logo
Диплом Дарья

1.2 Организационные аспекты кредитования юридических лиц в коммерческом банке

Организационный аспект работы с заемщиком заключается в организации проведения его предварительной проверки. Именно объем и качество такой проверки в значительной степени гарантируют обоснованность выдачи кредита юридическому лицу, а также обеспечивают минимизацию кредитных рисков.

Для получения кредита в банке необходимо представить правильно заполненную кредитную заявку и приложения к ней [26, С.165]. Оценка кредитных заявок происходит по трем основным направлениям: обеспечение, работа заемщика и его группы по счетам в банке, финансовое положение и кредитная история заемщика и его поручителей.

К основным документам, прилагаемым к заявке на выдачу кредита в кредитную организацию юридическими лицами - заемщиками (залогодателями, поручителями), относятся следующие [31, С. 15-16]:

1. График ожидаемых поступлений и прибыли организации от всей деятельности (по форме).

2. Кредитная история, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности (по форме).

3. Технико-экономическое задание, выполненное согласно требованиям банка.

4. Свидетельство о государственной регистрации, свидетельство(а) о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство о внесении записи в этот реестр (для юридического лица, зарегистрированного до 1 июля 2002 г.), устав (положение) с отметкой регистрирующего органа, документ об утверждении устава участниками (протокол или решение), изменения к учредительным документам юридического лица (если таковые были), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц на текущую дату [38].

5. Для ЗАО, ОАО и т.п. - документ, подтверждающий факт регистрации акций в ФКЦБ России (решение о выпуске, отчет об итогах выпуска, уведомление о государственной регистрации выпуска, выписка из реестра акционеров) [3].

6. Решение учредителей (совета директоров, акционеров) об избрании генерального директора, приказы о назначениях (вступлении в должность) генерального директора и главного бухгалтера, карточка с образцами подписей уполномоченных лиц.

7. Ксерокопии паспортов генерального директора (руководителя), главного бухгалтера, учредителей (все страницы с записями).

8. Лицензия на осуществление деятельности (если деятельность лицензируется).

9. Договоры аренды офиса, складских помещений с приложением плана расположения площадей либо свидетельство(а) о праве собственности (если помещения находятся в собственности).

10. Баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложения к балансу (форма № 5), целевое использование полученных средств (форма № 6) как за прошедший год, так и за последний квартал, расшифровки статей баланса: основные средства; производственные запасы; готовая продукция; товары; прочие запасы и затраты; дебиторы и кредиторы (по наиболее крупным суммам).

11. Справки из обслуживающих банков о кредиторской (кредитной) задолженности организации и выписки по расчетным счетам за последние 6 месяцев помесячно с указанием контрагента и назначения платежа.

12. Копии существующих кредитных договоров (договоров займа) и договоров залога к ним.

13. Документы, характеризующие объект кредитования (для инвестиционных проектов).

14. Типовые договоры на покупку и продажу приобретаемого товара (услуг) или предложения продавца и покупателей (с условиями поставки и ценой).

15. Правоустанавливающие документы на предлагаемое в обеспечение имущество (товар).

Для принятия решения о кредитовании банк вправе запросить дополнительную информацию, а также документы, необходимые для подтверждения полученной информации.

Заемные средства предоставляются в удобной для клиента форме.

Организационная работа по проверке заемщика юридического лица включает несколько этапов [28, С. 357].

Во-первых, - этап рассмотрения конкретного проекта. Неустойчивость экономической ситуации требует от банков особой осторожности и опыта оценки кредитоспособности клиента, объекта кредитования и надежности обеспечения, качества залога и гарантии.

Аналитическая часть этого этапа представляет собой весьма ответственную задачу. В российских банках решение этой задачи, как правило, возлагается на кредитный отдел.

В отдельных банках выделяются специальные аналитические подразделения, функцией которых стала всесторонняя оценка кредитуемого мероприятия. Заключение о возможности кредитования дается работнику, курирующему обслуживание данного клиента [40].

