3.3 Перспективы Российского Private Banking
Несмотря на то, что клиенты отечественного private banking уже который месяц пребывают в пессимистичном настроении, да и сами российские банки не слишком оптимистично оценивают общие перспективы этого бизнеса клиенты не уходят, и активы остались под управлением. Специфика отечественного private banking такова, что именно наш private banking развивается быстрыми темпами. Здесь важно подробно остановиться на том, имеет ли локальная российская специфика private banking (или того, что мы понимаем под отечественным private banking) право на существование в рамках глобального международного private banking. Клиенты отечественных банков (в основном крупных, которых западные private-банки и считают своими основными конкурентами) ограничили свои потребности в продуктовом ряде услугами РКО, фактически перейдя в категорию розничных клиентов или уровня чуть выше розницы (mass affluent). Все инвестиционные и долгосрочные позиции еще в конце прошлого года были ликвидированы, причем в лучшем случае клиенты держат свои средства на краткосрочных депозитах, в худшем - распределяют их между несколькими российскими крупными банками (вернее, между их отделениями private banking, чтобы в каждом из них получить дополнительный статусный сервис, упрощающий при необходимости прежде всего быстрый вывод средств, а лишь затем услуги РКО и в отдаленной перспективе, которая пока не рассматривается вовсе, приобретение потенциально привлекательных продуктов и услуг, в том числе и инвестиционных).
Российский private wealth management практически закрылся, состоятельные лица предпочли даже с потерями вывести свои средства, чтобы переждать кризис в чуть более надежных банковских депозитах, и даже не реагируют на попытки портфельных менеджеров помочь им хоть как-то компенсировать свои потери на периодически подрастающем рынке. Даже если не обращать внимания на постоянные взлеты и падения фондового рынка, стоит признать, что с момента падения 2009 года он заметно вырос, так что возврат интереса к нему вполне оправдан.Существенная доля состоятельных лиц из России, даже в условиях кризиса на Западе и определенных проблем, связанных с недостаточным вниманием к русским клиентам, предпочитают размещать свои средства в западных банках. Средства выводятся из России и пассивно инвестируются в наиболее надежные инструменты, предпочтительно в простые депозиты и на большой срок.С большой долей уверенности можно утверждать, что эпоха российского private banking также завершилась и ни о какой локальной составляющей для рынка, который возможен от кризиса до кризиса, говорить и не стоит. Даже в российских представительствах ведущих западных банков активность российских состоятельных лиц постепенно сходит на нет: они также в лучшем случае предпочитают держать свои средства на краткосрочных депозитах, а в худшем постепенно выводят их в материнские банки за рубежом. Максимум, на что можно надеяться в условиях глобального разделения бизнеса мирового private banking, - использование локального контрагента для клиента, готового вложиться в определенные локальные инструменты. Что, собственно, сейчас и происходит, когда крупные отечественные банки помогают своим состоятельным клиентам при выводе их средств на Запад. Все, что они могут здесь сделать, - это обеспечить размещение средств на счетах своих западных контрагентов и надеяться, что когда ситуация начнет улучшаться, то клиенты вернутся в Россию и проведут возврат средств на прежние счета.Это вполне нормальная практика работы с контрагентами и соответствующего разделения бизнесов управления средствами состоятельных лиц, однако в рамках глобального бизнеса private banking, и как раз четкого доминирования глобального, когда локальный ему полностью подчинен. Западные private-банки, зная о проблемах крупных российских банков и ведущих российских инвестиционных компаний, в обзорах в различных СМИ сообщали, что реальной альтернативы им на российском рынке нет, да и локального российского private banking в действительности и не существовало: достаточно лишь посмотреть на его клиентов и на то, чем они сейчас занимаются.И, если абстрагироваться от маркетингового, рекламного эффекта, на который была рассчитана подобная аргументация в привлечении новых клиентов, то стоит подтвердить ее правоту. Дело в том, что позиции private banking крупных российских банков действительно не столь устойчивы, особенно в сравнении с прошлогодними результатами. Тем не менее, выступая на конференциях и в СМИ, они утверждают прямо противоположное, что текущие клиенты продолжают верить и держат свои средства на счетах и никто из клиентов не увел свои портфели, и это лишний раз свидетельствует о том, что все эти годы западные компании правильно выстраивали свою политику обслуживания клиентов.Если за такой позицией западного private banking стоит реальный VIP-клиент, выводящий свои средства из России, российскому private banking остается рассчитывать на клиента, который резко сократил свою активность и постепенно превращается в розничного и по своим размещенным активам, и по своим финансовым предпочтениям. А с такими клиентами, более близкими к рознице, уже можно работать по более простым схемам, да и привлекать их можно эффективнее, даже с помощью прямой рекламы в ведущих российских СМИ. В итоге рынок отечественного private banking превратился в VIP-сервис для розницы, оставив обслуживание состоятельных клиентов западному. Но на самом деле нтересны аналогии с предыдущим кризисом 1998 г., после которого рынок отечественного private banking от программ поддержки программ лояльности VIP-клиентов стал двигаться в направлении реального бизнеса. По сути дела, сегодняшний private banking крупных банков представляет собой модификацию программ поддержки лояльности корпоративных клиентов, и в таком формате ему следует продержаться до конца кризиса, только на уровне не начала века, а 2005 - 2006 гг., когда окончательно сложилось ядро текущей корпоративной клиентской базы. Фактически рынок вернулся к тому, с чего он начинался, только на другой корпоративной клиентской базе, и все эти годы эволюции и результаты, полученные в плане совершенствования клиентских и продуктовых технологий, оказались напрасными.
