупки основной части региональных компаний ОМС в 2004-2007 гг., в текущем году начались процессы слияния крупнейших федеральных компаний. В случае реализации намеченных проектов, пять крупнейших страховщиков ОМС будут собирать половину всей премии на сегменте.
В сегменте входящего перестрахования сначала 2008 г. наблюдается некоторая активизация схем, на фоне возрастающей убыточности и сокращающегося объема классического перестрахования. Учитывая позицию ФССН, следует ожидать дальнейшего отзыва лицензий у компаний с сомнительными портфелями, при одновременной концентрации входящего бизнеса у нескольких крупнейших перестраховщиков.
Сегодня трудности развития отечественного страхования многократно усилены экономическим кризисом. В настоящее время стоит задуматься не столько о развитии, сколько о выживании страхового бизнеса.
Кризис, с одной стороны, усугубляет итак достаточно плачевную ситуацию с возможностью получения инвестиционных доходов российскими страховщиками, а, с другой, - серьезно подрывает существующий платежеспособный спрос, являющийся главным источником существования страхового бизнеса и страхования в целом. Это воздействие на спрос характеризуется существенным сокращением доступа к кредитным средствам и возникновением проблемы неплатежей вследствие увеличения общей неопределенности в отношении состояния контрагентов. В итоге не торопятся расставаться с деньгами и пока еще платежеспособные клиенты. Из-за падения покупательской активности могут увеличиться складские запасы производителей товаров потребления, что будет способствовать росту страхового мошенничества.
В свою очередь, в условиях сокращения сборов страховых премий выживание страховщиков возможно только в результате экономии на издержках. Первым шагом к обеспечению этой экономии явилось прошедшее по большинству компаний сокращение штата сотрудников. Поскольку серьезного увеличения производительности труда в краткосрочной перспективе от оставшихся сотрудников ожидать не стоит, то следующим шагом, скорее всего, будет сокращение выплат.
Падение платежеспособного спроса и необходимость снижения издержек должны привести страховщиков к пониманию необходимости изменения подходов к формированию качества и процессу реализации страховых услуг. Страхователь должен изменить свое отношение к страхованию в пользу понимания необходимости его использования в качестве эффективного инструмента борьбы с рисками и оптимизации за счет этого своих издержек. Но это требует от страховщика, часто концентрирующего свое внимание на моменте продажи и игнорирующего дальнейшее профессиональное обслуживание своих клиентов, кропотливой работы и отказа от ожидания «моментальных» результатов.
Кризис потребует от страховщиков большей эффективности при меньших затратах, что достижимо в современных условиях лишь при одном условии – лояльности клиента. А эта лояльность, в свою очередь, достигается при возможности конструктивного диалога со страховщиком на всех этапах подготовки, заключения и реализации договора страхования, включая, конечно, и урегулирование убытков. Чем скорее страховой бизнес придет к осознанию необходимости этих новых подходов ведения бизнеса, тем больше у него шансов выжить в современных непростых условиях и создать предпосылки для послекризисного развития.
План практического занятия:
Участники страховых отношений.
Страховые посредники.
Состояние страхового рынка России.
Вопросы, обсуждаемые на практическом занятии:
Общая характеристика страхового рынка.
Страховые агенты и брокеры.
Посредническая деятельность от имени иностранных страховых организаций.
Совершенствование организации страхового дела в России.
Темы докладов (рефератов):
Роль страхового рынка в развитии национальной экономики.
Формы организации агентских сетей.
Влияние расширения видов обязательного страхования на развитие страхового рынка.
Задачи и формы объединений страховщиков.
Маркетинг в страховании.
Направления исследования страхового рынка в системе маркетинга.
Страховой продукт: понятие, структура и свойство.
Ценовая конкуренция на страховом рынке России.
Организационные и социальные аспекты страхового предпринимательства.
Антимонопольные ограничения страховой деятельности в РФ.
Обобщив имеющуюся в специальной литературе информацию, сформулируйте три наиболее актуальные проблемы развития страхового рынка России. Обоснуйте свою позицию.
