3.1. Предложения по расширению ресурсной базы отделения Сбербанка
Концепция развития Сберегательного банка Российской Федерации на период до 2000 года предусматривает упрочение достигнутых Сбербанком России позиций универсального коммерческого банка, сохраняющего специализацию и ведущее положение на рынке розничных банковских услуг, активно расширяющего свое присутствие на других секторах рынка. Сберегательный банк Российской Федерации, являясь крупнейшим банком, динамично наращивает свой потенциал.
В настоящее время ближайшие конкуренты Сбербанка активизировали свою деятельность по продвижению различных видов вкладов и услуг (пластиковые карточки, операции с иностранной валютой) и Сбербанк России уступает им по оперативности и агрессивности внедрение новых видов услуг, уровню качества обслуживания, по маркетингу и рекламной поддержке их продвижения.
В условиях изменяющейся экономической и политической обстановки в стране и усиления стремлений банков проникнуть на рынок розничных услуг все новые требования предъявляются к содержанию и методам работы Сбербанка, что в свою очередь вызывает необходимость дальнейшего совершенствования работы с клиентами.
Спрос населения на различные банковские услуги требует развития и совершенствования имеющихся вкладных продуктов, создания системы безналичных расчетов и денежных переводов, обеспечения доступа на рынок ценных бумаг и драгоценных металлов, организации индивидуального и более качественного обслуживания.
Одной из основных задач, стоящих перед учреждениями Сбербанка, должна стоять задача сохранения лидирующего положения в привлечении средств физических лиц, предлагая формы сбережений, учитывающие интересы банка и являющиеся конкурентоспособными на рынке, развивая при этом спектр предлагаемых клиентам услуг с элементами различной степени риска.
Для этого, считаем, в первую очередь необходима оптимизация структуры вкладов, которая должна обеспечивать:
потребности банка в привлеченных средствах по объемам, стоимости, срочности;
управляемость ресурсной базой.
Принципы построения структуры рублевых и валютных вкладов должны быть едиными. В этой связи необходимо максимально приблизить вклады в рублях и иностранной валюте как по их названиям так и по условиям. В принципе, существующая на сегодняшний день структура вкладов физических лиц в Сбербанке России включает как вклады, ориентированные на определенные слои населения (социальные вклады), так и универсальные (коммерческие), то есть виды вкладов с разнообразными условиями, учитывающие различные категории вкладчиков.
Последние годы сбербанк практиковал введение разовых «Сезонных» вкладов на более короткие сроки и под повышенную процентную ставку как то «Рождественский», «Новогодний», «Весенний», «Летний» и т. д. Из опыта работы нашего отделения была видна непрактичность и нецелесообразность введения таких вкладов. Как правило это не вызвало большого прилива дополнительных средств, вкладчики начинали расторгать договора по своим вкладам и перекладывать на новый вид вклада.
Считаю, что в существующей структуре вкладов необходимы вклады на более длительные сроки, например, на один год. Такой вид вклада (чтобы был привлекательным для вкладчика) должен:
открываться под несколько повышенную процентную ставку;
в случае досрочного востребования вклада доход должен выплачиваться не по ставке до востребования, а в зависимости от срока хранения. Например, как по вкладу со сроком хранения 3 месяца или 6 месяцев;
процентная ставка должна определяться и в зависимости от суммы вклада, то есть, например, на вклад от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей одна процентная ставка, а на вклад от двадцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей уже несколько повыше и т. д.
При введении таких вкладов увеличивается оседаемость средств во вкладах, а так же средний срок хранения вкладного рубля до 70%. ПО предложению автора дипломной работы Советом отделения банка были проведены маркетинговые исследования с целью выявить мнение вкладчиков об имеющихся видах услуг банка и уровня обслуживания клиентов в отделении.
Для этих целей была проведена рекламная кампания по каналу местного телевидения, и в местной газете «Северная Заря» дополнительно напечатана анкета. Такие же анкеты предлагались клиентам при помещении Сбербанка. Анализ анкет позволил выявить то, что некоторые наши вкладчики при внесении или получении крупных сумм желали индивидуального обслуживания. В результате проведенного в виде эксперимента такого индивидуального обслуживания увеличились остатки вкладов «Особый номерной» на 16%, что составило прилив средств во вклады 5232,19 тыс. руб.
