1.6. Метод бухгалтерского учета
Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, используемых для организации и ведения бухучета. В его состав включаются типовые элементы:
документация и инвентаризация;
счета и двойная запись;
баланс и отчетность;
оценка и калькуляция.
Кратко охарактеризуем отдельные элементы метода бухгалтерского учета.
Документ – это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.
Документация – это поток документов, обеспечивающих бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение уставной деятельности банка.
Документация выполняет роль импульса, дающего начало движению учетной информации. К учету принимаются только правильно оформленные документы, а именно те, в которых заполнены все реквизиты - обязательные показатели, обеспечивающие им силу закона. Такими реквизитами являются:
наименование документа;
дата составления документа;
номер документа;
подпись;
печать;
краткое содержание банковской операции,
ее количественное и денежное выражение,
подписи лиц, отвечающих за операцию (исполнитель, кассир, контролер).
Первоочередные требования к документам своевременность и полнота их заполнения, представление на проверку и обработку, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за уставной деятельностью банка и активного воздействия на результаты его работы.
Инвентаризация обеспечивает сохранность, полноту и достоверность учетных данных.
Инвентаризация позволяет путем проверки в натуре материальных ценностей, основных и денежных средств, драгоценных металлов, требований и обязательств выявить их фактические состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные средства и ценности, потери, хищения, недостачи, просчеты. При помощи инвентаризации контролируется сохранность любого вида собственности, проверяются полнота и достоверность учетных данных. Количество обязательных инвентаризаций и время их проведения устанавливаются Банком России и дополнительно каждым банком самостоятельно.
Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных банковских операций. На каждый вид средств и их источников (ресурсов) открывается отдельный счет. Различают два вида счетов: активные и пассивные. Название они получили от названия частей баланса, и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета средств банка по их составу и размещению, его расходов; пассивные - для учета источников образования средств (ресурсов) по их целевому назначению, любого вида кредиторской задолженности его доходов. Строение счетов независимо от их вида одинаково – это таблица двусторонней формы. Одна сторона счета (левая) называется дебетом, другая (правая) – кредитом. Для большинства счетов характерно наличие сальдо (остатка) на начало и конец отчетного периода и оборотов.
При одинаковом строении счетов назначение дебета и кредита в активных и пассивных счетах различно, что видно из представленных схем счетов бухгалтерского учета на рисунке 1.6.1.
Сумма каждой банковской операции должна отражаться на счетах дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого счета независимо от их вида, что и называется двойной записью. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение в учете уставной деятельности банка. Кроме того, использование двойной записи имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов оборотов по счетам. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода (в банке ежедневно), когда бухгалтерия подсчитывает суммы оборотов по дебету и кредиту всех видов счетов. Неравенство сумм свидетельствует об ошибке, допущенной бухгалтерией при записи банковских операций по счетам (в банках ежедневный баланс «Операционный день»).
Рис.1.6.1.
Схема активного счета
Дебет | Кредит |
Сн (сальдо, остаток) средства банка на начало отчетного периода | Банковские операции, вызывающие уменьшение средств (-) |
Банковские операции, вызывающие увеличение средств (+) | |
Сумма банковских операций составит оборот по дебету счета за отчетный период | Сумма операций составит оборот по кредиту счета за отчетный период |
Ск (сальдо на конец отчетного периода)=Сн + оборот по дебету – оборот по кредиту |
Схема пассивного счета
Дебет | Кредит |
Банковские операции, вызывающие уменьшение источников средств (-) | Сн (сальдо, остаток) источника (ресурсов) на начало отчетного периода |
Банковские операции, вызывающие увеличение источников средств (+) | |
Сумма операций составит оборот по дебету счета за отчетный период | Сумма банковских операций составит оборот по кредиту счета за отчетный период |
| Ск (сальдо на конец отчетного периода)=Сн + оборот по кредиту – оборот по дебету |
Двойная запись оформляется указанием дебетуемого и кредитуемого счетов на сумму банковской операции, что называется корреспонденцией счетов, или счетной формулой, или бухгалтерской проводкой. Отметим, что информация на активных и пассивных счетах по способу ее обобщения и группировки делится на синтетическую и аналитическую.
Счета синтетического учета предназначены для учета состава и движения средств банка в обобщенном виде и только в денежном выражении. Синтетические счета бывают первого и второго порядка.
Счета аналитического учета открываются в развитие определенного синтетического счета.
Баланс – сгруппированный поток информации о ресурсах и средствах банка или это сгруппированная по счетам таблица о средствах банка (актив) и его ресурсах (пассив).
Баланс (от франц. balance — весы) означает равенство актива и пассива. Таблица баланса состоит из двух частей: актив характеризует состояние (остаток — сумма) и размещение (вложение) средств банка; пассив — состояние (остаток на счетах) ресурсов источников) тех же средств на определенную дату (ежедневно, первое число месяца, квартала, года). Следовательно, денежной сумме источников должно соответствовать денежное вложение средств. То есть при заполнении (сведений) баланса необходимо обязательно добиваться равенства актива и пассива — это будет балансом, равновесием.
