logo
Glava_6-8

7.3.8. Проверка организации комплаенс-контроля в кредитной организации

Если кредитная организация является участником финансо­вого рынка, то у нее должно быть разработано положение о комплаенс-контроле согласно письмам ЦБ РФ от 8 апреля 2003 г. № 53-Т от 10 июля 2001 г. № 87-Т, от 15 февраля 2001 г. № 24-Т. Наличие этого положения и его соблюдение проверяются при аудите.

В положении о комплаенс-контроле должны быть установле­ны права и обязанности сотрудников контролирующих организа­ций. Комплаенс-контроль является частью системы внутреннего контроля кредитной организации; комплаенс-контролер должен быть штатным сотрудником кредитной организации. Если в кре­дитной организации нет такой штатной единицы, то в заключе­нии при проверке следует указать, что в штате кредитной органи­зации не предусмотрена должность комплаенс-контролера. Иногда в кредитных организациях совмещаются должности на­чальника отдела внутреннего аудита и комплаенс-контролера. Но при проверке кредитной организации Банком России это могут указать как замечание.

Аудитор должен отметить добросовестное выполнение обя­занностей, поэтому он обязан отследить, проверял ли компла­енс-контролер:

1) не было ли использования служебной информации об опе­рациях на финансовых рынках и ее утечки;

  1. не передавали ли сотрудники банка эту информацию для заключения сделок третьим лицам (за нарушение этого требования комплаенс-контролер несет ответственность);

  2. наличие конфликтов, возникающих между кредитной организацией, ее сотрудниками, клиентами и другими лицами в сфере сделок на рынке ценных бумаг, т.е. какими документами этот конфликт интересов оформлен, соблюдается ли приоритет интересов клиентов над интересами кредитной организации и ее сотрудника, а также все документы по заключенным сделкам с точки зрения следующих факторов:

4) есть ли в кредитной организации правила ограничения передачи служебной информации между подразделениями;

5) предотвращено ли манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, а именно:

6) взаимоотношения с клиентами, в том числе: ведутся ли сделки в интересах клиентов; соблюдаются ли интересы клиентов при конфликте интересов; доводится ли до сведения клиента требуемая информация о финансовых рынках и другая информация в соответствии с договором, заключенным с клиентом:

— не нарушаются ли полномочия, данные клиентом кредитной организации на проведение операций с ценными бумагами;

— как хранятся эти договоры о сделках в течение 5 лет с момента исполнения обязательств по договорам (эти документы должны быть предъявлены комплаенс-контролеру, а также внешнему аудитору по первому требованию);

7) наличие наиболее существенных фактов по предотвращению отмывания денежных средств или имущества, полученных незаконным путем:

Все перечисленные факты комплаенс-контролер должен ука­зывать в своем акте по итогам проверки;

8) необходимо проводить проверку фактов отклонений от стандартного хода сделок:

9) для выявления данных отклонений по ценам аудитор дол­жен проверять:

При выявлении указанных фактов аудитор должен обращать­ся в специальные правовые органы. Кроме того, руководителем кредитной организации должны быть утверждены внутренние правила кредитной организации по противодействию легализа­ции денежных средств или иного имущества, полученных неза­конным путем. Если такие правила и соответствующие акты проверок отсутствуют, то при проверке кредитной организации внешними аудиторами кредитной организации и комплаенс-контролеру необходимо записать замечание;

10) при проверке соблюдения порядка организации комплаенс-контроля в кредитной организации следует проверить: