logo
ВКР

Рекомендации по совершенствованию кредитных операций в акб «Заречье» (оао)

У исследуемого акционерного коммерческого банка «Заречье» проблемы в области кредитования касаются лишь кредитования малого и среднего бизнеса, по причине того, что в предоставлении кредитов крупному бизнесу, а именно основному корпоративному клиенту банка ОАО "Казанский вертолетный завод", трудностей не возникает.

ОАО «КВЗ», является не только основным акционером, но и надежным и добросовестным партнером. В 2009 году ОАО «Казанский вертолетный завод» было выдано кредитов на общую сумму 400 миллионов рублей, в долларах США – на сумму 9 214 тыс. долл., в евро – на сумму 1 340 тыс. евро, под залог авиационной техники - вертолетов. Кредиты, выданные ОАО «КВЗ» возвращались в сроки, предусмотренные кредитными договорами. Остаток ссудной задолженности на 1 января 2010 года составил 96.6 миллионов рублей.

Также, немаловажным является тот факт, что АКБ «Заречье» (ОАО) не занимается кредитованием физических лиц (банк выдает кредиты лишь работникам самого банка, что снижает до минимума риск того, что заемщик не вернет кредит в обозначенный в договоре срок). Кредитование населения отличается повышенной рискованностью, особенно в период финансовой нестабильности, но также и повышенной прибыльностью в благоприятные периоды. Но, как видно из прошедшего в 2008-2009 годах кризиса данная стратегия имеет множество преимуществ, т.е. минимальными являются потери, а именно минимальный объем просроченной задолженности.

По этим причинам мы рассмотрим рекомендации по совершенствованию кредитных операций АКБ «Заречье» (ОАО) лишь с представителями малого и среднего бизнеса.

Функционирование рыночной экономики невозможно без развития малого и среднего бизнеса (далее — МСБ). Опыт зарубежных стран показывает, что малые и средние предприятия производят основную часть ВВП, обеспечивают занятость большинства населения, в их сфере осуществляется подавляющая часть всех инноваций.

На современном этапе в Российской Федерации уровень развития МСБ не соответствует потребностям экономики страны и не отражает его потенциал в формировании ВВП. Во всех развитых странах на долю МСБ приходится 50-80% ВВП, а в Российской Федерации всего лишь порядка 10-15% ВВП [35, C. 46].

Сегодня наиболее острыми проблемами, сдерживающими развитие МСБ, является отсутствие серьезной финансовой поддержки и несовершенство нормативно-правовой базы. Первое положение подтверждает анализ источников финансирования МСП. Как свидетельствуют данные, сегодня среди источников финансирования МСБ превалируют внутренние источники, не предоставляющие для самоинвестирования МСП тех возможностей, которые имеются у крупных компаний. Среди МСП кредитами банков пользуются менее 10% опрошенных предпринимателей. Даже в период кредитной экспансии банков (до середины 2008 года) объем кредитования МСБ в Российской Федерации составлял в 15 раз меньше, чем в развитых европейских странах, а реальные потребности МСБ в кредитах удовлетворялись только на 15 — 20%. Под влиянием финансового кризиса 2008-2009 годов трудности с нахождением источников финансирования инвестиций у МСП еще более возросли.

Таким образом, потенциал рынка кредитования МСП огромен, и они являются весьма перспективными клиентами для АКБ «Заречье» (ОАО). Преимущественное сосредоточение МСБ в непроизводственной сфере (торговля и услуги), которой присущ короткий производственный цикл (до 1-2 лет), обусловливает специфический характер процесса кредитования: короткий срок кредитов и высокую вероятность возобновления спроса.

Оценив перспективы развития МСБ и под воздействием конкуренции, на смежных сегментах корпоративного и потребительского кредитования, банки начали выделять МСП как отдельное направление кредитной политики. В первую очередь это сделали средние банки, а затем и малые, оценив это направление в качестве низкоконкурентного сегмента с высокой маржей прибыли. Особенно активное развитие рынка кредитования МСБ наблюдалось в 2007 — первой половине 2008 года. Причем в прошлые годы (2006 год — первая половина 2008 года) сегмент кредитования МСБ значительно опережал в своем развитии сегменты корпоративного и розничного кредитования, а в 2008 году он вырос практически так же, как и кредитование корпоративных клиентов (+34,3%) и розничное кредитование (+35,2%) [47].

В целом, мы считаем, что существуют три главные причины, сдерживающие кредитование МСП: непрозрачность заемщиков; отсутствие или плохое качество залога; неразвитость государственного субсидирования кредитов.

Сегодня докризисная тенденция наращивания портфеля кредитов МСБ сменилась на прямо противоположную: на фоне сокращения числа МСП, объемов и прозрачности их бизнеса усложнилась оценка кредитоспособности МСП. Также ужесточились требования банка к финансовому состоянию и периоду работы на рынке и условия кредитования (суммы кредитов снизились в 2 — 2,5 раза, сроки кредитования — до 1-2 лет, также банк существенно ужесточил подходы к залогам).

Сегодня в АКБ «Заречье» (ОАО) наиболее распространены залог нежилой недвижимости, автотранспорта, спецтехники и оборудования МСП, имущества третьих лиц, в том числе личного имущества; поручительства собственников бизнеса и третьих лиц. Кредитная организация стала с большой осторожностью подходить к залогу товаров в обороте — одному из самых популярных у торговли залогов, поскольку в условиях неопределенности спроса их реальную стоимость оценить практически невозможно. Однако мало развито использование залога имеющейся в собственности жилой недвижимости, приобретаемых оборудования и нежилой недвижимости.

На протяжении всей истории взаимодействия с МСП АКБ «Заречье» находятся в постоянном поиске способов организации бизнес-процессов с этим клиентским сегментом. Учитывая достаточно широкий диапазон экономических субъектов, подпадающих под официальное определение МСП, каждый банк должен определить подходы к организационной модели обслуживания клиентов МСБ и бизнес-процессам с его различными представителями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями). То есть изначально каждый банк должен решить вопрос, будет ли он организационно выделять МСБ в отдельное направление кредитования или будет обслуживать МСП в рамках модели, предполагающей стандартное разделение клиентов на корпоративных (кредитование МСП — юридических лиц) и розничных (кредитование индивидуальных предпринимателей).

По нашему мнению, наиболее оптимальной для АКБ «Заречье» (ОАО) представляется модель выделения кредитования МСП в отдельное направление. Это позволит банку комплексно обслуживать весь целевой сегмент МСБ на основе максимального учета взаимных интересов сторон. Для банка эта модель обеспечит сбалансированность кредитного портфеля по показателям «издержки — доходность — риск», а для МСП — индивидуальный подход и набор кредитных продуктов, удовлетворяющих и стимулирующих их потребности. Выбор этой модели подтверждается и современной практикой. Так, большинство банков, осуществляющих кредитование МСБ, либо являются специализированными, либо имеют отдельные подразделения по работе с МСБ. Успех работы этих банков, на наш взгляд, определяется системным подходом, накапливаемым опытом, наличием специальных продуктов для МСП, скоростью рассмотрения кредитных заявок, значительной оборачиваемостью кредитов и наличием разветвленной филиальной сети.

В последнее время в экономической литературе широко распространены публикации, посвященные вопросам методического обеспечения кредитования МСП. Их изучение и анализ банковской практики позволили нам сформулировать ряд выводов и рекомендаций для АКБ «Заречье» (ОАО).

Так, традиционно применяемые данной кредитной организацией индивидуальный и массовый («поточный») подходы (при работе с корпоративными и розничными клиентами соответственно) не могут быть применены для клиентов МСБ в «чистом виде», поскольку этот сегмент является достаточно многогранным, развивающимся и включает множество клиентских ниш с разными предпочтениями и потребностями. Для банка это означает невозможность стандартизировать подходы к работе сразу со всем целевым сегментом МСБ, а также необходимость формирования конкурентоспособного продуктового ряда для разных его представителей. В связи с этим банку следует внедрять специальные подходы, обеспечивающие сочетание технологий, применяемых в работе, как с корпоративными, так и с розничными клиентами, и на этой основе создать унифицированную систему быстрого обслуживания МСП, определяющего рентабельность банка.

