logo
1827

Характерные черты основных моделей рынка. Антимонопольное законодательство

Модели рынка по видам конкуренции: рынок совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция возникает при следующих условиях:

Таким образом, фирмы, действующие в условиях совершенной конкуренции, не ведут между собой конкурентной борьбы. Если отдельные фирмы способны воздействовать на условия продажи своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собой конкурентную борьбу и рынок уже не считается совершенно конкурентным. Рынок несовершенной конкуренции представлен следующими моделями:

  1. Рынок монополистической конкуренции:

1) большое количество мелких фирм предлагает разнообразную продукцию;

2) вход на рынок, как и выход из него обычно связан с какими-либо трудностями (развита неценовая конкуренция);

3) существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными (хотя и взаимозаменяемыми). Отсюда и название этой модели рыночной структуры, которое означает не монополию на весь рынок, а уникальность некоторых разновидностей товара.

  1. Олигополия (от греч. oligos– немного иpolio– продаю). Эта модель рынка предполагает:

1) несколько фирм, или крупные фирмы, продукция которых может быть как разнородной, так и однородной;

2) вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

  1. Монополия:

1) одна фирма;

2) уникальный вид продукции, не имеющий близких заменителей;

3) барьеры для вступления в отрасль других фирм практически непреодолимы;

4) ограничения информации.

Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч. mono– один;opsonia– закупка).

Чистая монополия и монопсония – сравнительно редкое явление (гораздо чаще в ряде отраслей встречается олигополия).

Существует 4 вида издержек монопольной власти:

Во-первых, монополия может не стремиться минимизировать свои издержки. Защищенное от конкуренции положение монополиста может порождать неэффективность и бездеятельность.

Во-вторых, фирмы могут непроизводительно растрачивать ресурсы в попытке достижения или защиты монопольного положения. Фирмы могут нести издержки, связанные с лоббированием или ведением судебных дел, держать избыточные мощности, вести войну цен.

В-третьих, монополия может создавать избыточную концентрацию политической власти. Крупные компании используют её для того, чтобы стать основными получателями экономической выгоды от контрактов на производство и контрактов военной продукции, налоговых лазеек, патентной политики и т.д.

В-четвёртых, использование монопольной власти может приводить к несправедливому перераспределению доходов. Монопольная прибыль присваивается акционерами и руководящими работниками корпораций, принадлежащих, как правило, к группам лиц с наиболее высоким уровнем доходов.

Таким образом, издержки монопольной власти доказывают необходимость антимонопольной политики.

Одной из главных задач государственного регулирования является преодоление монополизации. Во многих случаях это достигается с помощью одних лишь мер законодательного регулирования. Антимонопольное законодательство регулирует важные аспекты частного предпринимательства, имеет целью предотвращение чрезмерной концентрации экономической власти у отдельных капиталистов и корпораций, сохранение и поддержание конкуренции, стимулирующей хозяйственное развитие и НТП в условиях рыночной экономики.

Сложнее дело обстоит с «естественными» монополиями.

Не имея возможности преодолеть естественную монополию без потери эффективности, государству приходится выбирать один из двух основных подходов: использовать меры регулирования не для устранения монополии, а для прямого воздействия на отдельные аспекты деятельности монополиста, либо заполнить зоны естественной монополии предприятиями и организациями общественного сектора.

Национальная экономика. Основные макроэкономические

показатели: ВНП, ВВП, ЧНП, НД

Национальная экономика – макроэкономический уровень хозяйства. Макроэкономика исследует взаимодействия между экономическими процессами и определяет функционирование и развитие народного хозяйства в целом.

Она оперирует совокупными величинами. Чтобы оценить спрос и предложение, потребление и инвестиции, объем производства и произведенный валовый продукт в рамках национальной экономики, необходимо агрегировать соответствующие величины ее отдельных составных частей.

Только после этого можно приступить к анализу взаимосвязи и взаимодействия различных экономических процессов на уровне национальной экономики в целом.

Макроэкономическое регулирование возникло в 30-х годах XX века и направлено на достижение следующих основных целей:

  1. Устойчивого роста реального объема производства, обеспечивающего население и предприятия необходимыми товарами и услугами;

  2. Макроэкономическое регулирование стремится сохранить и поддержать стабильный уровень цен, которые устанавливаются с помощью рыночной конкуренции;

  3. Государство стремится обеспечить высокую занятость своего трудоспособного населения;

  4. Об уровне экономического развития страны судят по внешнеторговому балансу, при котором объем экспорта равен объему импорта, а национальная валюта свободно обменивается на валюту других государств, причем обменный курс поддерживается стабильно.