Балансом с остатками средств предпочитают пользоваться руководители банка, а бухгалтеры — так называемой сальдово-оборотной ведомостью. Это разновидность баланса, где видны только остатки (сальдо) по балансовым счетам, но и обороты по ним.
Счета в балансе располагаются в порядке возрастания их номеров: первый раздел, второй и т.д.
Банковские балансы относятся к средствам коммерческой информации и отвечают требованиям оперативности, конкретности, солидности (под солидностью понимается достоверность).
Оперативность банковского баланса проявляется в его ежедневном составлении, что в значительной степени гарантирует правильность и достоверность бухучета в банках и связано с ежедневной передачей клиентам вторых экземпляров выписок их лицевых счетов, в которых исключается (или сразу же выявляется) наличие ошибочных записей.
При построении банковских балансов используется принцип группировки счетов по экономически однородным признакам ликвидности, срочности, что обеспечивает конкретность информации. В балансе прослеживается тенденция понижения ликвидности статей по активу и уменьшения степени востребования (срочности востребования) привлеченных средств по пассиву.
Все совершенные за рабочий день операции отражаются в едином балансе банка. С помощью баланса контролируется:
формирование и размещение денежных ресурсов;
состояние кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций;
правильность отражения операций в бухучете.
Таким образом, баланс — основной документ бухучета в банке. Так же, как вышеизложенный баланс, составляется баланс в форме салъдово-оборотной ведомости — сначала идут активные счета (актив баланса), затем пассивные. Кроме исходящего и входящего остатка и обороты по дебету и кредиту, причем, обороты и остатки разделены на рублевые и инвалютные в рублевом эквиваленте.
Однако основной баланс построен иначе — входящие и исходящие остатки по активу и пассиву располагаются в колонках рядом по мере возрастания счетов. Остаток активного счета показан в первой колонке — актив, остаток пассивного — во второй колонке — пассив.
Основной баланс должен отвечать следующим принципам построения:
• составляться по счетам второго порядка;
• по каждому счету второго порядка суммы показываются отдельно в колонках:
- по счетам в рублях;
- по счетам в инвалюте, выраженной в рублевом эквиваленте и в драгметаллах по их балансовой стоимости;
- итого по счету;
• по каждому счету первого порядка, по группе этих счетов, по разделам, по всем счетам выводятся итоги;
• по ряду счетов в балансе показываются суммы по контрсчетам и выводится итог за минусом сумм по контрсчетам, например ссудная задолженность «минус» созданные резервы;
• баланс должен быть читаемый, в заголовке указывается текстом: название банка; дата, на которую баланс составлен;
единица измерения; номера и названия разделов, групп счетов первого порядка, счетов первого, второго порядка, по каким счетам выведены промежуточные итоги; итоговая сумма должна называться балансом;
• в одну строчку должны показываться остатки по дебету и кредиту.
Первичные балансы (банка без филиалов, каждого филиала составляются в рублях и копейках, сводные (консолидированные) — в единицах, указанных для составления отчетности.
Баланс печатается по всем определенным рабочим планам балансовым и внебалансовьм счетам. При отсутствии остатка проставляется один ноль.
Рабочий план счетов — перечень синтетических счетов, выделенных из общего Плана счетов бухучета кредитной организации, утвержденный учетной политикой банка.
Отчетность – освещает уставную деятельность банка, его расходы и доходы. Отчетность обеспечивает информацией, как банк, так и его внешних пользователей (учредители, клиенты, налоговые службы, Банк России).
Оценка – это общегосударственные правила оценки статей баланса: ценные бумаги – подлежат переоценке ежемесячно, иностранная валюта переоценивается ежедневно, основные средства имеют различные виды оценки: первоначальная стоимость, восстановительная стоимость, остаточная стоимость.
Калькуляция – предварительный и текущий учет затрат.
- Содержание
- Рабочая программа дисциплины Пояснительная записка
- Тематический план изучения дисциплины
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. Основы организации работы по ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях
- Тема 1. Сущность и содержание бухгалтерского учета кредитных организаций
- Тема 2. План счетов бухгалтерского учета кредитной организации и его составляющие
- Тема 3. Бухгалтерский учет основной (уставной) деятельности коммерческих банков
- Раздел 2. Бухгалтерский учет банковских операций по расчетно-кассовому обслуживанию
- Тема 4. Организация и учет расчетных операций банков
- Тема 5. Организация и учет межбанковских расчетов в российской федерации
- Тема 6. Организация и порядок учета кассовых операций в банке
- Раздел 3. Бухгалтерский учет банковских операций, приносящих основной доход
- Тема 7. Организация и учет кредитных операций в коммерческих банках
- Тема 8. Организация и порядок учета лизинговых и факторинговых операций банка
- Тема 9. Организация и порядок учёта депозитных операций коммерческих банков
- Тема 10. Организация и порядок учета операций банка с ценными бумагами
- Тема 11. Организация и бухгалтерский учет операций в иностранной валюте
- Раздел 4. Бухгалтерский учет внутрихозяйственных банковских операций
- Тема 12. Организация и порядок учета внутрибанковских операций
- Тема 13. Порядок формирования и учет финансовых результатов деятельности банка
- Тема 14. Финансовая (бухгалтерская) отчетность и аудит в коммерческих банках
- Вопросы для подготовки к практическим занятиям
- Теоретические вопросы
- Практическая работа «операционный день»
- Образцы составления Оборотной ведомости и Лицевого счета
- Коммерческий банк «Прогресс»
- Коммерческий банк «Прогресс» Баланс на начало дня (тыс. Руб.)
