logo
60-69

Вопрос 67. Прибыль предприятия: сущность, функции, виды.

Определение прибыли. Прибыль в условиях коммерческого (хозяйственного) расчета предприятия. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

Чистая (не распределенная) прибыль как финансовый источник осуществления дивидендной и инвестиционной политики предприятия.

Основные направления распределения балансовой прибыли предприятия.

СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ, ЕЕ СТРУКТУРА

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех прибылей — валовая прибыль предприятия. Основными составными элементами валовой прибыли являются: 1) прибыль от реализации продукции (работ, услуг); 2) прибыль от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия; 3) финансовые результаты от внереализационных операций. Прибыль зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке — следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Затраты на производство продукции — издержки производства. Они возрастают или снижаются в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники и др. Функции прибыли: 1) прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия; 2) прибыль обладает стимулирующей функцией (т. к. является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия); 3) прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Основные источники получения прибыли: 1) образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта; 2) связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к меняющейся конъюнктуре; 3) проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное совершенствование технологии, рост объемов реализации и увеличение прибыли. Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Валовая прибыль за вычетом всех налогов, полученная от различных форм хозяйственной деятельности, называется чистой прибылью, которая остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.