logo
ekzmen (1)

35. Информационное обеспечение автоматизированных информационных технологий в банке

Проектирование и функционирование АБС основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения методов общей теории систем, системного проектирования, теории информации и других наук, позволяющих обеспечить необходимую надежность эксплуатации, совместимость и взаимодействие информационных систем различных экономических объектов, экономить труд, время, денежные средства на проектирование и внедрение АБС в практику.

Информационное обеспечение (ИО) АБС представляет собой информационную модель банка. Различают внемашинное и внутримашинное ИО:

-внемашинное - это вся совокупность информации в банке, включая системы показателей, методы классификации и кодирования элементов информации, документов, документооборота информационных потоков;

-внутримашинное - это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию, по назначению и специальным образом организованных массивов (файлов), БД и их информационных связей.

Современные системы банковских связей складываются и показателей видов банковских услуг и банковской деятельности, которые отражают расчетно-кассовый, кредитный, депозитный, бухгалтерский, нормативный, законодательный, фондовый, инвестиционный и другие аспекты функционирования банка.

С помощью аналитических и сводных показателей анализируются структура активов и пассивов, доходов и расходов, денежных потоков по активным и пассивным операциям, ликвидность и финансовая устойчивость банка и т.п. Показатели банковской деятельности характеризуют соотношения депозитов, кредитов, собственных и привлеченных средств, долю межбанковских операций в общем объеме ресурсов и вложений, определяют удельный вес и значимость тех или иных операций, что позволяет выявлять возможность повышения прибыльности и конкурентоспособности банка

Значительную долю внемашинного ИО составляет документация. При разработке внемашинного ИО к документам, как наиболее распространенным носителям исходной и результативной информации, предъявляется ряд требований по их форме, содержанию, порядку заполнения. Единство требований создает унифицированную систему документации. Унифицированные типовые документы в банковской системы повышают эффективность автоматизации. К таким документам относятся платежные поручения, чеки, кассовые ордера, банковские выписки и другие. Унифицированные формы документов вырабатываются для всей территории РФ, утверждаются Министерством финансов РФ и ЦБ

Современные АБС предоставляют получения информации в различных формах: в виде печатных документов, экранных форм, на машинных носителях; она может быть представлена в текстовом, табличном и графическом виде. ПЭВМ располагают набором готовых форм первичной и результативной информации или удобными средствами их формирования и компоновки. Существует прикладной пакет программных средств общего назначения для работы с документами табличного типа или представления информации в табличной форме. АБС разрабатываются с использованием таких программных продуктов, которые имеют разнообразные версии и могут носить встроенный характер.

Внутримашинное ИО формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей банковской системы.

Оно включает все виды специально организованной на машинных носителях информации для восприятия, передачи, обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде файлов, БД, банков данных (БнД)

Современные банковские технологии работают только с БД. Существуют различные инструментальные программные средства как для проектирования, так и для управления и поддержания БД - это, прежде всего, СУБД. В зависимости от выполняемых функций их спектр может включать как простые, так и сложные разработки.

К внутримашинному ИО банковских систем предъявляется ряд требований. Рассмотрим наиболее важные из них

Система должна предоставлять возможность экспорта (импорта) данных в текстовом и DBF - форматах, что позволяет обмениваться информацией со специальными программами, электронными таблицами и т.д., а экспортируемый из системы документ может быть послан по электронной почте.

Внутримашинное ИО банковских систем должно реализовываться в режиме реального масштаба времени, при котором изменение в данных. произведенные одним пользователем, сразу должны становиться доступными остальным пользователям системы. Следует отметить, что действительный режим реального времени обеспечивают только системы, использующие сетевую СУБД, основанную на архитектуре сервера БД (' Clarion ', ' Oracle '...), а при использовании СУБД, основанной на модели 'файл - сервер ' (Clipper, dBase...) режим реального времени эмитируется.

В настоящее время наиболее распространенной СУБД является ' Btrieve Tecors Manager ' фирмы NOVELL. Программный продукт ' Btrieve ' является частью ОС Net Ware и позволяет эффективно и надежно использовать ресурсы банковской системы. Среди набора возможностей ' Btrieve ' отметим основные:

-реализация модели взаимодействия клиент - сервер, обеспечивающей высокую производительность при многопользовательском доступе к данным;

-интерфейс с различными языками программирования (C, Pascal, Assembler и другие);

-управление файлами размером до 4 Гбайт;

-обработка трансакций, позволяющая выполнять логически связанные изменения в различных файлах;

-системное журналирование всех изменений в файлах;

-мониторинг использования системных ресурсов.

Альтернативный подход состоит в использовании в качестве основы для построения банковских систем распределенной переносимой реляционной СУБД ' Oracle '.В ней обеспечиваются надежные методы хранения и обработки данных , защита от сбоев и несанкционированного доступа, эффективная работа в многопользовательской среде и во всех популярных сетях, высокая производительность. Прикладные системы, созданные на базе СУБД'Oracle',одинаково эффективно функционируют на всех типах ЭВМ: персональных, мини- и больших ЭВМ и лишены недостатков, присущих многим другим СУБД на ПЭВМ. Ввиду полной переносимости прикладных систем сохраняются все вложения в их разработку. Не требуется персонала, а закупка нового оборудования не приводит к полному отказу от старого, ибо последнее может использоваться параллельно с новым. Недостатком СУБД 'Oracle ' является достаточно высокая стоимость, поэтому система доступна, как правило, крупным и средним банкам.

