logo
uchet_v_bankakh-otvety

Вопрос 1

Организационная структура коммерческого банка определяется прежде всего его организационно-правовой формой собственности, которая и определяет организационную структуру банка, что, безу­словно, находит свое отражение в уставе банка.

Учитывая тот факт, что большинство коммерческих банков Рос­сии имеет акционерную форму собственности, рассмотрим органи­зационную структуру акционерного коммерческого банка.

Высшим органом управления банка является общее собрание ак­ционеров, которое созывается в установленном порядке, по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В исключительной компетенции общего собрания акционеров находятся следующие вопросы деятельности банка:

утверждение и изменение устава банка;

избрание совета директоров банка;

утверждение годового отчета банка;

распределение доходов банка и решение о формировании фондов банка;

создание и ликвидация филиалов банка;

утверждение аудиторов банка.

Управленческая структура банка включает функциональные подразделения и службы, число которых определяется экономичес­ким содержанием и объемом выполняемых банком операций, кото­рые отражены в Лицензии на осуществление данным банком банков­ской деятельности.

Обычно в составе управленческой структуры коммерческого банка выделяют следующие подразделения и службы:управление депозитных и вкладных операций;

управление кассовых операций;управление по работе с клиентами;

управление бухгалтерского учета и отчетности;управление внутреннего контроля;

валютное управление;правовое управление;кредитное управление;

Условно все эти подразделения и службы можно объединить в пять блоков.

Первый блок — блок общих вопросов управления банком включает подразделения планирования и прогнозирования деятельности банков. Назначение данного блока состоит в том, чтобы обеспечить це­ленаправленное развитие банка, выполнение стоящих перед ним задач, регулировать его доходы и расходы, пополнять ресурсами, выполнять требования Центрального банка РФ по основным направ­лениям деятельности (качеству активов, достаточности капитала, ликвидности и дрВторой блок охватывает организацию различных видов банковс­ких услуг (кредитование, инвестирование, валютные, трастовые, дру­гие активные операции). Сюда входит все, что связано с обслужива­нием клиентов на коммерческих (платных) началах.

Третий блок призван обеспечить учет внутрибанковских расходов, учет собственной деятельности банка как коммерческого предприя­тия. В данный финансовой блок входят такие управления, как бухгал­терия, отдел внутрибанковских расчетов и корреспондентских отно­шений, кассовое управление.

Четвертый блок — блок автоматизации также является обязатель­ным элементом структуры коммерческого банка. Денежные потоки (кредитование, расчеты и прочие операции), которые проходят че­рез современный банк, невозможно обработать вручную, нужен комплекс технических средствПятый блок получил название административного. В его состав прежде всего входит отдел управления персоналом банка, который обеспечивает набор сотрудников, повышение квалификации работников кредитного учреждения, прием, продвижение по службе и увольнение персонала.

Организационную структуру бухгалтерского аппарата банк устанавливает самостоятельно. Это, как правило, единое бухгалтерское подразделение, состоящее из отделов и/или секторов Независимо от специфики организационной структуры все бухгалтерские работники банка подчиняются его главному бухгалтеру.

Совокупность процессов, связанных с выполнением операционной работы и ведением бухгалтерского учета, называют учетно-операционной работой, а работников, выполняющих соответствующие функции, — учетно-операционным аппаратом банка.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении банковских операций несет руководитель банка. Ответственность за формирование учетной политики, ведение учета, своевременное представление полной и достоверной отчетности возлагается на главного бухгалтера банка. Обычно главный бухгалтер имеет заместителей, отвечающих за разные участки работы: учет внутрихозяйственных операций банка, операционный учет, учет валютных операций, учет ценных бумаг, учет доходов, расходов и финансовых результатов, а также составление финансовой и налоговой отчетности.

Основные задачи главного бухгалтера — методическое обеспечение учета совершаемых банком операций, аналитические и контрольные функций, обеспечение обязательств банка. Главный бухгалтер организует учетно-операционную работу, занимается организационными вопросами, обеспечивает: отражение на счетах бухгалтерского учета операций, совершаемых банком; оформление открытия счетов клиентов; контроль исправлений в лицевых счетах; Главный бухгалтер ежедневно проверяет заключение кассовых операций, полноту оприходования денег, сводку оборотов и баланс за день, правильность формирования и хранения денежно-расчетных документов.