10. Монополия: понятие, условия существования, факторы монополистической власти. Виды монополий. Монопольная власть и её измерение.
Совершенная конкуренция — это рыночная структура, которая характеризуется большим количеством мелких фирм, которые предлагают однородную (стандартизированную) продукцию многим покупателям, возможностью свободного входа и выхода из рынка, отсутствием контроля над ценами и равной для всех участников рынка доступностью информации. Таким образом, на рынке совершенной конкуренции выполняются следующие условия:
1) множество конкурирующих продавцов реализует стандартизированную продукцию многим покупателям;
2) каждая фирма имеет менее 1% общего объема продаж за любой период;
3) отдельные фирмы не рассматривают конкурентов как угрозу их рыночной доле продаж, а поэтому не интересуются производственными решениями друг друга;
4) информация о ценах, технологии, прибыли доступна. Фирмы имеют возможность быстро реагировать на изменение рыночных условий;
5) не существует ограничений для входа в рынок и выхода из него.
Монополизм - это такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект навязывает контрагентам выгодные для себя действия, "эксплуатируя" в своих интересах рыночный спрос через получение высоких прибылей.
Формами проявления монополизма выступают: взвинчивание цен и сокращение производства, уменьшение внимания к издержкам производства, рост зарплаты и премий на предприятиях-монополистах, рост рентабельности и сокращение расходов на рекламу, упрощение маркетинга, снижение качества продукции.
Для определения доминирующего положения монополии на рынке используют разные показатели:
доля фиксированного числа предприятий;
индекс степени монополизации А. Лернера;
индекс Харфиндела-Хиршмана;
предельная сумма приобретенных активов, принцип "разумности" и др.
Антиподом совершенной конкуренции является чистая монополия — модель, при которой одна фирма становится единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей, и когда проникновение в отрасль других фирм практически невозможно из-за существующих барьеров.
Монополистическая конкуренция — рыночная структура, которая характеризуется довольно большим числом фирм, выпускающих схожую, но не идентичную продукцию, при сравнительно легких условиях входа и выхода из рынка и ограниченном контроле над ценами.
Несовершенная конкуренция - это рыночная ситуация, когда на рынке присутствует ограниченное число продавцов такого количества товаров, которое существенно влияет на его цену. Несовершенная конкуренция, в зависимости от степени нарушения свободной конкуренции, в свою очередь подразделяется на следующие основные подвиды: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Олигополией называют господство на рынке нескольких крупных фирм, чаще от 3 до 5 (автомобильные гиганты, добыча и переработка нефти и др.)
Монополистическая конкуренция - это такое состояние рынка, когда имеется достаточно большое количество производителей (20-70 фирм), предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. Эта форма конкуренции близка к совершенной конкуренции. Здесь фирма становится своеобразным монополистом только своей марки товара (например, шоколад "Сникерс"), контроль фирмы над ценой небольшой, почти невозможен тайный сговор фирм в отношении объема производства и цен.
Если монополия — это рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей, то ситуацию с единственным продавцом товара называют чистой монополией. Кроме того, различают:
закрытую монополию, защищенную от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защиты и т.п.;
естественную монополию — модель, при которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком (система водоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения). Иногда монополия обусловлена ограниченностью (уникальностью) ресурсов;
открытую монополию, когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо товара, не обладая специальной защитой;
простую монополию, при которой фирма реализует свою продукцию по одной цене всем потребителям.
Выделяются низшие и высшие формы монополистических союзов. Низшие - временные союзы или соглашения, которые достигаются для реализации конкретного проекта (пулы, ринги, корнеры и т.д.).
Высшие же формы монополий или монополистических союзов - это картель, синдикат, трест и концерн.
Картель - это объединение (союз) ряда предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют свою самостоятельность производственной и сбытовой деятельности, но договариваются об объеме производства, ценах, делят рынки сбыта продукции.
Синдикат - объединение ряда предприятий одной отрасли производства, участники которого теряют коммерческую, сбытовую самостоятельность, обеспечивая совместную реализацию продукции, закупки исходного сырья и т.д.
Трест - объединение собственности и управления ряда предприятий при полной ликвидации их самостоятельности. В этом случае формируется корпоративная собственность, что позволяет монополизировать источники сырья, перевозку производства и др.
Концерн - объединение предприятий разных отраслей экономики, включая промышленные предприятия, банки, транспортные и торговые компании. В настоящее время основной формой монополии является концерн. Концерн - это наиболее устойчивая форма организации экономической деятельности.
Монополизм - это такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект навязывает контрагентам выгодные для себя действия, "эксплуатируя" в своих интересах рыночный спрос через получение высоких прибылей.
Формами проявления монополизма выступают: взвинчивание цен и сокращение производства, уменьшение внимания к издержкам производства, рост зарплаты и премий на предприятиях-монополистах, рост рентабельности и сокращение расходов на рекламу, упрощение маркетинга, снижение качества продукции.
Конкуренция есть наиболее эффективное средство достижения целей рыночной экономики. Монополизм, препятствуя конкуренции, подавляя ее, действует в обратном направлении. Чтобы избежать отрицательных последствий монополизма, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование. В него входят:
административный контроль над монополизированными рынками;
организационный механизм;
антимонопольное законодательство.
Показатель монопольной власти или так называемый индекс степени монополизации А. Лернера (L) рассчитывается по формуле: L = (P – MC) / P,
где Р – монопольная цена; МС – предельные издержки.
Численное значение коэффициента Лернера находится между 0 и 1. Чем больше коэффициент L, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (МС) равны цене (Р), то индекс Лернера равен нулю (L=0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции.
Антимонопольный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Сюда входят финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.
Антимонопольная деятельность - это прямая поддержка предпринимательства и развития рыночной конкуренции в экономике.
Антимонопольное законодательство - это нормативные акты, определяющие организационно-правовые основы развития конкуренции, меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
- 1. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике.
- 2. Рыночная экономика и её модели (рэ)
- 3. Доход фирмы и её издержки. Динамика издержек в кратко- и долгосрочном периодах.
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- 4. Основные макроэкономические показатели.
- 5. Система счетов национального дохода: основные показатели и их взаимосвязь. Методы расчёта ввп.
- Характеристика макроэкономических показателей по системе национальных счетов
- 6. Макроэкономическая нестабильность.
- 7. Денежно-кредитная система.
- Банковский кредит и его формы
- 8. Денежная масса: структура, денежные агрегаты. Денежный рынок.
- 9. Национальная экономика Республики Беларусь. Отраслевая структура, оценка состояния, тенденции изменения.
- 10. Монополия: понятие, условия существования, факторы монополистической власти. Виды монополий. Монопольная власть и её измерение.
- 11. Олигополия в рыночной экономике. Стратегия фирмы в олигополистической отрасли.
- 12. Особенности формирования спроса и предложения на рынках факторов производства. Концепция производного спроса.
- 13. Монетарная политика: инструменты, направления, эффективность.
- Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- 14. Теория экономического роста. Источники, факторы и показатели экономического роста.
- 15. Циклический характер развития современной экономики. Виды циклов.