Основными особенностями банковского учета является:
б) Оперативность бухгалтерского учета. Оперативность бухгалтерского учета в банках проявляется и в том, что отражение операций в учете производится в день их совершения. Правильность ведения ежедневного учета контролируется балансом. Банк ежедневно может убедиться в равенстве сумм, затронутых проводками методом двойной записи по активам и пассивам балансовых счетов. Не будь этой ежедневной проверки, не возможно было бы обеспечить точность и четкость банковского учета.
б)Особая доказательная сила данных банковского учета.Это обусловлено действующим порядком документального оформления совершаемых операций, контроля за их проведением, документооборота и хранения документов. Данный порядок обеспечивает формирование непрерывной и достоверной информации о состоянии расчетов, обязательств, резервов, ценных бумаг, финансовых результатов и прочего.
Предмет банковского учета – это объекты бухгалтерского учета в банках. Объектами бухгалтерского учета являются банковские операции, которые выполняются банками в процессе уставной деятельности, которая связана с ведением текущих счетов юридических и физических лиц, привлечением денежных средств во вклады и депозиты, размещением привлеченных денежных средств на условиях возвратности, платности и срочности и другими операциями. Таким образом, бухгалтерский учет в банках отражает операции, возникающие в процессе деятельности банков, а проведение этих операций строится на основе бухгалтерского учета.
Отражение операций банка в бухгалтерском учете производится на основании плана счетов, единого для всех банков, кроме НБ РБ, расположенных на территории РБ.
В соответствии с планом счетов бухгалтерский учет в банках все операции подразделяются на активные и пассивные. Активными банковскими операциями называются операции, направленные на предоставление банками денежных средств. Предметом этих операций являются основные и прочие активы. Основные активы это: денежные средства в кассе, в обменных пунктах, банкоматах; драгоценные металлы, которые держит и которыми владеет банк; денежные средства банка, размещенные в других банках; кредитные операции с клиентами; операции с ценными бумагами; долгосрочные финансовые вложения, основные средства и прочее имущества банков. Прочие активы: активные межфилиальные средства: субкорсчета филиала для расчета в национальной и иностранной валюте; ресурсы, переданные филиалом для краткосрочного и долгосрочного кредитования клиентов; прочие дебиторы: расчеты по платежам в бюджет, во внебюджетные фонды, с подотчетными лицами по капитальным вложениям и др.
Пассивные банковские операции – это операции, направленные на привлечение банками денежных средств. Предметом этих операций являются основные и прочие пассивы. К основным пассивам относятся: средства банков в виде депозитов и кредитов; счета по операциям с клиентами (текущие, карт-счета, благотворительные счета, счета специального режима и т. д.); выпущенные ценные бумаги (векселя, сертификаты, акции). Прочие пассивы это: износ основных средств и нематериальных активов; резервы на возможные потери; межфилиальные и транзитные счета; расчеты с кредиторами; доходы будущих периодов; резервы на риски и платежи.
Предметом учета в банках является также его собственный капитал: уставный фонд; резервный фонд; фонд развития; переоценочный фонд и др. Объектами банковского учета являются также расходы банка, доходы банка, финансовые результаты его деятельности (прибыль или убыток).
Таким образом, предмет бухгалтерского учета в банках – это объекты учета, которые обусловлены спецификой деятельности банка, связанной с привлечением и размещением денежных средств и направленной на получение прибыли.
Метод бухгалтерского учета в банках – это основные правила его ведения. Эти правила определены законом «О бухгалтерском учете и отчетности». В соответствии с этим законом основными элементами метода бухгалтерского учета являются: первичная документация; аналитический учет (в банке это лицевые счета); синтетический учет; отчетность; инвентаризация; калькуляция, как способ подсчета затрат и прибыли.