В этом случае вся подготовительная работа возлагается на экономиста банка - он ведет предварительные переговоры, рассматривает представленную в банк документацию, готовит письменное заключение о возможности и условиях кредитования данного проекта, выписывает специальное распоряжение о выдаче кредита, собирает необходимые разрешительные подписи на кредитных документах и т.д. - в общем, выполняет всю аналитическую, техническую и организационную работу по соответствующему кредитному проекту.

В небольших банках вся эта работа обычно концентрируется в кредитном отделе.

Довольно распространенной формой работы на данной предварительной стадии является принятие решений о кредитовании клиентов в пределах определенной компетенции работников банка.

Крупные кредиты, как правило, рассматриваются в кредитном комитете. К его заседанию прорабатываются все экономические и юридические вопросы, принимается окончательное решение по рассмотренному вопросу, отрабатываются конкретные условия кредитования, даются заключения подразделений банка, ответственных за проверку заемщиков юридических лиц – таковыми являются юридическое подразделение, подразделение безопасности банка и кредитное.

Кредитная организация, как правило, своими внутренними регламентирующими документами определяет порядок взаимодействия сотрудников юридического и кредитующего подразделений при сборе и анализе документов для выдачи кредита юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Практика показывает, что наиболее оптимальной является такая схема взаимоотношений, при которой кредитное подразделение банка на основании бухгалтерского баланса организации-заемщика определяет размер сделки (взаимосвязанных сделок), сколько процентов составляет сделка по кредиту (залогу, поручительству) от балансовой стоимости активов общества [41].

При этом сотрудник кредитного подразделения, представляющий документы в юридическое подразделение, несет ответственность за достоверность сведений, указанных в справке, правильность определения размера сделки (взаимосвязанных сделок). Одновременно сотрудник юридического подразделения в соответствии с требованиями действующего законодательства в зависимости от размера сделки запрашивает у заемщика (залогодателя, поручителя) решение соответствующего органа управления.

При кредитовании юридических лиц и анализе представляемых в кредитную организацию документов первостепенное значение имеет анализ юридической службой протоколов компетентных органов по одобрению заключаемых сделок.

Содержание протокола об одобрении сделки зависит от вида сделки (крупная сделка или сделка с заинтересованностью).

Одновременно с проверкой юридической службой пакета правовых документов и написание заключения, работу по тщательному изучению потенциального заемщика юридического лица проводит служба безопасности банка. Как правила, проверка ограничивается получением информации из официальных источников относительно существования данного юридического лица на момент проверки, не возбуждена ли в отношении заемщика какая-либо процедура банкротства, проверяется также единоличный исполнительный орган общества на предмет отсутствия непогашенных обязательств перед банком и его право- и дееспособность. Также в некоторых банках проверка включает анализ связанных с данным юридическим лицом обществ, где учредителями выступают одни и те же граждане и юридические лица [30, С. 37].

Вслед за подготовительным этапом наступает этап оформления кредитной документации. Работники банка оформляют кредитный договор, выписывают распоряжение по банку о выдаче кредита, заводят специальное досье на клиента-заемщика.

На этапе использования кредита осуществляется контроль за кредитными операциями: соблюдением лимита кредитования (кредитной линии), целевым использованием кредита, уплатой ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата кредитов.

На данном этапе не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента. При необходимости проводятся переговоры с клиентом, уточняются условия и сроки кредитования.

Таким образом, в процессе кредитования юридических лиц важную роль играет проведение полноценного анализа заемщика на стадии оформления кредитной заявки, проверка правоспособности юридического лица и его исполнительных органов, проведение мероприятий по выявлению негативной информации в отношении потенциального заемщика и самое главное – проверка платежеспособности, поскольку от этих мероприятий зависит возврат кредита в полном объеме и в сроки.