11.5. Организация безналичных расчётов
Коммерческие сделки сопровождаются расчётами между агентами, как правило, без участия денег в наличной форме. В зависимости от вида расчётных документов, способа платежа и организации документооборота в банке различают следующие основные формы безналичных расчётов:
расчёты платёжными поручениями;
расчёты по аккредитиву;
расчёты чеками;
расчёты по инкассо.
Формы безналичных расчётов избираются клиентами банков самостоятельно и отражаются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Участниками расчётов являются плательщики, получатели средств, а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты. Выбор форм расчётов контролируется банком на соответствие установленным правилам ведения расчётов. Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться при установлении форм расчётов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота.
При недостаточности денежных средств на счёте для удовлетворения предъявляемых к клиентуре требований средства списываются по мере их поступления в очерёдности, установленной законодательством.
Расчёты платежными поручениями– это самая распространённая в настоящее время в России форма безналичных расчётов. Платёжным поручением является распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в банке.
В соответствии с условиями основного договора платёжные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров (услуг) или для периодических платежей (рис. 11.1 и 11.2).
Рис. 11.1. Расчёты платёжными поручениями при последующей оплате товаров (услуг)
1 – поставка товара (оказание услуги);
2 – передача платёжного поручения в банк;
3 – списание средств со счёта покупателя;
4 – перевод средств в банк поставщика на счёт покупателя;
5 – зачисление средств на счёт покупателя;
6 – сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счёт.
Рис. 11.2. Расчёты платёжными поручениями при предварительной оплате товаров (услуг)
1 – заключение договора о поставке товаров (оказании услуг) с предварительной оплатой;
2 – передача платёжного поручения в банк;
3 – списание средств со счёта покупателя;
4 – перевод средств в банк поставщика на счёт покупателя;
5 – зачисление средств на счёт покупателя;
6 – сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счёт;
7 – поставка товара (оказание услуг).
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счёте плательщика платёжные поручения помещаются в картотеку по внебанковскому счёту «Расчётные документы, не оплаченные в срок». Платёжные поручения оплачиваются по мере поступления средств.
При аккредитивной форме расчётовплательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счёт средств, предварительно депонированных на счёте, либо под гарантию банка, оплату поступивших товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива. Эта форма расчётов не получила значительного развития, так как при ней не сбалансированы интересы сторон. С позиций поставщика, особенно удалённого, аккредитивная форма расчётов хороша. Но покупатель должен заранее бронировать средства, отвлекая их из хозяйственного оборота.
Банки могут отрывать следующие виды аккредитивов:
покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
отзывные и безотзывные.
При открытии покрытого (депонированного) аккредитивабанк-эмитент (банк, выставляющий аккредитив) перечисляет за счёт средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытиинепокрытого (гарантированного) аккредитивабанк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счёта в пределах суммы аккредитива.
Отзывнымсчитается аккредитив, который может быть изменён или отменён банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.
Безотзывным признаётся аккредитив, который может быть отменён только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтверждённый аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтверждённый исполняющим банком, не может быть изменён или отменён без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтверждённому аккредитиву определяется по соглашению между банками.
Расчёты чеками. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке (владелец счёта), которыми оно вправе распоряжаться путём выставления чеков; чекодержателем – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек (получатель средств); плательщиком является банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Не допускаются расчёты чеками между физическими лицами.
Чек удобен для расчётов в случаях:
когда плательщик не желает совершать платёж до получения товара, а поставщик – передавать товар до получения гарантии платежа;
когда продавец заранее не известен.
Бланки чеков являются бланками строгой отчётности. Клиентам с устойчивым финансовым положением и образцовой платёжной дисциплиной при наличии соответствующего договора может быть выдана чековая книжка под гарантию банка (без депонирования средств).
Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение 10 дней, не считая дня его выдачи. При расчётах чеками из чековых книжек с депонированием средств гарантируется платёж поставщику. Хуже обстоит дело с учётом интересов покупателя. Средства отвлекаются из хозяйственного оборота плательщика на достаточно длительный срок.
Расчёты по инкассопредставляют собой банковскую операцию, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.
Расчёты по инкассо осуществляются на основании платёжных требований покупателя (поставщика). Оплата производится по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке) и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Платёжные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счёту плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).
Банк-эмитент, принявший на инкассо расчётные документы, берёт на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчётных документов отражаются в договоре банковского счёта с клиентом.
Расчёты платёжными требованиями. Платёжное требование является расчётным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк. Платёжные требования применяются при расчётах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в других случаях, предусмотренных основным договором.
Расчёты посредством платёжных требований могут осуществляться с предварительным акцептом (с согласием) или без акцепта (без согласия) плательщика.
- Глава 11. Операции коммерческих банков
- 11.1. Ресурсная база коммерческого банка
- 11.1.1. Собственный капитал банка и его структура
- 11.1.2. Привлечённые средства коммерческого банка и их структура
- 11.1.3. Активы коммерческого банка. Банковский баланс
- 11.2. Пассивные операции коммерческого банка
- 11.2.1. Формирование уставного капитала и фондов акционерного и паевого банков
- 11.2.2. Депозитные и внедепозитные операции
- 11.3. Активные операции коммерческого банка
- 11.3.1. Кредитные операции
- 11.3.2. Операции коммерческого банка с ценными бумагами
- 11.4. Кассовые операции коммерческого банка
- 11.5. Организация безналичных расчётов