logo
УМК Страхование 2009 для эк спец

3. Современное состояние страхового рынка России

В недавнем прошлом российский рынок страховых услуг был монополизирован двумя государственными страховыми органи­зациями, а в настоящее время его участниками являются почти тысяча страховых организаций с развитой сетью филиалов и агентств. Тем не менее, страховой рынок в нашей стране еще недостаточно развит, что является прямым следствием макроэко­номических процессов, наблюдаемых в реформирующейся эко­номике. К тому же полного осознания населением и руководителями предприятий и организаций необходимости страхования еще не произошло, поэтому спрос на страховые услуги носит фрагментарный характер.

Развитие страхового рынка России за период 2002-2006 гг. характеризуют следующие тенденции и показатели:

1. Устойчивый рост страховых премий, приходящихся на душу населения. Затраты населения на страхование выросли с 2085 рублей в 2002 г. до 4216 рублей в 2006 г., т.е. более, чем в 2 раза.

2. Объем страховых премий увеличился с 300,4 млрд. рублей в 2002 г. до 611 млрд. рублей в 2006 г. (203,4%). Рост объема страховых премий происходил по всем видам страхования, за исключением страхования жизни. Для страхования жизни характерно снижение объема страховых премий со 104 млрд. рублей в 2002 г. до 16 млрд. рублей в 2006 г.

На фоне роста объема страховых премий в абсолютном выражении в период с 2002 г. по 2005 г. наблюдалось снижение темпов роста страховых премий по всем видам страхования с 8,6% до 4%. В 2006 г. прирост поступлений страховых премий по сравнению с 2005 г. составил 22,7%, с учетом уровня инфляции 11,7%.

3. Доля страховых премий в валовом внутреннем продукте (ВВП) в период с 2002 г. по 2006 г. оставалась незначительной и не превысила 3,2%.

4. Доля премий по добровольным видам страхования, в период с 2002 г. по 2006 г. в общем объеме страховых премий снизилась с 79,4% до 56%. В указанный период произошло увеличение доли обязательного страхования в общем объеме страховых премий с 20,6% до 44% соответственно, преимущественно за счет введения в 2003 г. обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

5. Наблюдается снижение числа страховых организаций за период 2003 - 2006 гг. с 1397 до 918. Эта тенденция, связанная с отзывом лицензий у страховщиков органом страхового надзора, позволяет формировать институциональную структуру страхового рынка, приводит к укрупнению страховых организаций, но в тоже время ставит проблему исполнения обязательств по договорам страхования страховщиком после отзыва лицензии. В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30.09.2008 зарегистрировано 814 страховых организаций (для сравнения, на 30.09.2008 – 869 страховых организаций).

6. Совокупный уставный капитал страховых организаций увеличился с 27,3 млрд. рублей в 2001 г. до 155,4 млрд. рублей в 2006 г. При этом совокупный уставный капитал иностранных инвесторов увеличился с 2 млрд. рублей в 2004 г. до 6,6 млрд. рублей в 2006 г..

7. Активы страховых организаций увеличились, к 2007 г. их размер превысил 500 млрд. рублей, что является весьма значительным инвестиционным потенциалом.

Начало международного финансового кризиса и его активное развитие летом 2008 г. негативно отразилось и на страховой отрасли РФ. Так, показатели, характеризующие функционирование страхового рынка РФ за 9 месяцев 2008 г., таковы:

Сегодня трудности развития отечественного страхования многократно усилены экономическим кризисом. В настоящее время стоит задуматься не столько о развитии, сколько о выживании страхового бизнеса.

Кризис, с одной стороны, усугубляет итак достаточно плачевную ситуацию с возможностью получения инвестиционных доходов российскими страховщиками, а, с другой, - серьезно подрывает существующий платежеспособный спрос, являющийся главным источником существования страхового бизнеса и страхования в целом. Это воздействие на спрос характеризуется существенным сокращением доступа к кредитным средствам и возникновением проблемы неплатежей вследствие увеличения общей неопределенности в отношении состояния контрагентов. В итоге не торопятся расставаться с деньгами и пока еще платежеспособные клиенты. Из-за падения покупательской активности могут увеличиться складские запасы производителей товаров потребления, что будет способствовать росту страхового мошенничества.

В свою очередь, в условиях сокращения сборов страховых премий выживание страховщиков возможно только в результате экономии на издержках. Первым шагом к обеспечению этой экономии явилось прошедшее по большинству компаний сокращение штата сотрудников. Поскольку серьезного увеличения производительности труда в краткосрочной перспективе от оставшихся сотрудников ожидать не стоит, то следующим шагом, скорее всего, будет сокращение выплат.

Падение платежеспособного спроса и необходимость снижения издержек должны привести страховщиков к пониманию необходимости изменения подходов к формированию качества и процессу реализации страховых услуг. Страхователь должен изменить свое отношение к страхованию в пользу понимания необходимости его использования в качестве эффективного инструмента борьбы с рисками и оптимизации за счет этого своих издержек. Но это требует от страховщика, часто концентрирующего свое внимание на моменте продажи и игнорирующего дальнейшее профессиональное обслуживание своих клиентов, кропотливой работы и отказа от ожидания «моментальных» результатов.

Кризис потребует от страховщиков большей эффективности при меньших затратах, что достижимо в современных условиях лишь при одном условии – лояльности клиента. А эта лояльность, в свою очередь, достигается при возможности конструктивного диалога со страховщиком на всех этапах подготовки, заключения и реализации договора страхования, включая, конечно, и урегулирование убытков. Чем скорее страховой бизнес придет к осознанию необходимости этих новых подходов ведения бизнеса, тем больше у него шансов выжить в современных непростых условиях и создать предпосылки для послекризисного развития.

План практического занятия:

  1. Участники страховых отношений.

  2. Страховые посредники.

  3. Состояние страхового рынка России.

Вопросы, обсуждаемые на практическом занятии:

  1. Общая характеристика страхового рынка.

  2. Страховые агенты и брокеры.

  3. Посредническая деятельность от имени иностранных страховых организаций.

  4. Совершенствование организации страхового дела в России.

Темы докладов (рефератов):

  1. Роль страхового рынка в развитии национальной экономики.

  2. Формы организации агентских сетей.

  3. Влияние расширения видов обязательного страхования на развитие страхового рынка.

  4. Задачи и формы объединений страховщиков.

  5. Маркетинг в страховании.

  6. Направления исследования страхового рынка в системе маркетинга.

  7. Страховой продукт: понятие, структура и свойство.

  8. Ценовая конкуренция на страховом рынке России.

  9. Организационные и социальные аспекты страхового предпринимательства.

  10. Антимонопольные ограничения страховой деятельности в РФ.

  11. Обобщив имеющуюся в специальной литературе информацию, сформулируйте три наиболее актуальные проблемы развития страхового рынка России. Обоснуйте свою позицию.