Глава 13. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг
Статья 48. Понятие саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг
1. Глава 13 комментируемого закона определяет понятие саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг, их статус и требования, предъявляемые к их созданию и деятельности.
2. Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг является добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Она создается путем объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и имеет своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности ее членами. Саморегулирование направлено в первую очередь на ограничение ведомственного нормотворчества.
3. Основные принципы саморегулирования:
- базой саморегулирования является действующее законодательство;
- оно направлено на частичное замещение государственного регулирования в определенных областях экономики;
- правила поведения, выработанные в саморегулируемых организациях, дополняют и конкретизируют соответствующие нормы законодательства;
- нормы саморегулирования, как правило, ужесточают требования к участникам рыночных отношений.
4. Постановлением ФКЦБ РФ от 01.07.1997 N 24 (ред. от 14.08.2002) утверждено Положение о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положение о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
5. Принципиальные требования к объединениям по принципу профессиональной принадлежности состоят в следующем: выработка определенных профессиональных параметров, контроль за их соблюдением, защита прав и интересов членов цеха перед другими участниками рынка. Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.
Преимущества перед каким-либо другим способом регулирования заключаются в обладании исчерпывающей информацией и возможности оперативного реагирования на происходящие изменения внутри определенного профессионального сообщества.
6. Государственная политика в сфере саморегулирования направлена главным образом на поддержку процессов объединения предпринимателей и профессионалов, с тем чтобы постепенно избавить органы исполнительной власти от необходимости заниматься регулированием и контролем их деятельности, что, в свою очередь, ведет к снижению бюджетных затрат.
7. Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для:
- обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг;
- соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг;
- защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации;
- установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.
8. Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными ФКЦБ (ФСФР РФ), устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.
Статья 49. Права саморегулируемых организаций в регулировании рынка ценных бумаг
1. Комментируемой статьей установлено, что саморегулируемые организации имеют следующие права:
- получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов;
- в соответствии с требованиями закона разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;
- осуществлять контроль за соблюдением своими членами принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
- разрабатывать в соответствии с квалификационными требованиями ФСФР РФ учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.
Статьей 17 закона о защите прав инвесторов установлено также, что саморегулируемые организации вправе создавать компенсационные и иные фонды в целях возмещения понесенного инвесторами - физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников - членов саморегулируемой организации.
2. В соответствии с п. 2.2 Положения о саморегулируемых организациях, они обязаны:
- выполнять требования ФСФР РФ, направленные на поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- создавать и поддерживать эффективные системы контроля и надзора за деятельностью своих членов, а также своевременно выявлять и пресекать нарушения требований законодательства РФ о ценных бумагах, а также устава и внутренних документов саморегулируемой организации;
- осуществлять активное взаимодействие с ФСФР РФ, ее региональными отделениями, другими органами, осуществляющими регулирование и контроль на рынке ценных бумаг, и другими саморегулируемыми организациями в целях достижения эффективного регулирования рынка ценных бумаг и избежания двойного регулирования;
- участвовать в системах раскрытия информации, реализуемых ФСФР РФ;
- вести базы данных, содержащие информацию о ее членах;
- создавать третейские суды, рассматривающие споры между членами саморегулируемой организации, или заключать соответствующие договоры с постоянно действующими третейскими судами;
- неукоснительно выполнять требования, содержащиеся в уставе и внутренних документах саморегулируемой организации.
Статья 50. Требования, предъявляемые к саморегулируемым организациям
1. Настоящая статья определяет требования, предъявляемые к созданию и деятельности саморегулируемой организации.
2. Так, заявление в ФСФР РФ о приобретении статуса саморегулируемой организации вправе подать только организация, учрежденная не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
3. Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения, выданного ФСФР РФ.
4. Для получения разрешения в ФСФР РФ представляются:
1) заверенные копии документов о создании саморегулируемой организации;
2) правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.
В статье установлен перечень правил и положений саморегулируемой организации, которые должны содержать требования, предъявляемые как к самой саморегулируемой организации, так и к ее членам.
5. Саморегулируемая организация обязана представлять в ФСФР РФ данные обо всех изменениях, вносимых в документы о создании, в положения и правила саморегулируемой организации, с кратким обоснованием причин и целей таких изменений.
Изменения и дополнения считаются принятыми, если в течение 30 календарных дней с момента их поступления в ФСФР РФ не направлено письменное уведомление об отказе с указанием его причин.
6. В выдаче разрешения может быть отказано, если в представленных организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг документах не содержится соответствующих требований, перечисленных в комментируемой статье, а также предусматривается хотя бы одно из следующих положений:
- возможность дискриминации прав клиентов, пользующихся услугами членов организации;
- необоснованная дискриминация членов организации;
- необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из нее;
- ограничения, препятствующие развитию конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе регламентация ставок вознаграждения и доходов от профессиональной деятельности членов организации;
- регулирование вопросов, не относящихся к компетенции, а также не соответствующих целям деятельности саморегулируемой организации;
- предоставление недостоверной или неполной информации.
Отказ в выдаче разрешения по иным основаниям не допускается.
7. Отзыв разрешения саморегулируемой организации производится в случае установления ФСФР РФ нарушений законодательства РФ о ценных бумагах, требований и стандартов, установленных ФСФР РФ, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недостоверной или неполной информации.
- Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-фз "о рынке ценных бумаг" Предисловие
- Раздел I. Общие положения Глава 1. Отношения, определяемые настоящим Федеральным законом
- Раздел II. Профессиональные участники рынка ценных бумаг Глава 2. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
- Глава 3. Фондовая биржа
- Раздел III. Об эмиссионных ценных бумагах Глава 4. Основные положения об эмиссионных ценных бумагах
- Глава 5. Эмиссия ценных бумаг
- Глава 6. Обращение эмиссионных ценных бумаг
- Раздел IV. Информационное обеспечение рынка ценных бумаг Глава 7. О раскрытии информации о ценных бумагах
- Глава 8. Об использовании служебной информации на рынке ценных бумаг
- Глава 8 комментируемого закона регулирует порядок использования служебной информации на рынке ценных бумаг.
- Глава 9. О рекламе на рынке ценных бумаг
- Раздел V. Регулирование рынка ценных бумаг Глава 10. Основы регулирования рынка ценных бумаг
- Глава 11. Регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Глава 12. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг
- Глава 13. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Раздел VI. Заключительные положения