2. Национальные особенности интернет - предпринимательства в России: проблемы развития и пути их решения.
Основной отраслью хозяйственной деятельности в условиях сетевой экономики является элект.коммерция(ЭК). ЭК находится в начальной стадии формирования как в России, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Однако российский рынок ЭК характеризуется некоторыми весьма специфическими чертами. В России ЭК зарождается почти при полном отсутствии как потребительской культуры дистанционных покупок, так и коммерческого опыта в этой сфере. Однако это может означать и положительные моменты - отсутствие необходимости преодолевать инерцию существующей системы. В частности, пока неизвестно, какая из форм платежных систем в сетевой экономике окажется оптимальной, поэтому отсутствие традиций использования пластиковых карт может оказаться стимулом к использованию более перспективных технологий. Так, планы Центробанка РФ (при условии их реализации) по выпуску электронных денег, безусловно, станут мощным стимулом для ЭК в России. С другой стороны, отсутствие инфраструктуры сетевой коммерческой деятельности означает, что для полномасштабного развития сетевой экономики в России необходимо накопление некоторой критической массы хозяйствующих субъектов, вошедших в сферу ЭК. Для российской постсоветской действительности характерны следующие особенности среды реализации сетевых и корпоративных инновационных решений для предприятий реального сектора экономики:
- одностороннее развитие экономической базы регионов, так как предприятия создавались как звенья крупных народнохозяйственных комплексов, замкнутых, как правило, на одного потребителя - государство, что в рыночных условиях делает их особо уязвимыми;
- деформация социально-демографической структуры, так как планирование размещения производительных сил под вектор развития регионов в прошлые годы предопределило структуру их сегодняшней экономической базы, в том числе и наличие в высокоиндустриальных районах низкоэластичного ресурса - персонала наукоемких производств.
Эти два фактора делают задачу электронной кооперации предприятий особо актуальной, так как современные сетевые технологии позволяют сгладить ресурсный дисбаланс географически разобщенных предприятий и целых регионов.
Со второй половины 1999 года инвестиционный бум в сфере Интернет-технологий достиг России. Можно отметить следующие особенности российского инвестиционного рынка в сфере Интернет-коммерции в начале 2000 года:
- ожидания от Интернет-предпринимательства оказались явно завышенными, что при отсутствии активного фондового рынка заставляет реальных участников российского Интернет-рынка занять выжидательную позицию;
- анализ проектов по принципу возврата инвестиций не приемлем, так как новые Интернет -компании ведут борьбу за закрепление на электронном рынке и не рассчитывают на получение прибыли в краткосрочной перспективе;
- в условиях конкуренции среди инвесторов и ограниченного числа предпринимателей существуют тенденции к увеличению требуемых объемов инвестиций;
- среди потенциальных инвесторов нет явного лидера или группы лидеров, то есть рыночные условия практически одинаковы для всех;
- любые инвестиционные решения приходится принимать в условиях высокой скорости (несколько месяцев) старения информации.
Таким образом временный бум акций Интернет -компании, которые строят свой бизнес только на технологиях ЭК, должен превратиться в стабильный, неажиотажный спрос, так как значительную часть создаваемой в Интернет добавленной стоимости должны разделить потребители и производители. Основания для такого прогноза заключаются в том, что, во-первых, электронный рынок не контролируется ни национальными, ни транснациональными концернами и монополиями, а, во-вторых, емкость электронного рынка несоизмеримо выше сырьегого. Развитие средств коммуникаций, средств доступа и обработки данных создает новую стоимость, которая востребована и будет еще более востребована Интернет-сектором экономики. И дело не только в том, что совершенствование средств коммуникаций и информационного поля принятия решений снижают затраты и риски, а в том, что на современном этапе рыночной экономики они делают работу рыночных механизмов более эффективной: снижаются транзакционные издержки; в силу большей скоординированности хозяйства уменьшается омертвленный в товаре, производственных мощностях и сырье рисковый капитал.
Рис. 2.6. - Динамика инвестиционной активности
Одна из угроз, которая сегодня существует в России, это направить развитие в области ЭК по траектории, соответствующей линии 2 на Рис. 2.6. Такое решение выглядит ошибочным, правильным представляется выбор, соответствующий линии 1, что позволит избежать неоправданного ажиотажа и использовать все преимущества новых реалий современного мира. Ближайшими задачами российского рынка ЭК являются:
- создание эффективной платежной системы при совершении сделок в сети;
- отлаживание как технологий создания виртуальных торговых площадей для новых предприятий, так и технологий перевода и адаптации существующего бизнеса в среду сетевой экономики;
- увеличение числа активных участников - агентов сетевой экономики;
- объединение субъектов сетевой экономики в различного рода ассоциации;
- взаимодействие и взаимопроникновение российских и западных компаний.
Билет №8
- 1. Определение информационного общества.
- Постановка проблемы соблюдения традиционных форм авторского права в сетевой экономике: свобода информации или криптографирование?
- Социальные последствия формирования глобального информационного общества.
- 2. Виды продвижения товаров. Эффективность рекламы в сети.
- 1. Определение сетевой экономики Еврокомиссии.
- 2. Влияние сетевой формы экономической деятельности на экологию.
- Культурные последствия формирования глобального информационного общества
- Специфика конкурентной среды в Интернет-экономике с точки зрения производителя.
- Пессимистический и оптимистический сценарии развития мирового информационного общества по работам э.Тоффлера
- Роль государственного регулирования авторских прав в сети
- Технологическая основа информационного общества. Основные этапы становления.
- Виды трудовой деятельности в сети: телекомьютинг против телеработы.
- 1. Экономические последствия формирования глобального информационного общества
- 2. Национальные особенности интернет - предпринимательства в России: проблемы развития и пути их решения.
- 1.Определение сетевой экономики с.И. Паринова.
- 2.Понятие об электронных деньгах. WebMoney, Яндех-деньги.
- Перечислить признаки сетевой формы экономической деятельности.
- Виртуальный банковский счет. Интернет-банкинг.
- 1) Сетевая и рыночная формы экономической деятельности.
- 2) Классические примеры делового успеха в Интернет-экономике.
- 1) Теория Паринова об основных формах экономической деятельности.
- 2) Электронный магазин: универсализм против спецификации.
- 1) Ценообразование в глобальной сети.
- 2) Проблема безопасности при проведении транзакций через сеть. Виды мошенничества в сети.
- Специфика конкурентной среды в Интернет-экономике с точки зрения покупателя.
- Особенности таможенного законодательства в России и за рубежом.
- Основная задача предприятия в сети.
- Особенности использования кредитных и дебитных карт для оплаты товара в сети.
- Определение информационно-экономического пространства предприятия.
- Аукционная система электронных продаж: организация торгов, стратегия поведения во время торгов.
- Виды предпринимательской деятельности в сети.
- Виды платежных электронных систем в сети.
- Особенности трудовых отношений в сетевой экономике с точки зрения работодателя.
- Особенности функционирования глобальных аукционных площадок на примере eBay.Com и Молоток.Ru. (презентация4)
- Особенности трудовых отношений в сетевой экономике с точки зрения работника.
- Экономическая эффективность сетей типа Интернет.
- Социальные последствия роста доли сетевой экономики в мировом производстве и потреблении.
- Необходимые условия для успешной стратегии развития собственного бизнеса в сети.
- Основные этапы развития Интернет-экономики в сша и других западных странах.
- Система электронных платежей PayPal. Принципиальная схема работы системы PayPal.
- Роль государства в стимулировании развития сетевой экономики.
- Определение электронной коммерции. Формы электронной коммерции.