Направлениями совершенствования системы кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) в АКБ «Заречье» (ОАО), на наш взгляд, являются следующие:

1. Необходимо увеличить гибкость и перенастраиваемость системы в соответствии с тенденциями развития и изменениями потребностей МСБ в каждый конкретный момент времени (банком должны быть регламентированы только минимальные подходы к кредитованию, а детали будут определяться в последующем в конкретной ситуации с конкретным МСП);

2. Нужно сократить затраты банка по организации кредитования, поскольку их нельзя переложить на МСП, чувствительные к любому повышению издержек;

3. Целесообразно расширить рыночной ниши банка, повысить качество сервиса и обеспечение лояльности клиентов.

Важнейшим элементом этой системы является стратегия и политика банка в сфере кредитования МСБ. Здесь АКБ «Заречье» (ОАО), прежде всего, следует выделить приоритетные ниши рыночного сегмента МСБ, которые являются предпочтительными для него с позиции диверсификации рисков, повышения доходности и позиционирования себя на рынке в сравнении с банками-конкурентами.

В условиях возрастающей конкуренции для банков актуальным является переход от продуктоориентированной стратегии организации бизнеса к клиентоориентированной, что подтверждает практика ведущих банков (например, Сбербанка России, ВТБ 24). Это предполагает отказ от принципов обслуживания клиентов, направленных на максимально эффективную продажу определенного пакета банковских продуктов и услуг, и переход к принципам максимального соответствия создаваемых продуктов и услуг структуре потребительских предпочтений. Необходимым при этом являются маркетинговые исследования потребностей МСП, понимание рисков и перспектив развития бизнеса клиентов (на каждом этапе их жизненного цикла) взамен использования интуитивных «слепых» методов работы с ними, совершенствование технологий обслуживания МСП и качества сервиса. В качестве инструментов реализации маркетинговой стратегии АКБ «Заречье» (ОАО) могут использоваться CRM (Customer Relationship Management) и технологии дистанционного обслуживания (мобильный и Интернет-банкинг). Перспективными представляются оперативные контакты с МСП с помощью интернет-сайта банка с целью разработки продуктов под заказ (или «по звонку клиента»).

Таким образом, кредитной организации следует выделять приоритетные ниши (отрасли) МСБ и разрабатывать специальные кредитные продукты. При этом каждый отраслевой продукт должен включать:

1) требования к заемщику — минимально необходимые критерии для предоставления кредита заемщику, полученные путем анализа рынка и статистики кредитования МСП данной отрасли;

2) условия кредитования — структура сделки, предлагаемая с учетом потребностей заемщиков в конкретной отрасли (срок, сумма, валюта кредита, методы кредитования, обеспечение с учетом типового имущества МСП этой отрасли, процентная ставка). Стандартные кредитные продукты по способу предоставления (разовый кредит, кредитная линия, овердрафт) станут частью отраслевых продуктов и будут применяться адаптировано к потребностям малого и среднего предприятия.

При разработке кредитных продуктов АКБ «Заречье» следует учитывать определенные отраслевые особенности. Так, МСП ряда отраслей (например, сферы услуг) не имеют ликвидных основных средств, удовлетворяющих требованиям банка к залогам. Кредитная организация по мере накопления опыта работы с этими заемщиками (статистики риска) и со специфическими видами имущества, которое они могут предоставить в залог, смогут принимать в залог имущество, считающиеся менее ликвидным.

Перспективным для МСП, не имеющих ликвидного имущества для передачи его в залог, представляется лизинг. Риски банка здесь могут быть снижены за счет гарантии обратного выкупа имущества со стороны поставщика (дилера) (в случае его кредитоспособности).

Для инновационных МСП перспективным направлением обеспечения кредитов является интеллектуальная собственность, объектами которой выступают: патенты на изобретения; промышленные образцы; свидетельства на фирменное наименование, товарный знак, торговая марка; исключительные авторские права и другое. Правообладатели могут воспользоваться залогом прав на объекты интеллектуальной собственности, прежде всего для оформления кредита на финансирование опытно-конструкторских работ по доработке и доведению изобретения до стадии внедрения, а также на другие инновационно - промышленные цели. Однако залог этих прав в Российской Федерации осложнен несовершенством залогового законодательства (ввиду отсутствия необходимости государственной регистрации залога данных прав и единой процедуры обращения взыскания на заложенные права), что повышает риски банка.

Подводя итог, отметим, что АКБ «Заречье» (ОАО) при разработке отраслевых предложений следует учитывать особенности бизнеса и отрасли МСП, а также технологичность кредитных продуктов (т. е. насколько продукты могут быть стандартизированы и будут массовыми).

Приведенный пример построения продуктовой линейки банка для МСП основан на детальном анализе отраслевых тенденций в экономике, выделении приоритетных для банка отраслей и разработке продуктов, позволяющих: во-первых, проводить отсечение нецелевых клиентов с высоким уровнем риска и, во-вторых, предлагать клиентам наиболее адаптированные к их потребностям продукты (условия кредитования), снимающие риски банка. Такой подход обеспечивает контроль уровня кредитных рисков на этапе разработки продуктов, который заключается в детальном анализе рисковых параметров продукта, установлении пороговых значений показателей, ограничении максимальной суммы кредита. По мере накопления статистических данных стандартизация кредитных продуктов позволит банку оценивать риски не по каждому проекту индивидуально, а по группе кредитов с однородными признаками.

Профили кредитных продуктов, их состав со временем будут меняться в зависимости от ситуации на рынке и стратегических приоритетов банка. Тем не менее, в банке всегда должны быть определены и зафиксированы, как минимум, стандартные параметры продуктовой линейки для МСП как рыночного сегмента в целом. Как показал проведенный анализ, большинство банков еще только приближается к систематизации и стандартизации кредитных продуктов для МСБ. По нашему мнению, структура кредитных продуктов банков для МСБ может выглядеть в виде схемы, представленной на рисунке 3.3.1.

Рис. 3.3.1. Примерная структура кредитных продуктов

АКБ «Заречье» (ОАО) для МСБ

Что касается основных этапов кредитного процесса АКБ «Заречье» (ОАО) с МСП, то тут следует, на наш взгляд, разработать и утвердить такие основные документы, как «Методика оценки кредитоспособности МСП» (применительно к разным отраслям МСП и видам кредитов), «Политика по работе с обеспечением кредитов», «Методика оценки кредитного риска по кредитам МСП», «Условия предоставления каждого вида кредитов для МСП». Учитывая широкий диапазон целевого сегмента МСП, его многопрофильность, по нашему мнению, анализ кредитоспособности МСП пока скорее должен основываться на индивидуальном (корпоративном) подходе. При оценке кредитоспособности МСП, при выборе параметров и технологии кредитования должны учитываться специфика бизнеса и отрасль заемщика, период его работы на рынке, цель кредитования и динамические показатели. Аналогичным образом должен проводиться выбор обеспечения кредита, но всегда в рамках возможных форм обеспечения, утвержденных банком. Банк должен стремиться к объективной оценке кредитного риска, что может быть достигнуто на базе внедрения специального программного обеспечения.

Далее, в качестве возможных направлений развития кредитного рынка

со стороны АКБ «Заречье» (ОАО) можно предложить следующие меры:

- возможность применение системы поощрения добросовестных заемщиков, путем предоставления льгот, пониженных ставок по кредитам,

более выгодных условий кредитования;

- применение новейших маркетинговых приемов для продвижения

кредитных услуг.

АКБ «Заречье» (ОАО), при нынешнем нелегком положении, необходимо придерживаться некоторых принципов:

  1. Необходимо иметь консолидированную информацию о клиентах, представленную в унифицированном виде. Информация должна периодически пополняться данными из всех филиалов банка. Такое хранилище будет исполнять функцию кредитного бюро.

  2. Достоверный способ классификации (достоверность должна быть более 90%) потенциальных заемщиков и отсечение «неблагонадежных». Этот способ позволит снизить риски невозврата к минимуму, что позволит выдавать более дешевые кредиты и, соответственно, привлечет больше заемщиков.

  3. Модель классификации должна периодически перестраиваться, учитывая новые тенденции рынка. Этим достигается ее актуальность. Ведь не может же использоваться один и тот же подход 5 лет назад и сейчас.

Увеличение достоверности и снижение стоимости позволит отказаться от практики переноса рисков и затрат на заемщиков. Тогда в выигрыше окажутся все – и банк, сохраняя удельную прибыльность на прежнем уровне, и заемщики, привлеченные более выгодными условиями.

Анализ кредитной политики АКБ «Заречье» (ОАО) выявил некоторые риски, с которыми банку приходится сталкиваться в процессе кредитования.

Во-первых, одним из видов риска для Банка является риск невозврата или несвоевременного возврата заемщиками кредитов. В своей деятельности по решению данной проблемы АКБ «Заречье» (ОАО) создает достаточные резервы под возможные потери по кредитам, также поддерживает структуру кредитного портфеля согласно нормативам ЦБ РФ и следует принятого курса на диверсификацию (распределение риска).

Во-вторых, в современном мире суперконкуренции и предложения различных кредитных услуг АКБ «Заречье» (ОАО) может сдать свои позиции по причине длительного оформления заявки на кредит (большой пакет документов, продолжительное время на проверку кредитоспособности заемщика и так далее).

Вышеназванные проблемы кредитования дают основу для разработки предложений по совершенствованию кредитования в АКБ «Заречье» (ОАО).

Здесь можно выделить два направления:

  1. Организация работы с проблемными кредитами.

  2. Направленность на снижение времени обработки заявки на кредит.

Рассмотрим предложенные пути совершенствования кредитования в АКБ «Заречье» (ОАО) более подробно.

Работа с проблемными кредитами должна включать элементы страхования, которые банки включают в свои программы кредитования, некоторые кредиты неизбежно переходят в разряд проблемных. Несмотря на то, что каждый проблемный кредит имеет свои особенности, всем им присущи определенные общие черты, которые говорят банкиру о том, что возникли определенные трудности:

1. Необычные или необъяснимые причины задержки предоставления финансовой отчетности, осуществления платежей или прекращения контактов с работниками банка.

2. Любое неожиданное изменение заемщиком методов расчета амортизации, взносов по пенсионным планам, оценки товарно-материальных запасов, начисления налогов или расчета прибыли.

3. Реструктурирование задолженности или отказ от выплаты дивидендов, изменение кредитного рейтинга заемщика.

4. Неблагоприятные изменения цены на акции заемщика.

5. Наличие чистых убытков в течение одного или нескольких лет, измеренных с помощью показателей доходности активов, доходности капитала или прибыли до уплаты процентов и налогов.

6. Неблагоприятные изменения структуры капитала заемщика (показателя соотношения акционерного капитала и долговых обязательств), ликвидности (коэффициент «критической» оценки) или деловой активности (например, соотношения объема продаж и товарно-материальных запасов).

7. Отклонение объема фактических продаж или потока наличности от планируемых при подаче кредитной заявки.

8. Неожиданные и необъяснимые изменения в размере остатков на счетах клиента.

В случае если кредит становится проблемным, можно предложить следующие основные шаги.

1. Всегда помнить о цели разработки подобных планов - максимизации шансов банка получить полное возмещение своих средств.

2. Крайне важными являются быстрое выявление и объявление о возникновении любых проблем, связанных с кредитом. Обычно задержка только ухудшает ситуацию.

3. Нужно отделить ответственность по разработке подобных планов от функции кредитования для того, чтобы избежать возможных столкновений интересов у конкретного кредитного инспектора.

4. Кредитные инспектора должны как можно быстрее обсудить с проблемным заемщиком возможные варианты решения проблемы, особенно в части сокращения расходов, увеличения потока наличности и улучшения контроля со стороны менеджеров. Данная встреча должна предваряться анализом проблемы и возможных причин ее возникновения, а также выявлением особых проблем (в том числе наличия других кредиторов). После определения степени риска для банка и наличия всех необходимых документов (особенно претензий на залог, предоставленный клиентом, отличных от претензий со стороны банка) должен быть разработан предварительный план действий.

5. Оценить, какой суммой средств нужно располагать для взыскания проблемного кредита (в том числе оценить продажную цену активов и размеры депозитов).

6. Сотрудники, занимающиеся возвратом кредитов, должны изучить налоговые декларации и судебные иски для того, чтобы выяснить, имеет ли заемщик другие неоплаченные долговые обязательства.

7. Сотрудники банка должны оценить качество, компетентность и честность руководства фирмы-заемщика и посетить заемщика для того, чтобы на месте оценить его имущество и деятельность.

8. Нужно рассмотреть все разумные альтернативы для погашения проблемного кредита, в том числе заключение нового, временного соглашения, если возникшие проблемы являются по своей природе краткосрочными, либо разработать способы увеличения потока наличности клиента (например, снижение расходов или выход на новые рынки) или вливания нового капитала в предпринимательскую фирму. Другие возможности предполагают поиск дополнительного обеспечения, наличие второй подписи или гарантий, реорганизацию, слияние или ликвидацию фирмы, заполнение заявления о банкротстве.

Естественно, наиболее приемлемым вариантом всегда является такой пересмотр условий кредитного договора, который дает и банку, и его клиенту шанс возобновить нормальную деятельность. В случае правильно разработанного кредитного договора неразрешимые проблемы возникают редко. Однако неправильно составленный кредитный договор может усугубить финансовые проблемы заемщика и послужить причиной невыполнения обязательств по кредиту.

Страхование и привлечение достаточного обеспечения позволяют вернуть ссуженные средства и компенсировать убытки банка по процентам за кредит путем страхового возмещения от страховой компании или реализации обеспечения. Однако в условиях запутанной и усложненной процедуры реализации обеспечения более предпочтительным выглядит страхование кредитов в надежной страховой компании. Поскольку в этой ситуации проблемами залога, его наличия, сохранности, реализации в случае непогашения кредита занимается страховая компания, а не банк, что, в свою очередь, экономит средства банка и рабочее время сотрудников кредитных подразделений и служб безопасности.

В работе по снижению времени рассматривания заявок в АКБ «Заречье» (ОАО) рекомендуется выполнить мероприятия по устранению причин, вызывающих данную проблему:

  1. Большой пакет документов по кредитованию.

С целью привлечения большего количества клиентов нужно пересмотреть и, если это возможно, сократить количество документов, необходимых для оформления кредита.

  1. Ошибки специалистов (недоработки в документах).

Здесь необходима целенаправленная работа с персоналом: в данном случае ужесточение требований к работе, стимулирование (материальное (снижение оклада, повышение премии) и нематериальное (награждение, поощрение «лучшего аккуратного работника»).

Данные рекомендации, реализованные в комплексе, будут способствовать уменьшению времени обработки заявок, что значительно повысит конкурентоспособность АКБ «Заречье» (ОАО) на фоне других коммерческих банков.

Таковы основные шаги по совершенствованию кредитной политики АКБ «Заречье» (ОАО). Хочется подчеркнуть, что основной идеей в исследовании этого вопроса в работе является систематический подход, необходимость которого очевидна, когда речь идет о таких комплексных проблемах как вопросы кредитования.

В итоге исследования получается, что АКБ «Заречье» (ОАО) как современный коммерческий банк шагает в ногу со временем, проводя гибкую кредитную политику, отвечающую последним требованиям отечественного кредитного рынка. Рекомендации, предложенные в данной главе, предотвратят негативные последствия некоторых проблем, с которым приходится сталкиваться кредитной организации в процессе работы, и, тем самым, усовершенствуют существующую кредитную деятельность банка.

Необходимо постоянно совершенствовать работу управленческих механизмов и технологических систем, а также изменять мышление сотрудников банка и их подходы к работе. В результате будет расти производительность труда, высвобождаться ресурсы для улучшения качества обслуживания и более интенсивной работы с клиентами.

Неплохо было бы создать персональное предложение для каждого клиента, доводить его до адресата через множество каналов и одновременно управлять маркетинговыми кампаниями, ориентированными на микро-сегменты клиентов.

Таким образом, реализация предложенных мер позволит не только обеспечить улучшение условий участия АКБ «Заречье» (ОАО) на соответствующих рынках кредитных услуг, поддержать банк «на плаву» в условиях финансового кризиса, повысить роль института кредитования в отечественной экономике, но и активизировать кредитную деятельность банка в сегменте малого и среднего бизнеса.