2. Основные требования по организации операционного дня банка. Основные составляющие организации операционного дня в банке. Состав операционного дня. Право на подписание первичных учетных документов. Порядок отражения в бухгалтерском учете операций. Порядок оплаты документов с текущих счетов. Порядок исправления ошибочных записей в бухгалтерском учете банка.
Основными составляющими организации операционного дня в банке являются:
обеспечение единого подхода к срокам отражения операций, совершенных в течение операционного дня, в регистрах бухгалтерского учета;
прием (оформление), контроль первичных учетных документов при осуществлена- операций и отражении их в бухгалтерском учете;
распределение обязанностей и полномочий между ответственными исполнителями по приему (оформлению), контролю первичных учетных документов при осуществлении операций и отражению их в бухгалтерском учете, формированию отчетности;
соблюдение установленного банком документооборота с учетом требований нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь (далее — Национальный банк), учетной политики банка в целях снижения операционного риска.
Операционный день банка состоит из банковского дня и времени завершения обработки информации с обязательным формированием ежедневного баланса не позднее начала следующего операционного дня. Время начала и завершения операционного дня определяется приказом (распоряжением) руководителя банка в пределах календарного дня, кроме государственных праздников и
праздничных дней, установленных и объявленных нерабочими в соответствии с законодательством.
Полномочия и ответственность ответственных исполнителей определяются банком самостоятельно.
Право на подписание первичных учетных документов, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета, предоставляется ответственным исполнителям. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден руководителем банка.
Перечнями лиц, имеющих право подписи, первичных учетных документов, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета, а также образцами их подписей с указанием характера подписи (единоличной, контрольной), оформленными в соответствии с локальными нормативными правовыми актами банка, и образцами подписей и оттиска печати, предоставляемых клиентами, обеспечиваются ответственные исполнители, проверяющие документы по операциям банка и клиентов, а также осуществляющие их бухгалтерский учет.
Все операции по расчетным и (или) кассовым документам клиентов, поступившим в течение банковского дня, отражаются в бухгалтерском учете в тот же операционный день. Расчетные и (или) кассовые документы, поступившие в банк по истечении банковского дня, отражаются в бухгалтерском учете не позднее следующего операционного дня.
Операции, осуществленные в выходные дни, объявленные банком или установленные законодательством рабочими днями, отражаются в бухгалтерском учете в порядке, определенном для рабочих дней.
Операции, осуществленные в обычный выходной день, отражаются в бухгалтерском учете в первый рабочий день, следующий за ним.
Оплата всех расчетных и (или) кассовых документов с текущих (расчетных) счетов производится за счет средств на этих счетах на начало операционного дня (за исключением овердрафтно-го кредитования) с соблюдением очередности платежей, установленной законодательством.
Исправление ошибочных записей производится при наличии подтверждающих документов по тем счетам, по которым сделаны ошибочные записи, обратной проводкой либо путем отражения сумм на соответствующих счетах бухгалтерского
учета исходя из экономической сущности проведенной операции. Исправление неправильно проведенной суммы может производиться как путем проведения обратной проводки на полную сумму и осуществления правильной бухгалтерской записи, так и путем исправления в части неправильной суммы.
Исправление ошибочных записей в результате технической ошибки осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.
Организация работы в течение операционного дня требует установления в банке порядка прохождения документов по всем стадиям обработки. Для этого учетной политикой банка должен быть предусмотрен график документооборота.
3. Первичные учетные документы и их хранение. Формы первичных учетных документов. Основные реквизиты первичных учетных документов. Классификация документов банка и их характеристика. Формирование первичных учетных документов. Хранение документов.
Первичные учетные документы, на основании' которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета, должны содержать номера корреспондирующих счетов по дебету и кредиту, сумму операции, назначение платежа, содержащее необходимую информацию о характере операции, дату операции, подпись ответственного исполнителя, подпись контролера (если операция подлежит дополнительному контролю).
Первичные учетные документы по характеру отражаемых операций делятся на:
• расчетные документы;
• кассовые документы;
• мемориальные ордера;
• внебалансовые ордера.
Расчетными документами производится оформление безналичных операций банка и его клиентов. К ним относятся: платежные поручения платежные требования, платежные требования-поручения, поручения-реестры.
Кассовые документы используются при оформлении приходных и расходных кассовых операций. К ним относятся: по приходным операциям — объявления на взнос наличными, комплект квитанций, приходные (кассовые) ордера, извещения; по расходным операциям — денежные чеки, расходные ордера по выдаче вкладов физическим лицам, расходные кассовые ордера.
Мемориальные документы применяются при совершении внутрибанковских операций и операций банка и клиентов по безналичному перечислению средств в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.
Внебалансовыми ордерами (приходными и расходными) оформляются все операции по внебалансовым счетам.
Все операции по расчетным и кассовым документам клиентов, поступившим в течение банковского дня, должны быть совершены в тот же операционный день. Операции по документам, поступившим в банк по истечении банковского дня, совершаются не позднее следующего операционного дня.
Оплата всех расчетных и кассовых документов с текущих счетов производится за счет средств на этих счетах на начало операционного дня с соблюдением очередности платежей, установленной законодательством. Порядок использования денежных средств, поступивших на текущие счета в течение операционного дня, определяется банком и клиентом в договоре банковского счета с учетом требования законодательства.
Первичные учетные документы поступают в банк от клиентов, других банков, а также составляются в банках и содержат необходимую информацию о характере операций, позволяющую проверить их законность и осуществлять внутренний контроль.
При оформлении расчетно-кассовых документов должны соблюдаться следующие требования: - при составлении расчетно-кассовых документов используются формы документов, изготовленные типографским способом либо составленные с использованием технических средств; - расчетные документы (бумажные или электронные) должны оформляться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка по осуществлению безналичных расчетов; - документы по кассовым операциям должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Национального банка по ведению кассовых операций в банках; - для осуществления валютных операций представляются документы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами Национального банка; - денежные чеки и первые экземпляры расчетных документов, представляемые в банк клиентами, должны иметь подписи уполномоченных лиц и оттиск его печати, соответствующие карточке с образцами подписей и оттиска печати; - исправления в расчетно-кассовых документах не допускаются; - расчетно-кассовые документы составляются в количестве экземпляров, достаточном для совершения бухгалтерских записей по всем затронутым данной операцией лицевым счетам. Банк отказывает клиенту в приеме расчетно-кассовых документов, если данные документы оформлены с нарушением требований законодательства Республики Беларусь либо когда удостоверение прав распоряжения счетом вызывает у банка сомнение. Расчетно-кассовые документы, на основании которых совершаются бухгалтерские записи, должны иметь: контировку, то есть обозначение номеров счетов по дебету и кредиту, по которым должна быть проведена зта запись; дату проводки; подпись ответственного исполнителя, а по операциям, подлежащiм дополнительному контролю, - подпись контролера. Электронные мемориальные документы удостоверяются электронной цифровой подписью соответствующих работников.
Формирование и хранение документовБанк должен обеспечить формирование первичных учетных документов, на основании которых. совершены бухгалтерские записи, за каждый рабочий день не позднее следующего рабочего дня.
Формирование кассовых документов осуществляется в сроки и в порядке, установленные нормативными правовыми актами Национального банка по организации кассовой работы в банках.
Первичные учетные документы за каждый рабочий день должны быть сверены с данными ежедневного баланса. В случае выявления расхождений осуществляется сверка документов и оборотов по каждому балансовому и внебалансовому счету. Сформированные, сброшюрованные и сверенные с ежедневным балансом первичные учетные документы передаются для хранения.
Порядок формирования, сверки и хранения первичных учетных документов банк определяет самостоятельно в локальных нормативных правовых актах с учетом законодательства.
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, книги (книга) регистрации открытых и закрытых лицевых счетов, отчетность хранятся в течение сроков, установленных законодательством.
4.Регистры аналитического учета. Организация работы по ведению лицевых счетов. Формы и обязательные реквизиты лицевого счета. Назначение выписок из лицевых счетов, порядок их оформления и выдачи клиентам. Ведение сборных лицевых счетов. Организация работы по ведению лицевых счетов.
Информация, которая содержится в первичных учетных документах, систематизируется в регистрах бухгалтерского учета, которые подразделяются на регистры аналитического учета и регистры синтетического учета. Основным регистром аналитического учета по балансовым и внебалансовым счетам является лицевой счет. Записи в лицевом счете осуществляются на основании первичных учетных документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства.
Лицевой счет должен содержать следующие обязательные реквизиты:
номер лицевого счета;
дату совершения последней операции;
дату совершения текущей операции;
номер документа, на основании которого осуществлена запись в лицевом счете;
номер счета-корреспондента (кроме лицевых счетов по внебалансовым счетам);
код банка-корреспондента (кроме лицевых счетов по внебалансовым счетам);
код валюты;
код платежа в бюджет (по операциям с республиканским или местным бюджетами);
сумму операции;
итоги оборотов по дебету и кредиту (по приходу и расходу по внебалансовым счетам);
сумму входящего остатка;
сумму исходящего остатка.
Лицевой счет в иностранной валюте должен содержать информацию об иностранной валюте и эквиваленте в белорусских рублях по следующим реквизитам лицевого счета: сумма операции, итоги оборотов по дебету и кредиту (по приходу и расходу по внебалансовым счетам), сумма входящего остатка, сумма исходящего остатка. Лицевой счет может содержать дополнительные реквизиты.
В подтверждение выполненных за день операций клиенту выдается или направляется выписка из лицевого счета. Выписка из лицевого счета должна содержать обязательные реквизиты, указанные выше. Порядок и периодичность выдачи (направления) клиенту выписки из лицевого счета и приложений к ней, форма их предоставления (на бумажном носителе информации или в электронном виде), наличие дополнительных реквизитов в лицевом счете и в выписке из лицевого счета, порядок удостоверения банком подлинности выписки из лицевого счета, порядок выдачи дубликата выписки из лицевого счета при ее утере клиентом устанавливаются в соответствующем договоре между банком и клиентом. Приложениями к выписке из лицевого счета служат документы, на основании которых совершены записи в лицевом счете клиента, и другие документы.
Владелец счета обязан в течение 10 календарных дней после получения выписок письменно сообщить банку о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. При непоступлении от клиента в указанный срок возражений совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными.
Организация работы по ведению лицевых счетов. Все открываемые банком лицевые счета регистрируются в книгах регистрации открытых и закрытых лицевых счетов. Данная книга должна содержать следующие обязательные реквизиты: дату открытия лицевого счета; наименование лицевого счета; номер лицевого счета; дату закрытия лицевого счета.
При ведении на бумажном носителе информации книга регистрации открытых и закрытых иных счетов должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена подписями руководителя и главного бухгалтера банка или подписями лиц, ими уполномоченных, а также оттиском печати банка. Закрепление счетов за структурными подразделениями банка и отдельными ответственными исполнителями, а также их последующее перераспределение производится в порядке, установленном в локальных нормативных правовых актах банка. При этом главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным, должен быть обеспечен контроль полномочий ответственных исполнителей по совершению операций по закрепленным счетам.
5.Основные регистры синтетического учета. Отчетность. Виды регистров синтетического учета. Ежедневный баланс. Кассовый журнал. Оборотная ведомость. Проверочная ведомость. Формирование отчетности банка.
Основными регистрами синтетического учета являются:
ежедневный баланс;
кассовый журнал;
оборотная ведомость;
проверочная ведомость.