После того как начнется рецессия, дальнейшее развитие рынка будет происходить уже на каком-то качественно новом уровне и с учетом уже наработанных в прошлом технологий. Однако сам клиент, убедившийся в том, что вся так называемая российская специфика private banking в кризис оказалась неспособной предложить ему какие-либо перспективные услуги и только в западном private banking он смог дождаться лучших времен, вряд ли проявит хоть какой-нибудь интерес к возрождающемуся отечественному private banking. Клиент скорее предпочтет распределить свои средства между глобальным западным и подчиненным ему локальным отечественным private banking. Но это все та же бесперспективная конкуренция в духе крупных российских банков с глобальными мультипродуктовыми игроками, не более того.И именно в этом все больше приходится убеждаться, общаясь с клиентами.
Общие перспективы ведения бизнеса в России становятся все менее оптимистичными, особенно с учетом фактора избирательности в его дополнительной поддержке со стороны банков и государства.
Более молодые клиенты, глядя на реакцию старших и уважаемых бизнесменов, начинают все чаще задумываться об уходе с российского рынка, усиливая общий отток средств. К тому же они не имеют такого опыта в адаптации, как более старшее поколение, да и не обладают столь серьезными связями в бизнес-среде, поэтому и не столь оптимистичны по поводу своих перспектив, особенно на фоне растущего влияния государственных структур самого разного уровня на отечественный бизнес. И в результате закрытие собственного бизнеса и перевод средств на Запад определяют значимую тенденцию в отечественном бизнесе. К тому же это и нарастающая тенденция, ведь к старшему поколению присоединяются все новые, более молодые, а главное, вполне дееспособные и деятельные российские предприниматели.Хуже всего то, что подобная, наиболее внешне заметная тенденция отражает существенное сокращение клиентской базы российского private banking, а значит, добавляет обоснованного пессимизма по поводу как его перспектив, так и результатов. Ведь такие клиенты, несмотря на все заявления об укреплении отечественного private banking и появлении его собственной, устойчивой специфики, его теперь покидают в массовом порядке.
Таким образом, только состоятельные лица, собирающиеся оставаться сейчас в России, продолжая вести здесь свой бизнес, и представляют интерес для понимания перспектив развития отечественного private banking.При этом наиболее состоятельные лица, чей бизнес также является достаточно крупным, своими финансовыми предпочтениями не могут свидетельствовать в пользу уверенного позиционирования отечественного private banking. Для этих клиентов их собственное благополучие до сих пор определяется тем, насколько успешным будет их основной бизнес, а здесь его размер имеет первостепенное значение. Как государству, так и банкам понятно, что такой крупный бизнес поневоле придется поддерживать. Его банкротство или даже простое снижение производства может привести к социальным.Так что под свое развитие они могут получить дополнительное фондирование в госбанках или крупных банках, однако за спасение своего бизнеса им придется заплатить не только высокими ставками, но и вполне вероятной потерей самостоятельности, и в самой ближайшей перспективе. Но эти средства можно получить только в госбанках и крупных банках, так что выбора не остается: или госбанки, или крупные банки, которые просто не могут перестать его кредитовать и которым, в конце концов, придется задуматься о реструктуризации его задолженности.