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Учебно-методический комплекс
- Содержание
- Введение
- Рабочая учебная программа дисциплины
- Цель и задачи дисциплины
- 1.2. Структура и объем дисциплины
- 1.3. Содержание дисциплины
- 1.4. Тематический план изучения дисциплины
- 1.4.1. Содержание тем дисциплины
- Тема 1. Сущность страхования
- Тема 2. Основы построения страховых тарифов
- Тема 3. Организационные и финансовые основы деятельности страховой компании
- Тема 4. Имущественное страхование
- Тема 5. Страхование ответственности
- Тема 6. Личное страхование
- Тема 7. Перестрахование
- Тема 8. Страховой рынок России
- Тема 9. Страхование в системе международных экономических отношений. Мировое страховое хозяйство
- 1.4.2. Содержание практических (семинарских) занятий
- Тема 1. Сущность страхования
- Тема 2. Основы построения страховых тарифов
- Тема 3. Организационные и финансовые основы деятельности страховой компании
- Мировое страховое хозяйство
- Содержание индивидуальной работы студентов
- Содержание самостоятельной работы
- Название тем для самостоятельного изучения
- Требования к уровню освоения дисциплины и формы текущего промежуточного и итогового контроля
- 1.7.1. Формы текущего промежуточного и итогового контроля
- 1.7.2. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по дисциплине «Страхование» для студентов экономических специальностей
- Учебно-методическое пособие
- Тема 1. Сущность страхования
- 1. Экономическая необходимость, функции и роль страхования
- Классификация в страховании
- 3. Юридические основы страховых отношений
- Тема 2. Основы построения страховых тарифов
- Состав и структура тарифной ставки
- Структура страхового тарифа
- Общие принципы расчета нетто и брутто-ставки
- Нетто-премия Страховая сумма Нетто-ставка100,
- Страховая премия Страховая сумма Брутто-ставка100,
- Брутто-ставка Нетто-ставка1- f
- Брутто-ставка Нетто-ставка1- f 100
- Тема 3. Организационные и финансовые основы деятельности страховой компании
- Финансовая устойчивость страховщиков и факторы ее определяющие
- Доходы, расходы и прибыль страховщика
- 3. Страховые резервы, их виды
- 4. Обеспечение платежеспособности страховой компании
- 5. Экономическая работа в страховой компании. Предупредительные мероприятия и их финансирование страховой компанией
- 6. Необходимость проведения инвестиционной деятельности. Принципы инвестирования временно свободных средств страховщика
- Структурные соотношения активов и резервов
- Тема 4. Имущественное страхование
- 1. Принципы имущественного страхования
- 2. Виды имущественного страхования в условиях рыночной экономики
- Тема 5. Страхование ответственности
- Страхование гражданской ответственности
- Страхование профессиональной ответственности
- Тема 6. Личное страхование
- Характеристика основных подотраслей и видов личного страхования
- Системы страхования жизни и благополучия человека
- Базовые типы договоров страхования жизни
- Страхование от несчастных случаев в рф
- Личное страхование как фактор социальной стабильности общества
- Тема 6. Перестрахование
- Сущность и классификация перестрахования
- 2. Пропорциональное и непропорциональное перестрахование
- Тема 8. Страховой рынок России
- Страховая услуга. Продавцы и покупатели страховых услуг
- 2. Страховые посредники
- 3. Современное состояние страхового рынка России
- Тема 9. Страхование в системе международных экономических отношений. Мировое страховое хозяйство
- Тенденции и перспективы развития мирового страхового хозяйства
- 2. Проблемы взаимодействия российских и иностранных страховщиков
- 3.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Перечень основной и дополнительной литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Методические рекомендации преподавателю
- Методические указания студентам по изучению дисциплины
- 3.4. Методические указания и темы для выполнения контрольных работ
- Тематика контрольных работ по дисциплине «Страхование»
- 4. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 5. Программное обеспечение использования современных информационно-коммуникативных технологий
- 6. Тесты и задачи самопроверки знаний
- 6.1.Тестовые задания по дисциплине «Страхование»
- 6.2.Задачи по дисциплине «Страхование»
- Задача 13
- Задача 14
- Задача 15
- Задача 16
- Задача 17
- Задача 18
- Задача 19
- Задача 20
- Задача 21
- Задача 22
- Задача 23
- Задача 29
- Задача 30