logo
Новая папка (2) / ДКБ / умк документооборот кб

1.6. Метод бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, используемых для организации и ведения бухучета. В его состав включаются типовые элементы:

Кратко охарактеризуем отдельные элементы метода бухгалтерского учета.

Документ – это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.

Документация – это поток документов, обеспечивающих бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение уставной деятельности банка.

Документация выполняет роль импульса, дающего начало движению учетной информации. К учету принимаются только правильно оформленные документы, а именно те, в которых заполнены все реквизиты - обязательные показатели, обеспечивающие им силу закона. Такими реквизитами являются:

Первоочередные требования к документам своевременность и полнота их заполнения, представление на проверку и обработку, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за уставной деятельностью банка и активного воздействия на результаты его работы.

Инвентаризация обеспечивает сохранность, полноту и достоверность учетных данных.

Инвентаризация позволяет путем проверки в натуре материальных ценностей, основных и денежных средств, драгоценных металлов, требований и обязательств выявить их фактические состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные средства и ценности, потери, хищения, недостачи, просчеты. При помощи инвентаризации контролируется сохранность любого вида собственности, проверяются полнота и достоверность учетных данных. Количество обязательных инвентаризаций и время их проведения устанавливаются Банком России и дополнительно каждым банком самостоятельно.

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных банковских операций. На каждый вид средств и их источников (ресурсов) открывается отдельный счет. Различают два вида счетов: активные и пассивные. Название они получили от названия частей баланса, и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета средств банка по их составу и размещению, его расходов; пассивные - для учета источников образования средств (ресурсов) по их целевому назначению, любого вида кредиторской задолженности его доходов. Строение счетов независимо от их вида одинаково – это таблица двусторонней формы. Одна сторона счета (левая) называется дебетом, другая (правая) – кредитом. Для большинства счетов характерно наличие сальдо (остатка) на начало и конец отчетного периода и оборотов.

При одинаковом строении счетов назначение дебета и кредита в активных и пассивных счетах различно, что видно из представленных схем счетов бухгалтерского учета на рисунке 1.6.1.

Сумма каждой банковской операции должна отражаться на счетах дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого счета независимо от их вида, что и называется двойной записью. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение в учете уставной деятельности банка. Кроме того, использование двойной записи имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов оборотов по счетам. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода (в банке ежедневно), когда бухгалтерия подсчитывает суммы оборотов по дебету и кредиту всех видов счетов. Неравенство сумм свидетельствует об ошибке, допущенной бухгалтерией при записи банковских операций по счетам (в банках ежедневный баланс «Операционный день»).

Рис.1.6.1.

Схема активного счета

Дебет

Кредит

Сн (сальдо, остаток) средства банка на начало отчетного периода

Банковские операции, вызывающие уменьшение средств (-)

Банковские операции, вызывающие увеличение средств (+)

Сумма банковских операций составит оборот по дебету счета за отчетный период

Сумма операций составит оборот по кредиту счета за отчетный период

Ск (сальдо на конец отчетного периода)=Сн + оборот по дебету – оборот по кредиту

Схема пассивного счета

Дебет

Кредит

Банковские операции, вызывающие уменьшение источников средств (-)

Сн (сальдо, остаток) источника (ресурсов) на начало отчетного периода

Банковские операции, вызывающие увеличение источников средств (+)

Сумма операций составит оборот по дебету счета за отчетный период

Сумма банковских операций составит оборот по кредиту счета за отчетный

период

Ск (сальдо на конец отчетного периода)=Сн + оборот по кредиту – оборот по дебету

Двойная запись оформляется указанием дебетуемого и кредитуемого счетов на сумму банковской операции, что называется корреспонденцией счетов, или счетной формулой, или бухгалтерской проводкой. Отметим, что информация на активных и пассивных счетах по способу ее обобщения и группировки делится на синтетическую и аналитическую.

Счета синтетического учета предназначены для учета состава и движения средств банка в обобщенном виде и только в денежном выражении. Синтетические счета бывают первого и второго порядка.

Счета аналитического учета открываются в развитие определенного синтетического счета.

Баланс – сгруппированный поток информации о ресурсах и средствах банка или это сгруппированная по счетам таблица о средствах банка (актив) и его ресурсах (пассив).

