logo
Едалова Екатерина

1.4 Обзор состояния рынка долгосрочного страхования жизни

Во всех развитых странах сегмент страхования жизни часто составляет основную часть страхового рынка (на его долю приходится от 40% до 80% от общей страховой премии). Как и прежде, доля страхования жизни на российском рынке несопоставимо меньше, чем в других странах с развитой рыночной экономикой. Причины – низкая страховая культура населения вкупе с недоверием к финансовым институтам в целом и страховому рынку в частности, а также недостаточная активность самих страховщиков, предпочитавших использовать вывеску «страхование жизни» для осуществления финансовых схем. В 2009 году доля страхования жизни в российском ВВП составила 0,1%. Российскими страховщиками было собрано всего 397 рублей на душу населения. В таблице 1.1 показана характеристика страхования жизни в разных странах. Если взять страны Запада, то там уже в 2009 году доля рынка страхования жизни была представлена куда более значимыми цифрами: 51% - в Польше, 41% - в Чехии, 15% - в Болгарии. В Японии страхование жизни занимает 78% рынка, или 330,7 млрд долл. США; в Великобритании – 75%, или 349,7 млрд долл. США; во Франции – 70%, или 187 млрд долл. США [9 c. 34].

Таблица 1.1 - Характеристика страхования жизни в зарубежных странах на 2009 г

Страна

Взносы по страхованию жизни, млн. долл.

Доля взносов по страхованию жизни в ВВП, %

Взносы страхования жизни на душу населения, долл.

Бразилия

13699

1.3

72.5

Великобритания

311691

13.1

5139.6

Германия

94911

3.1

2 840,8

Индия

37220

4.1

33.2

Китай

45092

1.7

34.1

Польша

5793

1.7

150.5

Чехия

2083

1.5

204.1

Франция

177902

7.9

2 922,5

Сегмент долгосрочного страхования жизни отличается повышенной концентрацией. К началу 2011 года 10 крупнейших компаний, работающих в этой сфере, контролировали более 75% рынка (таблица 1.2).

Таблица 1.2 – Концентрация рынка долгосрочного страхования жизни

2010 год

Страховые взносы, млрд. рублей

Доля на рынке в целом, %

2011 год

Страховые взносы, млрд. рублей

Доля на рынке в целом, %

Первые 5 компаний

8.7

54.21

14.3

63.63

Первые 10 компаний

11.3

70.67

17

75.31

Первые 25 компаний

13.7

85.85

20.7

91.61

Первые 50 компаний

15.3

95.58

22.1

98.22

На рынке страхования жизни можно выделить несколько типов игроков. Первый тип – дочерние компании кэптивных страховщиков, в основном занимающиеся корпоративным страхованием жизни. Основным их конкурентным преимуществом является значительная и лояльная клиентская база, за счет которой они занимают лидирующие позиции по размерным показателям.

Второй тип – это дочерние компании крупных универсальных страховщиков федерального уровня. Их сильными сторонами являются большая и хорошо развитая агентская сеть и высокая узнаваемость бренда, на основе которых они смогут построить эффективные продажи полисов по страхованию жизни как физическим, так и юридическим лицам.

К третьей группе страховщиков жизни можно отнести дочерние компании известных иностранных страховых компаний. Эти компании за счет своей высокой репутации и надежности, а также эффективной организации деятельности могут в долгосрочной перспективе стать лидерами российского рынка страхования жизни.

К четвертой, «вымирающей» группе, относятся компании, занимающиеся предоставлением услуг по налоговой оптимизации. Число таких компаний стремительно сокращается, и в скором времени их доля на рынке станет минимальной [14 c. 75].

Таблица 1.3 – Динамика страховых взносов по различным сегментам рынка страхования жизни в России, млрд. рублей

2009 год

2010 год

2011 год

Общий объем премий по страхованию жизни

25.3

16

22.5

Кэптивное страхование жизни

4

5.4

7.7

Страхование жизни заемщиков

1

3

6.5

Розничное страхование жизни

1.1

3.6

5.9

Схемные операции в страховании жизни

19.2

4

2.4

Анализ таблицы 1.3 показывает, что рынок долгосрочного страхования жизни развивается несбалансированно. К началу 2010 года основу рынка формировали дочерние компании транснациональных страховщиков, бизнес которых ориентирован на корпоративных клиентов, а также крупные кэптивные компании, работающие с материнскими структурами по корпоративным программам. Позиции дочерних компаний лидеров non-life рынка были несильны – их клиентская база не могла вырасти внезапно. Поэтому розничный сегмент, который в идеале должен составлять фундамент и большую часть добровольного страхования жизни, уступал в объемах корпоративному страхованию.

Для динамики структуры рынка страхования жизни характерен рост доли розничного страхования жизни, а также увеличение удельного веса страхования жизни заемщиков. Соответственно, доля кэптивного страхования жизни в общей структуре рынка постепенно снижается [19].