Кроме того, такой бизнес, благодаря своим масштабам, и в дальнейшем будет в первую очередь представлять интерес для тех же госбанков и крупных банков.Однако все приоритеты этого клиента и все его финансовые предпочтения будут пока сосредоточены именно на кредитовании и последующем корпоративном обслуживании своего бизнеса в этом банке, а не на продолжении своей работы в private banking. И несмотря на то что такой клиент может вполне серьезно задуматься о своем обслуживании в private banking этих банков или принять решение о переходе в него из private banking других банков по той причине, что в этом банке обслуживается его бизнес, это не приведет к серьезному наращиванию клиентской базы крупных банков.Дело в том, что пока private banking этих банков развивался как отдельный банковский бизнес, не связанный с корпоративным, и особых преимуществ подобный переход клиентам пока не предоставляет. Более того, одновременное обслуживание в банке и собственного бизнеса, и своего состояния для клиента значительно повышает операционные риски в связи с вполне вероятными попытками связать фондирование бизнеса с дополнительными залогами под личное состояние. И такой опасный для клиента контроль за всеми личными активами уже входит в практику крупных банков, так что особых причин выбирать данный вид private banking у клиентов нет. К тому же в ближайшем будущем имеет смысл, наоборот, по этой же самой причине выводить свои личные активы из крупных банков, чтобы они не смогли ограничить возможности клиента, если с обслуживанием бизнеса у него возникнут какие-нибудь проблемы.Тем не менее как раз сейчас крупные банки постепенно начинают репозиционировать свой private banking, так, чтобы он обеспечивал поддержку собственного корпоративного бизнеса. Ведь в перспективе это выглядит вполне оправданно и предсказуемо, но такой резкий переход в позиционировании начинает все сильнее беспокоить даже не столько потенциальных, сколько текущих VIP-клиентов. Здесь важно, что потенциальные получатели крупных кредитов и будущие клиенты корпоративного блока не испытывают особого желания становиться VIP-клиентами private banking и всячески стараются затормозить процесс перехода на данный вид обслуживания. Со стороны это выглядит достаточно подозрительно, ведь крупные банки располагают хорошо отлаженным бизнесом private banking, имеют опыт успешного обслуживания самых разных VIP-клиентов и отличные перспективы на будущее (например, благодаря тому, что private banking является структурным подразделением крупного банка, а значит, априорно обладает значительными ресурсами для своего развития). Но тем не менее VIP-клиент не желает переходить в крупные банки на обслуживание и полностью игнорирует те аргументы, которые в своем маркетинговом продвижении использует репозиционирующийся private banking.Более того, складывается впечатление, что это продвижение становится даже слишком назойливым со стороны private banking. Ведь даже в результате длительного рекламного продвижения своих услуг новым клиентам кредитного блока этот клиент, если и приходит в private banking, то старается попасть в самую нижнюю категорию VIP-клиентов, ограничиваясь услугами РКО, на уровне чуть выше розницы. И нынешних, давних клиентов private banking подобная позиция этих, близких к корпоративному блоку, VIP-клиентов, среди которых есть как новые, так и текущие клиенты private banking, не может не беспокоить (тем более когда в расчете именно на их активизацию запускается специальная программа репозиционирования). К тому же и сами они начинают переориентироваться на минимальное присутствие в private banking, ограничиваясь тем же РКО на уровне чуть выше розницы. Таким образом, все выглядит весьма пессимистично: наиболее состоятельные клиенты, оставшиеся в России, резко сворачивают свою активность до уровня розницы, а их обслуживание начинает осуществляться в рамках поддержки не столько private banking, сколько корпоративного блока, то есть в рамках того, от чего отечественный private banking, претендуя на свою особую роль и локальную специфику, отказался после 1998 г. И это все происходит в банках, считавшихся лидерами рынка отечественного private banking, или в госбанках, которые привлекали клиентов, рассчитывающих на их надежность как госбанков.Да и остальные клиенты в тех же крупных банках на фоне такой активности более состоятельных VIP-клиентов поневоле приходят к тем же выводам. К тому же говорить о более внимательном отношении к ним со стороны банковского private banking сейчас не приходится. Так, другие, более состоятельные клиенты, относящиеся к корпоративному блоку, для банка сейчас могут быть гораздо важнее, и поэтому, несмотря на то что по своим активам и доходам они относятся всего лишь к розничным клиентам и не являются наиболее значимыми для private banking, они могут получить более качественное обслуживание.
- Глава I
- 1.1 История возникновения услуги Private Banking
- 1.2 Услуги, оказываемые в рамках Private Banking
- 1.3 Private Banking в посткризисный период
- Глава 2. Организация обслуживания состоятельных клиентов на примере сбербанка россии
- 2.1 Основы обслуживания vip-клиентов банка
- Глава III: Текущая ситуация на рынке Private Banking
- 3.1 Private Banking и wealth management сегодня
- 3.2 Конкуренция на рынке Private Banking
- 3.3 Перспективы Российского Private Banking