Баланс (от франц. balance — весы) означает равенство актива и пассива. Таблица баланса состоит из двух частей: актив характеризует состояние (остаток — сумма) и размещение (вложение) средств банка; пассив — состояние (остаток на счетах) ресурсов источников) тех же средств на определенную дату (ежедневно, первое число месяца, квартала, года). Следовательно, денежной сумме источников должно соответствовать денежное вложение средств. То есть при заполнении (сведений) баланса необходимо обязательно добиваться равенства актива и пассива — это будет балансом, равновесием.

Балансом с остатками средств предпочитают пользоваться руководители банка, а бухгалтеры — так называемой сальдово-оборотной ведомостью. Это разновидность баланса, где видны только остатки (сальдо) по балансовым счетам, но и обороты по ним.

Счета в балансе располагаются в порядке возрастания их номеров: первый раздел, второй и т.д.

Банковские балансы относятся к средствам коммерческой информации и отвечают требованиям оперативности, конкретности, солидности (под солидностью понимается достоверность).

Оперативность банковского баланса проявляется в его ежедневном составлении, что в значительной степени гарантирует правильность и достоверность бухучета в банках и связано с ежедневной передачей клиентам вторых экземпляров выписок их лицевых счетов, в которых исключается (или сразу же выявляется) наличие ошибочных записей.

При построении банковских балансов используется принцип группировки счетов по экономически однородным признакам ликвидности, срочности, что обеспечивает конкретность информации. В балансе прослеживается тенденция понижения ликвидности статей по активу и уменьшения степени востребования (срочности востребования) привлеченных средств по пассиву.

Все совершенные за рабочий день операции отражаются в едином балансе банка. С помощью баланса контролируется:

Таким образом, баланс — основной документ бухучета в банке. Так же, как вышеизложенный баланс, составляется баланс в форме салъдово-оборотной ведомости — сначала идут активные счета (актив баланса), затем пассивные. Кроме исходящего и входящего остатка и обороты по дебету и кредиту, причем, обороты и остатки разделены на рублевые и инвалютные в рублевом эквиваленте.

Однако основной баланс построен иначе — входящие и исходящие остатки по активу и пассиву располагаются в колонках рядом по мере возрастания счетов. Остаток активного счета по­казан в первой колонке — актив, остаток пассивного — во второй колонке — пассив.

Основной баланс должен отвечать следующим принципам построения:

• составляться по счетам второго порядка;

• по каждому счету второго порядка суммы показываются от­дельно в колонках:

- по счетам в рублях;

- по счетам в инвалюте, выраженной в рублевом эквивален­те и в драгметаллах по их балансовой стоимости;

- итого по счету;

• по каждому счету первого порядка, по группе этих счетов, по разделам, по всем счетам выводятся итоги;

• по ряду счетов в балансе показываются суммы по контрсчетам и выводится итог за минусом сумм по контрсчетам, на­пример ссудная задолженность «минус» созданные резервы;

• баланс должен быть читаемый, в заголовке указывается тек­стом: название банка; дата, на которую баланс составлен;

единица измерения; номера и названия разделов, групп счетов первого порядка, счетов первого, второго порядка, по ка­ким счетам выведены промежуточные итоги; итоговая сумма должна называться балансом;

• в одну строчку должны показываться остатки по дебету и кредиту.

Первичные балансы (банка без филиалов, каждого филиала составляются в рублях и копейках, сводные (консолидированные) — в единицах, указанных для составления отчетности.

Баланс печатается по всем определенным рабочим планам балансовым и внебалансовьм счетам. При отсутствии остатка проставляется один ноль.

Рабочий план счетов — перечень синтетических счетов, выделенных из общего Плана счетов бухучета кредитной организации, утвержденный учетной политикой банка.

Отчетность – освещает уставную деятельность банка, его расходы и доходы. Отчетность обеспечивает информацией, как банк, так и его внешних пользователей (учредители, клиенты, налоговые службы, Банк России).

Оценка – это общегосударственные правила оценки статей баланса: ценные бумаги – подлежат переоценке ежемесячно, иностранная валюта переоценивается ежедневно, основные средства имеют различные виды оценки: первоначальная стоимость, восстановительная стоимость, остаточная стоимость.

Калькуляция – предварительный и текущий учет затрат.