16. Страховая премия – экономическая основа формирования страхового фонда
Страховой рынок – совокупность экономических отношений между субъектами страхового дела и их клиентами, облеченных в законодательную и договорную формы. Специфическим товаром страхового рынка является услуга по страховой защите, предоставляемая страховщиками, которая обладает своей потребительной стоимостью и ценой.
Потребительная стоимость страховой услуги состоит в обеспечении страховой защиты. При наступлении страхового случая страховая защита материализуется согласно договору страхования в форме страховой выплаты.
Цена страховой услуги выражается в страховом взносе (премии), который страхователь уплачивает страховщику.
Страховой тариф – относительная цена страховой услуги, равная отношению страхового взноса к страховой сумме.
Страховой взнос устанавливается при подписании договора и остается неизменным в течение срока его действия, если иное не оговорено условиями договора. Величина взноса должна быть достаточной, чтобы страховая компания смогла:
1) покрыть ожидаемые претензии в течение страхового периода;
2) создать страховые резервы;
3) покрыть издержки страховой компании на ведение дел;
4) обеспечить определенный размер прибыли.
На сегодняшний день страховщики не закладывают прибыль в структуру страхового взноса, а стремятся обеспечить ее получение за счет рационального ведения дела.
Цена страховой услуги, как и всякая рыночная цена, колеблется под влиянием спроса и предложения. В соответствии с принципом эквивалентности страховых отношений нижняя граница цены определяется равенством между поступлениями страховых взносов и суммой страховых выплат и издержек страховщика за срок действия договоров за тарифный период (период статистических наблюдений за страховыми случаями), т. е. исходя из условия неразорения страховой компании. При таком уровне цены страховая компания не получает прибыли по страховым операциям.
Верхняя граница цены страховой услуги определяется двумя факторами:
1) размерами спроса на нее;
2) величиной банковского процента по вкладам. Цена предлагаемой страховой услуги зависит от: величины и структуры страхового портфеля, управленческих расходов, инвестиционных доходов.
Страховой взнос как цена страховой услуги имеет определенную структуру, ее отдельные элементы должны обеспечивать финансирование всех функций страховщика. Основными компонентами страхового взноса являются:
1) нетто-взнос для производства страховых выплат и формирования страховых резервов;
2) надбавка на покрытие расходов страховой компании;
3) надбавка на прибыль.
- 1. Цель и задачи страхования
- 2. Экономическая сущность страхования
- 3. Основные понятия в страховании
- 4. Управление рисками и страхование
- 5. Классификация страхования
- 6. Социальное страхование
- 7. История развития страхового права
- 8. Предмет, система и источники страхового права
- 9. Гражданско-правовое регулирование страхования
- 10. Специальное страховое законодательство России
- 11. Правовые основы налогообложения страховщиков и страхователей
- 12. Цель и функции государственного страхового надзора в рф
- 13. Правовая природа договора страхования
- 14. Условия и порядок заключения договора страхования
- 15. Оформление страхового случая
- 16. Страховая премия – экономическая основа формирования страхового фонда
- 17. Классификация и оценка рисков
- 18. Основные методы расчета страхового тарифа
- 19. Страховые резервы: расчет и инвестирование
- 20. Платежеспособность страховой компании
- 21. Цель и основные виды личного страхования
- 22. Страхование жизни
- 23. Пенсионное страхование
- 24. Страхование от несчастных случаев
- 25. Медицинское страхование
- 26. Страхование граждан, выезжающих за рубеж
- 27. Страхование неотложной помощи
- 28. Цель и основные виды страхования имущества
- 29. Страхование недвижимого имущества и сопутствующих рисков
- 30. Страхование наземного транспорта
- 31. Страхование морского транспорта
- 32. Страхование воздушного и ракетно-космического транспорта
- 33. Страхование грузов
- 34. Сельскохозяйственное страхование
- 35. Цель и основные виды страхования ответственности
- 36. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
- 37. Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты
- 38. Страхование персональной ответственности
- 39. Страхование профессиональной ответственности
- 40. Страхование ответственности по договору
- 41. Природа и анализ предпринимательских рисков
- 42. Общие принципы страхования предпринимательских рисков
- 43. Страхование финансовых рисков
- 44. Страхование в банковском деле
- 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц в банках рф
- 46. Страхование рисков внешнеэкономической деятельности
- 47. Основные понятия и методы перестрахования
- 48. Факультативное и облигаторное перестрахование
- 49. Пропорциональное и непропорциональное перестрахование
- 50. Финансовое перестрахование
- 51. Регулирование перестраховочных операций
- 52. Объединения, союзы и пулы страховщиков
- 53. Субъекты страхового дела
- 54. Виды, структура и принципы деятельности страховой компании
- 55. Бизнес-процессы страхования
- 56. Защита прав страхователей