- Журнал (перечень) банковских операций за день (тыс. Руб.)
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Дополнительная литература
- Журналы
- 2. Учет расчетов гарантированными аккредитивами отражается следующими проводками:
- 3. По предоставленному межбанковскому кредиту проценты начисляются и зачисляются следующими проводками:
- 4. Учет потребительских кредитов отражается следующими проводками:
- 5. Учет доходов банка отражается следующими проводками:
- 6. Амортизация основных средств отражается следующими проводками:
- 7. Учет начисления дивидендов акционерам банка отражается следующими проводками:
- 8. Нарисовать схему расчетов непокрытыми аккредитивами с соответствующими бухгалтерскими проводками.
- 9. Начисление и уплата процентов по полученным межбанковским кредитам (выбрать правильный ответ):
- 10. В операционное время в банке совершаются следующие операции (выбрать один правильный ответ):
- 11. Учет операций с иностранной валютой.
- 12. Расчеты инкассовыми поручениями:
- 13. Учет операций с ценными бумагами.
- 14. Расчеты чеками в бухгалтерском учете отражаются следующими проводками (выбрать один правильный ответ):
- 15. Учет кредитов, предоставленных юридическим лицам, отражается следующими проводками:
- 16. Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета кредитных организаций.
- 17. Нарисовать схему децентрализованных межбанковских расчетов – расчеты между головным банком и его филиалом - платежными поручениями с соответствующими бухгалтерскими проводками.
- 22. Учет обеспечения по предоставленным и погашенным кредитам юл (вид обеспечения - имущество) отражается следующими проводками (один правильный ответ):
- 23. Учет полученных межбанковских депозитов (открытие и закрытие депозита) отражается следующими проводками:
- 24. Для совершения операций на организованном рынке ценных бумаг коммерческий банк должен получить лицензию, которую выдает следующий регулирующий орган рф:
- 37. Начисление амортизации основных средств отражается следующими проводками:
- 43. Учет операций с ценными бумагами.
- 44. Укажите правильную нумерацию бик ркц в Тюменской области:
- 45. Учет материальных запасов отражается следующими проводками:
- 46. Учет операций с иностранной валютой.
- 47. Нарисовать схему централизованных межбанковских расчетов (Два ркц) платежными поручениями с соответствующими бухгалтерскими проводками.
- 48. Показать правильное строение лицевого счета по расчетному счету (в евро):
- 49. Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета кредитных организаций.
- 50. Отметить виды безналичных расчетов по экономическому содержанию (1 правильный ответ):
- 51. Переоценка валютных средств при повышении курса отражается следующими проводками:
- 52. Учет обеспечения по полученным и погашенным мб кредитам (вид обеспечения - имущество) отражается следующими проводками (один правильный ответ):
- 53. Выдача денежного чека при открытии расчетного счета отражается следующими проводками:
- 54. Котируемые ценные бумаги, приобретаемые с целью получения дохода от реализации, а также цб, которые не предназначены для удержания в портфеле свыше 180 дней (один правильный ответ):
- 1.1. Бухгалтерский учет в банке, его основные задачи
- 1.2. Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета кредитных организаций
- 1.3. Учетная политика кредитной организации
- 1.4. Предмет бухгалтерского учета в банках
- 1.5. Основные принципы бухгалтерского учета в банках
- 1.6. Метод бухгалтерского учета
- Лекция 2. План счетов бухгалтерского учета кредитной организации и его составляющие
- 2.1. Характеристика плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях
- Раздел 2 «Денежные средства и драгоценные металлы».
- 2.2. Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс банка
- 2.3. Аналитический и синтетический учет в банках
- Форма основного лицевого счета
- Форма баланса банка
- 2.4. Техника и формы бухгалтерского учета в банках
- 3.1. Бухгалтерская отчетность коммерческих банков и работа по ее составлению
- 3.2. Организация банковского аудита
- Раздел 1. Основы организации работы по ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях
- План счетов бухгалтерского учета кредитной организации и его составляющие
- 21.05.08
- 22.05.08
- 23.05.08
- 21.05.08
- 22.07.08
- 23.07.08
- 22.05.08
- Организация и учет межбанковских расчетов в российской федерации
- Раздел 3. Бухгалтерский учет банковских операций, приносящих основной доход организация и учет кредитных операций
- Учет межбанковских кредитов
- Организация и порядок учета операций банка с ценными бумагами
- Бухгалтерский учет операций банка в иностранной валюте
- Раздел 4. Бухгалтерский учет внутрихозяйственных банковских операций
- Организация и порядок учета внутрибанковских операций
- Порядок формирования и учет финансовых результатов деятельности банка. Отчетность коммерческого банка.
- Глоссарий
- Бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации