Уральский государственный экономический университет деньги, кредит, банки
Методические указания для студентов
специальности 08.01.05 “Финансы и кредит ”
дневной и заочной форм обучения
Екатеринбург
2012
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом
Уральского государственного экономического университета
Составители:
М.С. Марамыгин, Е.Н. Прокофьева
Рецензент: М.М. Шадурская
Роль денег всегда является определяющей в экономике, вне зависимости от признания или не признания этого факта отдельными индивидуумами. Посредством денег, денежного обращения проявляют свое действие многие экономические законы развития государства, действующие независимо от воли людей, т.е. объективно. Но и сами деньги являются основой действия многих законов развития национальной экономики страны. Все это позволяет сделать вывод: знание законов денежного обращения помогает не только анализировать современное состояние экономики, но и дает ключ к пониманию ожидающих нас экономических перспектив, последствий тех решений, которые принимаются сегодня.
Кредит теснейшим образом связан с деньгами, денежным оборотом. Познание сущности кредита позволяет вести рациональное государственное регулирование денежных потоков, стимулировать наиболее перспективные, прибыльные или социально значимые сферы национальной экономики.
Базой для изучения курса «Деньги, кредит, банки» являются работы российских и зарубежных экономистов, основные труды которых приведены в списке рекомендованной литературы. Но необходимо отметить, что привести все работы конкретно невозможно, поэтому студентам необходимо самостоятельно изыскивать и изучать другие работы данных авторов.
Кроме того, необходимо постоянно следить за периодическими изданиями (газеты: «Российская газета», «Бизнес и банки», «Финансовая газета», «Экономика и жизнь»; журналы: «Деньги и кредит», «Банковское дело», «Финансы», «Вопросы экономики», издания издательского дома «Коммерсантъ»), в которых публикуется вся текущая экономическая и нормативная информация.
Курс «Деньги, кредит, банки» делится на аудиторные занятия (лекции и семинарские занятия) и самостоятельную работу студентов. Важнейшая часть учебного плана отведена на аудиторные занятия, причем упор сделан именно на семинарские занятия. Они проводятся как в традиционной форме опроса студентов преподавателем, так и в форме обсуждения сообщений, докладов и рефератов, подготовленных студентами под руководством преподавателя.
Однако во время аудиторных занятий практически невозможно охватить всю полноту изучаемого материала. Поэтому особое значение придается самостоятельной работе студентов. Формы самостоятельной работы могут быть следующими:
1. Проблемные семинары. В данном случае группа заблаговременно предупреждается преподавателем о такой форме работы. Студенты академической группы предварительно разбиваются на несколько подгрупп. Одна или несколько подгрупп выступают с изложением традиционной, общепринятой теории или с собственным мнением по исследуемой проблеме. Остальные студенты выступают оппонентами .
2. Деловые игры. Ситуация деловой игры, ее непосредственные участники и выполняемые ими роли определяются заранее. Игра может начаться с обыгрывания простейших ситуаций, переходя на более высокие уровни экономических отношений .
3. Подготовка докладов и выступлений на студенческих научных конференциях. Студент, под руководством преподавателя, выбирает тему доклада и готовит научное сообщение для выступления на одной из конференций.
4. Переход студента на индивидуальный график занятий. Это наивысшая и самая ответственная форма организации самостоятельной работы студентов дневной формы обучения. Индивидуальный график обучения требует от студентов более ответственного и осознанного подхода к специальности в целом и к данной дисциплине в частности. Переход на самостоятельный график изучения дисциплины не освобождает от обязанности в установленный деканатом срок сдать общую отчетность за учебный семестр.
Организационно курс «Деньги, кредит, банки» состоит из двух частей: первая половина курса «Общая теория денег и кредита», вторая половина курса «Денежно-кредитная система». Вторая часть логично дополняет теорию, изучаемую студентами в первой половине курса.
- Уральский государственный экономический университет деньги, кредит, банки
- Календарно-тематический план
- Изучения первой половины курса «Деньги, кредит, банки»
- «Общая теория денег и кредита»
- Календарно-тематический план изучения второй половины курса «Деньги, кредит, банки» «Денежно-кредитная система»
- Раздел 1.
- Тема 1. Рынок денег в условиях кругооборота доходов и товаров
- Тема 2. История развития денег
- Тема 3. Функции денег
- Тема 4. Теории денег
- Тема 5. Денежное обращение и денежные системы
- Тема 6. Инфляция
- Тема 7. Теоретические основы существования кредита
- Тема 8. История формирования и развития кредитных отношений в обществе
- Тема 9. Формы кредита
- Тема 10. Ссудный процент
- Раздел 2.
- Тема 1. Кредитная и банковская системы.
- Тема 2. Сущность и функции Центрального банка
- Тема 3. Денежно-кредитная политика: цели, направления и инструменты
- Тема 4. Банки и банковские операции
- Тема 5. Рынок ценных бумаг
- Тема 6. Валюта, валютные рынки и валютные системы
- Тема 7. Особенности современных денежно-кредитных систем отдельных стран