1.4 Обзор состояния рынка долгосрочного страхования жизни
Во всех развитых странах сегмент страхования жизни часто составляет основную часть страхового рынка (на его долю приходится от 40% до 80% от общей страховой премии). Как и прежде, доля страхования жизни на российском рынке несопоставимо меньше, чем в других странах с развитой рыночной экономикой. Причины – низкая страховая культура населения вкупе с недоверием к финансовым институтам в целом и страховому рынку в частности, а также недостаточная активность самих страховщиков, предпочитавших использовать вывеску «страхование жизни» для осуществления финансовых схем. В 2009 году доля страхования жизни в российском ВВП составила 0,1%. Российскими страховщиками было собрано всего 397 рублей на душу населения. В таблице 1.1 показана характеристика страхования жизни в разных странах. Если взять страны Запада, то там уже в 2009 году доля рынка страхования жизни была представлена куда более значимыми цифрами: 51% - в Польше, 41% - в Чехии, 15% - в Болгарии. В Японии страхование жизни занимает 78% рынка, или 330,7 млрд долл. США; в Великобритании – 75%, или 349,7 млрд долл. США; во Франции – 70%, или 187 млрд долл. США [9 c. 34].
Таблица 1.1 - Характеристика страхования жизни в зарубежных странах на 2009 г
Страна | Взносы по страхованию жизни, млн. долл. | Доля взносов по страхованию жизни в ВВП, % | Взносы страхования жизни на душу населения, долл. |
Бразилия | 13699 | 1.3 | 72.5 |
Великобритания | 311691 | 13.1 | 5139.6 |
Германия | 94911 | 3.1 | 2 840,8 |
Индия | 37220 | 4.1 | 33.2 |
Китай | 45092 | 1.7 | 34.1 |
Польша | 5793 | 1.7 | 150.5 |
Чехия | 2083 | 1.5 | 204.1 |
Франция | 177902 | 7.9 | 2 922,5 |
Сегмент долгосрочного страхования жизни отличается повышенной концентрацией. К началу 2011 года 10 крупнейших компаний, работающих в этой сфере, контролировали более 75% рынка (таблица 1.2).
Таблица 1.2 – Концентрация рынка долгосрочного страхования жизни
| 2010 год Страховые взносы, млрд. рублей | Доля на рынке в целом, % | 2011 год Страховые взносы, млрд. рублей | Доля на рынке в целом, % |
Первые 5 компаний | 8.7 | 54.21 | 14.3 | 63.63 |
Первые 10 компаний | 11.3 | 70.67 | 17 | 75.31 |
Первые 25 компаний | 13.7 | 85.85 | 20.7 | 91.61 |
Первые 50 компаний | 15.3 | 95.58 | 22.1 | 98.22 |
На рынке страхования жизни можно выделить несколько типов игроков. Первый тип – дочерние компании кэптивных страховщиков, в основном занимающиеся корпоративным страхованием жизни. Основным их конкурентным преимуществом является значительная и лояльная клиентская база, за счет которой они занимают лидирующие позиции по размерным показателям.
Второй тип – это дочерние компании крупных универсальных страховщиков федерального уровня. Их сильными сторонами являются большая и хорошо развитая агентская сеть и высокая узнаваемость бренда, на основе которых они смогут построить эффективные продажи полисов по страхованию жизни как физическим, так и юридическим лицам.
К третьей группе страховщиков жизни можно отнести дочерние компании известных иностранных страховых компаний. Эти компании за счет своей высокой репутации и надежности, а также эффективной организации деятельности могут в долгосрочной перспективе стать лидерами российского рынка страхования жизни.
К четвертой, «вымирающей» группе, относятся компании, занимающиеся предоставлением услуг по налоговой оптимизации. Число таких компаний стремительно сокращается, и в скором времени их доля на рынке станет минимальной [14 c. 75].
Таблица 1.3 – Динамика страховых взносов по различным сегментам рынка страхования жизни в России, млрд. рублей
| 2009 год | 2010 год | 2011 год |
Общий объем премий по страхованию жизни | 25.3 | 16 | 22.5 |
Кэптивное страхование жизни | 4 | 5.4 | 7.7 |
Страхование жизни заемщиков | 1 | 3 | 6.5 |
Розничное страхование жизни | 1.1 | 3.6 | 5.9 |
Схемные операции в страховании жизни | 19.2 | 4 | 2.4 |
Анализ таблицы 1.3 показывает, что рынок долгосрочного страхования жизни развивается несбалансированно. К началу 2010 года основу рынка формировали дочерние компании транснациональных страховщиков, бизнес которых ориентирован на корпоративных клиентов, а также крупные кэптивные компании, работающие с материнскими структурами по корпоративным программам. Позиции дочерних компаний лидеров non-life рынка были несильны – их клиентская база не могла вырасти внезапно. Поэтому розничный сегмент, который в идеале должен составлять фундамент и большую часть добровольного страхования жизни, уступал в объемах корпоративному страхованию.
Для динамики структуры рынка страхования жизни характерен рост доли розничного страхования жизни, а также увеличение удельного веса страхования жизни заемщиков. Соответственно, доля кэптивного страхования жизни в общей структуре рынка постепенно снижается [19].
- 36 Оглавление
- Введение
- 1 Теоретические основы долгосрочного страхования жизни
- 1.1 Сущность и виды долгосрочного страхования жизни
- 1.2 История страхования жизни
- 1.3 Правовое регулирование страховой деятельности
- 1.4 Обзор состояния рынка долгосрочного страхования жизни
- 2 Исследование долгосрочного страхования жизни на примере ооо «Росгосстрах»
- 2.1 Общая характеристика и анализ хозяйственной деятельности ооо «Росгосстрах»
- 2.2 Конкуренты и планы будущей деятельности ооо «Росгосстрах»
- 3 Проблемы и перспективы развития долгосрочного страхования жизни в России
- 3.1 Проблемы на российском рынке страхования. Пути решения проблем
- 3.2 Перспективы развития долгосрочного страхования в России на 2020 год
- 3.3 Перспективы страхования долгосрочного страхования жизни к 2050 году
- Список использованной литературы