17.Основные принципы налогообложения
Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Адаму Смиту обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):
• принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;
• принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;
• принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;
• принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.
В НК РФ (ст. 3) отмечаются следующие принципы налогообложения:
• принцип всеобщности и равенства налогообложения означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
• принцип отсутствия дискриминационного характера налогов налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев. Кроме того, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (кроме ввозных таможенных пошлин);
• принцип экономической определенности налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
• соблюдение единого экономического пространства не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
• принцип индивидуальной ответственности налогоплательщиков означает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы;
• принцип определенности элементов налогообложения при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;
• принцип точности и удобности уплаты налогов акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
• принцип приоритетности налогоплательщика все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
- Экономическая сущность и функции денег
- 2.Понятие и элементы денежной системы
- 3.Денежный оборот и его структура
- Финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль. Их характеристика.
- Понятие системы финансов. Звенья финансовых отношений
- 6.Понятие управления финансами
- 7, Сущность финансов как экономической категории. Признаки финансов.
- 9.Финансовая политика как составная часть экономической политики государства.
- 10.Сущность бюджета как экономической категории. Функции бюджета
- 11.Понятие бюджетной системы
- 12.Структура доходов бюджета
- 13.Причины существования и назначение субвенций, субсидий
- 14.Назначение и специфика расходов бюджета
- 15. Экономическая сущность налогов. Функции налогов.
- 16.Классификация налогов
- По субъекту налогообложения:
- По ставкам:
- 5. По порядку использования государством полученных сумм налога выделяют общие и целевые налоги.
- 17.Основные принципы налогообложения
- 18.Сущность и формы гос.Кредита
- Государство как Кредитор
- Государство как Заемщик
- Государство как Гарант.
- 19.Методы и формы управления гос. Долгом
- 20.Понятие, экономический смысл государственных внебюджетных фондов
- 21.Источники формирования доходов государственных внебюджетных фондов
- 22.Структура основного капитала предприятия, источники формирования
- 23.Структура оборотного капитала предприятия, источники формирования
- 24.Финансовые ресурсы предприятия.
- 25.Финансовое планирование в системе управления фирмой
- 26.Финансовый менеджмент. Виды и методы финансового контроля на предприятии.
- 27.Страхование как финансовая категория
- 28.Отрасли страхования. Объекты страхования
- 29.Сущность и функции финансового рынка.
- 30.Экономическая сущность рынка ценных бумаг
- 31.Страховой рынок России на современном этапе.
- 32.Виды ценных бумаг, обращающихся на рынке ценных бумаг
- 33.Участники рынка ценных бумаг
- 34.Экономическая сущность и функции кредита
- 35.Кредитная система , ее сущность и структура
- 36.Формы кредита и их характеристика
- 37.Понятие банковской системы. Модели банковских систем
- 38.Характеристика банковской системы рф
- 39.Функции цб рф
- 40.Сущность и направления денежно-кредитной политики Центробанка.
- 41.Операции коммерческого банка: их сущность и виды
- 42.Основы организаций валютно-кредитных отношений в рф
- 43.Сущность валютных отношений. Валютные системы
- 44.Международные финансово-кредитные институты