При рассмотрении характеристики ресурсной базы в разделе 2.2. было отмечено, что доля средств на счетах юридических лиц в структуре пассивов отделения составляет 50%. Это самый дешевый ресурс для определения, но и самый непредсказуемый, так как средства могут быть востребованы в любой момент. Для расширения «управляемых ресурсов» отделению следует обратить внимание на следующие направления привлечения средств во вклады – депозиты юридических лиц. Для этого следует проанализировать остатки средств на счетах юридических лиц. Для этого следует проанализировать остатки средств на счетах юридических лиц; суммы средств, приходящихся в среднем на один счет. Такой анализ позволяет выявить сильную и слабую клиентскую базу.
Список отобранных клиентов следует изучить более подробно: анализировать балансы, обороты, среднедневные остатки на счетах и текущих счетах. Клиентам, у которых имеются значительные стабильные остатки средств на счетах следует предложить поместить их без ущерба для клиентов в срочный депозит.
Подобная операция для банка будет означать удорожание привлеченных средств, но разницы между выплачиваемыми процентами по депозитам и получаемым процентам от предъявления этих средств в кредит должна составить доход отделения банка.
Специфика жизни в нашем поселке такова, что люди живут здесь как бы «временно». Люди приезжали заработать, потом доработать до пенсии, дети уезжают в центральные районы страны на учебу, родители получают пенсию и уезжают, поэтому в нашем отделении оформляется много переводов. Для осуществления подобных операций должен существовать беспроцентный «текущий счет», по которому при определенной периодичности операций и определенном остатке суммы вклада вкладчику может представляться скидка в тарифах на услуги Сбербанка.
Залогом успешной работы с клиентом сегодня является наличие развитой системы безналичных расчетов и переводов:
увеличение объемов безналичных перечислений во вклады денежных доходов граждан (заработной платы, пенсий, пособий, дивидендов и т. д.);
развитие операций по денежным переводам граждан через расчетную систему Сбербанка;
оплата товаров и услуг путем безналичных расчетов;
разработка стандартного пакета услуг для физических лиц, в том числе в увязке с банковской картой (вклад +карта, кредит + карта и т. д.).
3.2. Предложения по расширению услуг отделения Сбербанка в сфере кредитования
Важная роль в представлении услуг населению должна отводиться кредитованию физических лиц. С целью сохранения ведущего положения Сбербанка на этом сегменте рынка необходимы разработка и внедрение новых форм кредитования как было отмечено ранее, в настоящее время Сбербанк предлагает два вида кредитов:
1. долгосрочный, сроком до 10 лет, на приобретение недвижимости;
2. краткосрочный, сроком до 3 лет, на неотложные нужды.
Такой узкий перечень видов кредитов свидетельствует о том, что в Сбербанке еще не сложилась законченная система кредитования частных заемщиков. В этой связи было бы целесообразно существенно расширить перечень видов ссуд, предоставляемых клиентам за счет выдачи кредитов на приобретение средств производства, на организацию собственного бизнеса. Кроме того, положительный эффект для развития кредитования индивидуальных заемщиков имело бы так же:
выдача кредитов под залог имущества, валютных и других ценностей;
введение целевых жилищно-строительных вкладов и представление на этой основе первоначального права на получение инвестиционного кредита владельцам вкладов после соблюдения установленных условий: срока хранения и необходимой суммы накопления средств на вкладе;
введение в практику кредитования новых инвестиционных кредитов, так как они стимулировали бы развитие предпринимательства;
проведение маркетинговых исследований банков с целью выявления потребности населения в новых видах ссуд.
В области кредитования юридических лиц в нашем отделении банка следует внедрять вексельное кредитование для закрытых акционерных обществ, образованных на базе горно-обогатительного комбината «Индигирзолото».
- Введение
- 1. Функционирование сберегательного банка российской федерации на современном этапе и перспектива его развития
- 1.1. Суть и содержание понятия банка
- 1.2. История развития сберегательного дела в России
- 1.3. Место и роль Сбербанка Российской Федерации в банковской системе Российской Федерации
- 2.Анализ Практической Деятельности Сбербанка На Примере Оймяконского Осб №7251
- 2.1. Общая характеристика банка
- 2.2. Характеристика ресурсной базы банка
- 2.3. Анализ размещения средств
- 2.4. Управление финансовыми ресурсами деятельности банка
- 3. Некоторые предложения по расширению деятельности сбербанка на рынке банковских услуг
- 3.1. Предложения по расширению ресурсной базы отделения Сбербанка
- 3.3. Предложения по развитию прочих услуг
- Заключение
- Библиографический список