36. Электронные банковские технологииВ банковской сфере применение компьютерных технологий наиболее эффективно. Компьютеры в банках впервые стали использоваться в конце 50-х гг. в США. В 1959 г. водном из отделений Bank of America начала работать первая в мире полностью автоматизированная электронная установка для обработки чеков и ведения текущих счетов. Первые автоматизированные теллер-ные машины были введены также в США в 1970 г.В настоящее время сложилась трехуровневая система банковских электронных услуг:

— «розничные» банковские электронные услуги;

— оптовые банковские электронные услуги;

— автоматические расчетные палаты.

К «розничным» электронным услугам относятся:

— использование пластиковых карт;

— использование банкоматов и других устройств самообслуживания клиентов;

— системы расчетов в торговых точках;

— обслуживание клиентов на дому и в офисе;

— услуги, связанные с обработкой и хранением денежных документов.

О «розничных» электронных услугах будет рассказано в следующем параграфе. Оптовые банковские услуги предусматривают перевод денежных средств, управление денежными операциями и их контроль.Автоматические расчетные палаты (АРП) — это специальные организации, которые создают коммерческие банки для проведения сделок между клиентами с применением электронных средств. АРП выполняют такие же функции, что и обычная расчетная палата. Однако безналичные взаимные расчеты между финансовыми учреждениями определенного региона осуществляются здесь в автоматизированном режиме и вся информация о платежах поступает в форме, подготовленной для ввода в ЭВМ.

Огромная роль в совершенствовании управления банковской деятельностью принадлежит системе автоматизации банка. Автоматизация имеет большое значение для следующих видов банковской деятельности:

— разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг (банковские карточки, банкоматы, системы «Банк-Клиент» и проч.);

321— создание банковских технологий для выполнения операций (системы связи, программное обеспечение и т.д.);

— повышение качества банковских продуктов и услуг;

— повышение производительности труда: снижение затрат на единицу банковских продуктов и услуг, уменьшение затрат на одного банковского служащего.

В последнее время в своей работе банки стали активно, использовать средства мультимедиа.

Мультимедиа — это интерактивная технология, обеспечивающая работу с неподвижными изображениями, видеоизобра­жениями, анимацией, текстом и звуковым рядом. Данная видеосистема позволяет клиентам общаться с представителями банка по телефонному каналу, при этом наблюдение за клиентом осуществляется с помощью экрана в режиме реального времени.

К новейшим банковским технологиям относятся следующие:

— технология вычислений в архитектуре «клиент-сервер»;

— интерактивные технологии и обслуживание на дому с помощью персонального компьютера, телефона с дисплеем или интерактивного телевидения;

— интеллектуальные (электронные) карточки;

— обработка изображений платежных чеков.

Кроме того, банки используют системы распознавания голоса, которые применяются в автоматизированных системах ин­формационных услуг. С их помощью устное обращение можно вести не по телефону, а с помощью компьютера. К новым банковским электронным услугам относятся также информационное обслуживание и выполнение заказов на обработку экономической и финансовой информации на ЭВМ.

Механизм реализации функций банка посредством трансформации финансовых потоков в инвестиционные на этапе их передачи путем использования технологических возможностей сети Интернет получил название интернет-банкинга. При этом устраняются пространственные и временные границы на пути продвижения финансовых потоков, трансформированных в информационные. При помощи интернет-банкинга коммерческие банки наиболее часто предлагают следующие услуги:

— открытие и ведение банковских счетов;

— осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц;

— купля-продажа иностранной валюты;

— привлечение денежных средств.

322

С помощью Интернета банки также проводят операции по размещению привлеченных средств.

Чем же привлекает клиентов интернет-банкинг? Прежде всего возможностью стать клиентом банка находящегося в дру­гом регионе. Кроме того, с помощью интернет-банкинга операции проводятся 24 часа в сутки 7 дней в неделю и с высокой скоростью осуществления; снижается уровень комиссионных; повышается качество предоставляемой банками информации.

Для осуществления деятельности с помощью интернет-банкинга банк должен иметь свой сайт в сети Интернет. При этом сайты подразделяются на три категории:

— информационные — размещается маркетинговая информация о продуктах и услугах банка;

— коммуникационные — дополнительно к информационным услугам допускается связь клиента с банком посредством переписки по электронной почте; платежные документы клиента в электронном виде пересылаются в банк, который в тот же день проводит операции и направляет клиенту отчет; защита информации обеспечивается паролями и электронной подписью;

— операционные — позволяют клиенту (в основном физическим лицам (выполнять трансакции в режиме «on — line», включая оплату счетов, конверсионные операции, размещение средств во вклады и другие операции; предполагают передачу конфиденциальной информации непосредственно в операционный день банка и требуют повышенных мер безопасности.

Масштабы использования интернет-банкинга в России можно оценить лишь приблизительно, поскольку отсутствует реги­страционный или уведомленный порядок для банков, которые оказывают услуги с помощью этого механизма.

Среди банков, которые имеют информационные сайты, около 95% оказывают услуги с помощью системы «клиент-банк». При этом сайты этих банков можно отнести к коммуникационным.

По последним данным, в Москве интернет-банкинг используют 58 банков, в Екатеринбурге — 6, в Санкт-Петербурге — 4, Красноярске и Челябинске — по 3. Всего по России — 99 банков.1