Ежедневный баланс формируется по балансовым счетам IV порядка и внебалансовым счетам V порядка. В ежедневном балансе отражаются обороты по дебету и кредиту, исходящие остатки по активу и пассиву по каждому балансовому счету IV порядка с промежуточными итогами по балансовым счетам III и II порядков. В балансе выводятся итоги по каждому классу баланса и в целом по банку. По внебалансовым счетам отражаются обороты по приходу и расходу и исходящие остатки. Ежедневный баланс проверяется и подписывается руководителем, главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными. Наличие ежедневного баланса за предыдущий операционный день является обязательным условием начала нового операционного дня.
Правильность составления ежедневного баланса контролируется равенством дебетовых и кредитовых оборотов и итогов остатков по активу и пассиву, а правильность итога остатков по внебалансовым счетам — соответствием его итогу по остатку за предыдущий операционный день плюс сумма оборотов по приходу минус сумма оборотов по расходу за данный операционный день.
Кассовый журнал составляется по приходу и расходу кассы на основании приходных и расходных кассовых документов и содержит записи операций, в которых указываются номера лицевых счетов клиентов, код отчетности.
Оборотная ведомость предназначена для накопления дебетовых и кредитовых оборотов за определенный период. Периодичность составления оборотной ведомости определяется банком самостоятельно(квартал, год) в локальных нормативных правовых актах. Оборотная ведомость проверяется и подписывается руководителем и главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными.
Проверочная ведомость составляется ежемесячно и содержит информацию об остатках всех лицевых счетов, открытых на балансе банка. В проверочной ведомости выводятся промежуточные итоги остатков по балансовым счетам IV, III, II порядков, по каждому классу баланса и в целом по активу и пассиву. Итоги по балансовым счетам IV, III, II порядков, по каждому классу баланса и в целом по активу и пассиву проверочной ведомости сверяются с соответствующими итогами по балансовым счетам ежедневного баланса. Результат сверки удостоверяется подписью главного бухгалтера или лица, им уполномоченного.
Банк формирует отчетность с соблюдением законодательства. При этом должна быть обеспечена полнота отражения за отчетный период всех операций банка и результатов инвентаризации активов и обязательств.
Отчетность должна составляться на основании данных синтетического и аналитического учета, подтверждаться первичными учетными и другими документами и содержать показатели финансовой деятельности банка. Отчетность должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером банка, если иное не установлено законодательствам.
Годовая финансовая отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная финансовая отчетность составляется за период короче полного отчетного года. Состав, структура, порядок и сроки
представления указанной отчетности определяются нормативным правовым актом Национального банка.
Банк представляет отчетность в Национальный банк, в государственные органы в случаях и порядке, установленных законодательством, и иным заинтересованным пользователям.
Порядок накопления и систематизации данных бухгалтерского учета в разрезе экономических показателей, используемых для составления других видов отчетности (в том числе налоговой, статистической, оперативной, управленческой), определяется банком самостоятельно в локальных нормативных правовых актах.
- Основными особенностями банковского учета является:
- 6.Организация внутреннего контроля. Направления внутреннего контроля. Дополнительный контроль. Последующий контроль, его направление.
- Проводки:
- Проводки:
- 11. Ревизия ценностей. Случаи проведения ревизии. Ежеквартальная ревизия. Порядок проведения ревизии. Проведение выборочного контрольного полистного пересчета. Иные проверки.
- Система межбанковских расчётов может быть организована двумя способами:
- При приеме документов на безналичное перечисление средств ответственный исполнитель банка проверяет:
- Порядок документооборота, характерный для большинства банков.
- Оформление и учет вкладных (депозитных) операций физических лиц
- Порядок отражения в учете процентов за пользование кредитом.
- 20.Валютно-обменные операции с участием физ.Лиц. Охарактеризуйте организацию работы обменных пунктов и валютных касс. Приведите порядок оформления и учёта валютно-обменных операций и их учёт
- Порядок оформления и учёта валютно-обменных операций и их учёт
- Учёт валютно-обменных операций: