logo
Рефераты / ЦБ РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования

Рразвитие нормативно-правовой базы валютного регулирования и валютного контроля в 1997 году

Совершенствование нормативной базы валютного регулирования и валютного контроля - это объективный процесс, диктуемый интенсивностью развития валютных отношений в стране и определяемый стратегией государственной экономической и валютной политики, которая направлена на обеспечение устойчивости кредитно-финансовой системы страны и защиты национальной валюты.

В текущем году Банком России была проделана серьезная работа по разработке нормативно-правовых актов, регулирующих обращение валютных ценностей как внутри страны, так и в сфере ее внешнеэкономической деятельности. Основное внимание было сконцентрировано на выработке более эффективных механизмов регулирования валютных операций, упорядочении и усилении учетно-контрольных функций органов и агентов валютного контроля, а также на обеспечении защиты банковской системы от проникновения нелегального капитала. Это явилось главным направлением развития валютного законодательства в 1997 году.

Банк России активно участвовал в разработке базовых, системообразующих нормативных актов.

Речь идет, в первую очередь, о проекте Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".

Сохраняя в целом преемственность основных принципов валютного регулирования и валютного контроля, новая редакция Закона более широко определяет виды и порядок проведения валютных операций, включая операции на фондовом и срочном рынке. Устанавливает более широкий перечень валютных операций, связанных с движением капитала, а также определяет органы, их регулирующие.

После принятия Россией на себя обязательств по Статье VIII Статей Соглашений МВФ, снятия ограничений на конвертацию рубля по текущим операциям и обеспечения внутренней конвертации в условиях начавшейся либерализации в области привлечения иностранного капитала значительно изменился статус национальной валюты. Это нашло отражение в проекте нового Закона. При осуществлении расчетов в области внешнеэкономической деятельности рубль признается валютной ценностью, что позволит распространить систему валютного контроля на сферу платежно-расчетных отношений между резидентами и нерезидентами, при осуществлении которых в качестве средства платежа используется национальная валюта. Закон предусматривает обязательную для резидентов репатриацию в страну валютной выручки от экспортных операции при одновременном упрощении условий импорта капитала в Российскую Федерацию. Кроме того, проект Закона разграничивает и упорядочивает полномочия Банка России и других органов и агентов валютного контроля, усиливает роль уполномоченных банков как агентов валютного контроля при усилении в то же время контроля за их деятельностью со стороны Банка России, а также устанавливает ответственность субъектов хозяйственной деятельности и четкую систему санкций за нарушения валютного законодательства.

В то же время, используя существующую законодательную базу, Банк России приступил к организации работы по защите банковской системы от преступности. Одним из первых шагов в этом направлении стал выход в июле 1997 г. "Методических рекомендаций по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации" (Письмо Банка России от 3.07.97 № 479). В процессе работы над Рекомендациями Банк России использовал зарубежный опыт и рекомендации ФАТФ.

Осуществляя регулирование и контроль за внешнеторговыми операциями резидентов, Банк России в 1997 г. распространил существующую систему таможенно-банковского контроля на внешнеторговые сделки, предусматривающие поставки товаров в счет государственных кредитов. Вместе с тем Банк России отмечает недостатки действующей системы контроля экспортно-импортных операций, например, неурегулированность реэкспортных, реимпортных операций и услуг, а также недостаточную оперативность и гибкость системы таможенно-банковского контроля. Статистические данные свидетельствуют о сохранении значительного числа нарушений валютного законодательства в этой области. Так, отношение необоснованных непоступлений валюты за поставки товаров к запланированной в соответствии с условиями контрактов валютной выручке ежегодно составляет около 7-10%, а из общей стоимости оплаченных авансом товаров в установленные сроки не поступает около 30%. В результате сумма валютных средств, переведенных резидентами за границу с нарушениями порядка совершения внешнеторговых операций, ежегодно оценивается примерно в 8-10 млрд. долларов. Учитывая это, Банком России в настоящее время проводится работа по созданию системы мониторинга репатриации в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных операций и платежей по импортным операциям с целью оперативного выявления и принятия адекватных мер по фактам нарушения валютного законодательства.

Одним из важнейших объектов контроля остается рынок наличной иностранной валюты. В этой области создана наиболее разносторонняя нормативно-правовая база, регламентирующая процедуру открытия и режим работы обменных пунктов, порядок совершения и учета ими валютно-обменных операций, а также порядок ввоза-вывоза уполномоченными банками через таможенную границу Российской Федерации наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте. В 1997 г. Банком России были выпущены новые нормативные документы, конкретизирующие проведение отдельных видов валютных операций, а также их учет в обменных пунктах. В частности, за счет операций размена платежных денежных знаков, а также замены и покупки за рубли неплатежных денежных знаков иностранного государства был расширен круг операций для обменных пунктов, по которым оформляются документы первичного учета.

Кроме того, было разработано и выпущено Положение "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" (от 25.06.97 № 62). Согласно этому документу клиентам предоставлено право покупать без разрешения Банка России иностранную валюту для оплаты командировочных расходов в безналичном порядке за рубли через уполномоченные банки. После снятия наличной валюты со счета она не может быть использована на иные цели, кроме командировочных расходов. Положение определило правила совершения таких операций юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (резидентами и нерезидентами) и коммерческими банками, не имеющими лицензии Банка России на проведение валютных операций, а также установило отчетность уполномоченных банков и филиалов при проведении этих операций. Наряду с этим в настоящее время Банком России разрабатывается Положение "О порядке выпуска кредитными организациями банковских платежных карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием", в котором юридическим лицам будет предоставлено право использования корпоративных пластиковых карт для оплаты командировочных расходов.

В области регулирования и контроля валютных операций, связанных с движением капитала, развитие нормативной базы происходило в направлении постепенного упрощения порядка совершения резидентами отдельных видов таких операций при одновременном усилении учетных и контрольных функций за ввозом и вывозом небанковского капитала. С учетом ограниченности внутренних инвестиционных ресурсов, продолжающегося снижения инвестиционной активности и в целях создания условий, способствующих притоку долгосрочных иностранных инвестиций, Банк России Положением от 7.07.97 № 482 "0 регистрационном порядке оплаты иностранными инвесторами участия в уставном (складочном) капитале организаций-резидентов Российской Федерации" предельно упростил порядок их совершения, перейдя от применяемой практики выдачи резидентам лицензий или разрешений к регистрационному порядку проведения операций по переводу и конверсии иностранной валюты для осуществления иностранных инвестиций в уставные капиталы российских предприятий. Указанный порядок распространен на инвестиции в иностранной валюте, вносимые нерезидентами в уставные капиталы организаций путем приобретения акций и оплаты долей (паев) в уставном капитале или имуществе при создании организации, а также при увеличении размера ее уставного капитала. В то же время пока действие данного Положения не распространяется на инвестиции в другие ценные бумаги и в банковский капитал, а также на инвестиции, осуществляемые через вторичный рынок. Облегчая процедуру операций по привлечению долгосрочных иностранных инвестиций, Банк России одновременно исходил из необходимости усовершенствования функций учета этих процессов, а также анализа их влияния на развитие экономики России.

Другим Положением от 22.04.97 № 436 "0 порядке выдачи разрешений на открытие и ведение валютных счетов, открываемых юридическими лицами-резидентами для оплаты расходов на содержание их заграничных представительств" Банк России предоставил российским предприятиям (причем не только экспортерам, но и импортерам) право приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке для содержания своих представительств за границей, а также установил режим осуществления валютных счетов, открываемых в банках- нерезидентах, для оплаты расходов представительств.

В развитие действующей нормативно-правовой базы в области проведения валютных операций и в целях дальнейшей либерализации действующих в Российской Федерации правил совершения гражданами некоторых видов таких операций Банком России был разработан "Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих счетов" (утвержден Приказом Банка России от 27.08.97 № 02-371 и зарегистрирован Минюстом России).

В соответствии с этим документом физические лица-нерезиденты могут без ограничения сумм переводить иностранную валюту из Российской Федерации и получать иностранную валюту, ранее переведенную в страну из-за границы. Что касается физических лиц-резидентов, то они получили право свободно получать иностранную валюту, переведенную из-за рубежа, и переводить иностранную валюту из Российской Федерации в пределах 2000 долларов США в одном банке в течение одного операционного дня. Если же иностранная валюта была ранее ввезена или переведена в Россию, то физическое лицо-резидент может единовременно перевести за границу всю сумму ранее ввезенной или полученной иностранной валюты.

Необходимо отметить, что, сохраняя предельный размер ежедневного перевода для физических лиц-резидентов, Банк России основывался в первую очередь на результатах анализа валютно-обменных операций физических лиц. По данным статистической отчетности о движении наличной иностранной валюты через уполномоченные банки, в I полугодии 1997 г. 97% всех сделок по покупке уполномоченными банками наличной валюты у граждан совершалось на сумму до 2000 долларов, а при ее продаже удельный вес таких операций в общем количестве сделок составлял 78%.

С учетом изменений порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и либерализации осуществления отдельных видов операций, связанных с движением капитала, а также в целях обеспечения согласованности нормативно-правовой базы валютного регулирования и валютного контроля Банком России в июле 1997 г. (Письмо от 17.07.97 № 488) были внесены соответствующие поправки в Инструкцию № 7 "0 порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке". В результате, если раньше резиденты Российской Федерации имели право покупать иностранную валюту только для выполнения обязательств по внешнеторговым контрактам и платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте, сейчас они получили возможность приобретать иностранную валюту еще и для совершения валютных операций, связанных с движением капитала, как в рамках лицензий и разрешений Банка России, так и без таковых (имеются в виду операции, совершаемые в соответствии с Положением Банка России от 24.04.96 № 39). Кроме того, резиденты теперь могут покупать иностранную валюту для оплаты командировочных расходов своих сотрудников, а также для осуществления переводов на валютные счета своих зарубежных представительств с целью оплаты расходов на их содержание.

Рассматривая новые тенденции в валютном законодательстве, необходимо особо отметить предпринятые Банком России практические шаги по сужению сферы использования наличной иностранной валюты в расчетах на территории Российской Федерации. Речь идет о Положении Банка России от 15.08.97 № 503 "О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)", которое, после регистрации в Минюсте, 10 октября текущего года вступило в силу. Задача указанного Положения - обеспечение процесса "дедолларизации" российской экономики и стабильности национальной валюты.

В 1997 г. Банк России продолжил работу по развитию правовой базы регулирования валютных операций в отдельных областях хозяйственной деятельности, которые различаются спецификой производства и экономических взаимоотношений. Примером здесь может служить Положение Банка России от 24.02.97 № 54 "0 порядке проведения расчетов в иностранной валюте, основанных на зачете взаимных требований между российскими судовладельцами, осуществляющими рыбный промысел, и нерезидентами, осуществляющими их агентское обслуживание". В целях ускорения проведения расчетов и недопущения нарушений договорных обязательств российскими юридическими лицами и с учетом мировой практики указанным нормативным документом был введен особый порядок расчетов, согласно которому использование судовладельцами валютных средств, полученных от продажи продуктов рыбного промысла, для совершения платежей через своих агентов ограничено четким перечнем оснований расчетов. Положением определены функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля, обслуживающих клиентов-судовладельцев, при осуществлении последними экспортно-импортных операций, а также установлена особая схема отчетности по таким операциям.

Что касается перспектив развития валютного законодательства, то важнейшее направление в деятельности Банка России связано с продолжением начатой в 1996 г. и реализуемой в настоящее время взвешенной политики, нацеленной на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Основное внимание предполагается уделить созданию более благоприятного климата для деятельности зарубежных инвесторов на российском рынке и особенно тех из них, кто намерен осуществить долгосрочные инвестиции в экономику России. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России будет продолжена работа по созданию нормативной базы, направленной на «дедолларизацию» экономики, препятствующей утечке капиталов за границу, проникновению из-за рубежа и отмыванию «грязных» денег.